Использование метода проектов для повышения качества подготовки студентов колледжа
Использование метода проектов для повышения качества подготовки студентов колледжа
Автор: Девайкина Вера Викторовна
БПОУ Омской области «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий», г. Омск
Аннотация: В статье автор пишет о методе проектов, его использовании в образовательном процессе. Представлено краткое описание проектного задания, критерии оценивания результатов выполнения задания.
Ключевые слова: проект, серверный язык сценариев PHP, форма пользователя, оценивание проекта.
Образовательный процесс ориентирован на результат - подготовку выпускника, на формирование его профессиональных компетенций. Качественная подготовка выпускника учебного заведения зависит не только от содержания изучаемого материала, но и от активной деятельности обучаемого, готовности обучаемых к выполнению профессиональных задач.
Планируя учебную деятельность студентов, нужно использовать различные методы обучения, добиваться максимальной активности студентов в образовательном процессе. Необходимо предоставлять студентам возможность личностного развития, создавать условия демонстрации практического опыта и знаний, условия развития творческого потенциала. Метод проектов позволяет добиваться наилучших показателей по этим направлениям.
Метод проектов – способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности обучающихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий [2].
В ходе работы над проектом, студент многое планирует и выполняет самостоятельно:
- организовывает свою деятельность;
- согласовывает план выполнения работ (если проект групповой) с другими участниками проекта;
- демонстрирует навыки работы с информационными ресурсами;
- получает опыт публичной защиты результатов работы над проектом;
- демонстрирует возможность слияния теории и практики, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- участвует в коллективном обсуждении полученных результатов;
- демонстрирует умение оценивать личный полученный результат;
- демонстрирует умение оценивать представленный результат других проектов.
Работая над проектом, студент анализирует ситуацию, понимает в чём заключается актуальность его проекта, осознает невозможность решить проблему старыми способами.
Работа обучающихся над проектом способствует их активной деятельности, развитию у обучающихся таких умений и качеств:
- познавательного интереса;
- умения самостоятельно находить информацию, связанную с выбранной темой проекта;
- умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, создавать информацию в разных видах, представлять в виде оформленного результата деятельности;
- умения использования творческого подхода при выборе дизайнерского решения оформления проекта;
- умения представлять и защищать результаты работы над проектом.
Методы проектов можно использовать не только для подведения окончательных итогов по изучению дисциплины, но и при изучении отдельных разделов дисциплины или профессионального модуля.
Работа с проектами способствует формированию у студентов профессиональных компетенций. К проекту должен предъявляться ряд требований: кроме целей и задач проект должен содержать этапы, конкретные сроки их реализации, видимые результаты; соблюдение логики построения частей проекта; жизнеспособность проекта, определение перспектив его дальнейшего развития и реализации в других условиях.
По завершению работы над проектом, студенты защищают свои работы. Очень важно, чтобы студент мог не только демонстрировать полученные результаты, но и умел оценивать свои достижения и достижения других студентов. Подготовить студента к готовности объективного оценивания можно, если предоставить четкие показатели и критерии оценивания.
Контроль должен восприниматься студентами как этап, на котором сам студент может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Студенты нашего колледжа, при изучении темы «Серверный язык сценариев PHP. Формы», выполняют проектное задание.
Цель этого задания – демонстрация подготовленной средствами PHP web-страницы, позволяющей автоматизировать процесс оформления заявки от посетителя сайта.
Задачи:
- актуализировать понятия;
- создать страницу заполнения элементов формы;
- подготовить web-страницу, согласно заданию и критериям оценивания;
- оценить полученный результат;
- защитить полученный результат выполнения задания.
Планируемые результаты, умения:
- использовать серверный язык сценариев;
- создавать графический интерфейс приложения;
- работать в паре;
- публичной защиты;
- анализировать результат своей деятельности и деятельности других.
Программное обеспечение:
- редактор для подготовки файлов *.php Notepad++Portable;
- интегрированный пакет разработчика Open Server;
- браузер Google Chrome.
Примерные варианты задания:
Вариант 1. Магазин «Овощи и фрукты». Необходимо создать web-страницу для оформления заявки на приобретение фруктов или овощей.
Вариант 2. Магазин «Спорттовары». Необходимо создать web-страницу для оформления заявки на приобретение спортивных товаров.
Вариант 3. Магазин «Бытовая техника». Необходимо создать web-страницу для оформления заявки на приобретение бытовой техники.
Необходимые этапы выполнения задания
1. Подготовка локального сервера:
- настройка IP адреса сервера
- выбор корневой папки доменов
- настройка необходимых портов HTTP и PHP
- выбор версии сервера Apache и языка PHP.
2. Создание папки-домена.
3. Добавление папки домена в настройки профиля.
4. Создание необходимого сценария.
5. Проверка наличия созданной web-страницы в списке «Мои сайты».
6. Тестирование созданного сайта.
Порядок выполнения заданий.
Студенты создают команды в составе двух человек. Команда методом жеребьевки выбирает вариант задания. Задания выполняют за компьютером. Студенты самостоятельно оценивают свою работу по предложенным критериям. Результат выполнения задания защищают публично.
Решаемые проблемы: какая информация нужна пользователю, как подготовить сценарий web-страницы, как подготовить пользовательский интерфейс, как сохранить результат оформления запроса?
После выполнения задания, студенты оценивают свои проекты. Для правильного оценивания, они пользуются разработанными критериями оценивания. Эти критерии помогают студентам оценить и чужие проекты.
Лист оценивания результатов выполнения задания
|
Критерий оценивания |
балл |
||
1 |
В браузере отражены: надписи и заголовки, соответствующие варианту задания. |
0 |
1 |
2 |
2 |
Используется режим очистки формы после обработки заказа |
0 |
1 |
2 |
3 |
В браузере выведен результат обработки заказа (дата, список, стоимость, скидка) |
0 |
1 |
2 |
4 |
Есть сообщение в браузере о том, что ничего не заказано, если заказ не оформлен |
0 |
1 |
2 |
5 |
Создан текстовый файл с результатом обработки заказа |
0 |
1 |
2 |
|
Итого (максимум) |
|
|
10 |
Шкала перевода баллов в отметку:
Количество баллов |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
<5 |
Уровень усвоения |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
<0,5 |
Отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Список литературы:
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.