Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2022-06-23 18:40:58
Статью разместил(а):
Кравцова Инна Петровна

Работа с текстом на уроках литературного чтения - важный фактор формирования метапредметных результатов по литературному чтению

Автор: Кравцова Инна Петровна

МКОУ «Купянская ООШ» Богучарского района Воронежской области

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о важности смыслового чтения в формировании читательских умений младших школьников, кратко излагает основные этапы технологии и приводит пример некоторых заданий из собственного опыта.

Ключевые слова: литературное чтение, работа с текстом на уроках, смысловое чтение, читательские умения.

  

В последние время дети выбирают альтернативные чтению способы получения информации. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.      

Стандарт направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях и придания образовательному процессу воспитательной функции. 

Изучение литературного чтения на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

Формирование метапредметных результатов при работе с текстом на уроках литературного чтения.

При формулировании задач, вытекающих из данной цели, используются два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение». 

Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В. Бунеева, доктор пед. наук О.В. Чиндилова. 

Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Исходя из определения данных терминов, планируется деятельность обучающихся по формированию метапредметных результатов в каждом классе начального уровня образования. 

В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. 

На этом этапе формируются следующие метапредметные умения: 

- практическое отличие текста от набора предложений; 

- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий; 

- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; 

- составление схематического или картинного плана под руководством учителя; 

- озаглавливание текста (подбор заголовков); 

- характеристика героев и их поступков. 

Во 2 классе начинается обучение детей умению работать с текстом: 

- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова; 

- смысловое чтение; 

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); 

- владение пересказом разного вида; 

- выделение опорных слов (словосочетаний); 

- подбор антонимов и синонимов к словам; 

- характеристика героев и их поступков. 

В 3-4 классах – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: 

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); 

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; 

- выделение главной и второстепенной информации; 

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); 

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; 

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту; 

- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием. 

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом. 

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель - прогнозирование предстоящего чтения. 

Антиципация - предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе – смысловые догадки. 

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста на уровне содержания. 

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста. 

Приемы работы с текстом:

· Первичное чтение текста. 

· Самостоятельное чтение (дома или в классе). 

· Чтение с остановками. 

· Словарная работа. 

· Выявление первичного восприятия с помощью беседы. 

· Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 

· Перечитывание текста. 

· Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. 

· Постановка вопросов к тексту и к автору. 

· Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 

· Обращение к отдельным фрагментам текста. 

· Беседа по содержанию в целом. 

· Обобщение прочитанного. 

· Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. 

· Постановка к тексту обобщающих вопросов. 

Приёмы работы с трудными словами.

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника. 

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

· артикуляционная гимнастика; 

· чтение одного предложения с разными интонациями; 

· подражание речи учителя; 

· прослушивание аудиозаписи; 

· скороговорки; 

· хоровое чтение; 

· физминутки; 

· работа над логическим ударением; 

· чтение по ролям; 

· драматизация текста; 

· чтение под музыку; 

· разметка текста: паузы, логические ударения; 

· упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения); 

· упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом); 

· словарь настроений; 

· участие в художественной самодеятельности.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла. 

Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. 

Приемы работы:

· Постановка проблемного вопроса к тексту.

· Диалог, дискуссия. 

· Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. 

· Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. 

· Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. 

· Выполнение творческих заданий. 

· Графическое иллюстрирование.

· Словесное иллюстрирование (рисование).

· Творческий пересказ, драматизация. 

· Творческие задания игрового действия.

· Составление сказочных объявлений и телеграмм. 

· Составление кроссвордов. 

· Составление викторин. 

· Книжки – самоделки. 

· Лепка и аппликация.

Каждый учитель начальных классов так или иначе знаком с технологиями смыслового чтения, так как при реализации образовательных программ начального общего образования в части формирования метапредметных результатов необходимо научить школьников работать с текстом. Если даже на уроках чтения учитель использует два учебника, то применить данные технологии в полной мере довольно сложно. Поэтому технология используется частично, чтобы решить те или иные задачи текущего момента.

Дополнительные задания при работе с текстом на уроках литературного чтения.

В рамках работы по формированию читательских умений рождаются совершенно определенные приемы работы по реализации технологии смыслового чтения.

Так, например, при изучении биографии автора того или иного произведения, к тексту о писателе на всех трех этапах, независимо от того, кто этот автор, применяется один и тот же алгоритм работы. На первом этапе прогнозируется, в какое время жил автор, в какой семье воспитывался, кем были его ближайшие родственники, какое образование получил и др. На этапе чтения осуществляется поиск информации в заданных направлениях, и решается задача подтверждения или опровержения предварительного прогноза, формулируется вопрос к данному тексту.  А на заключительном этапе выясняется, почему угадали или ошиблись, выясняется информация, которая наилучшим образом характеризует именно этого автора и т.д.

Работая по одной и той же схеме при знакомстве с разными писателями, дети имеют возможность сравнивать биографии по определенным направлениям.

Для тех, кто  уже освоил данный алгоритм и выполняет задание быстрее своих одноклассников, предполагается дополнительный вид работы, некоторая дифференциация. Если биография искажена, то что в ней обязательно будет правда, или наоборот, что в тексте является недостоверным.

К заданиям из данной категории можно также отнести, например, тексты, которые содержат информацию о двух авторах одновременно, и обучающийся должен распределить факты по определенным графам таблицы, касающимся первого или второго человека.

Также после текста можно добавить задание, требующее расположить в хронологическом порядке события из жизни автора, о которых шла речь в тексте, чтобы усложнить, можно добавить событие, о котором в тексте не упоминается, но оно явно указывает на то, где должно было бы произойти (например, учеба в школе) и др.

При работе с художественными текстами дополнительные задания могут быть направлены не только на выявление средств художественной выразительности, но и развитие внимания. Например, во время чтения вслух, дети не должны читать слова, которые выделены синим цветом, при этом все, что касается работы с текстом, должно выполняться. Без данных слов смысл частично ускользает и дети вынуждены все равно прочитывать эти слова про себя или каким-то другим способом, что способствует расширению объема пространственного  восприятия. В другом задании вместо определенного значка нужно вставить какое-либо слово (например, прилагательное), что также затрудняет восприятие текста и обучающийся вынужден постоянно контролировать себя и быть предельно внимательным. 

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения, поэтому различные приемы, нацеливающие обучающихся на успешное освоение программ по литературному чтению, приобретают особую важность.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. – М.: Просвещение, 2011. –  76 с.

2. Примерная  основная общеобразовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015. –   с. 21 – 24  

3. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. // Образовательные технологии: сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – С. 65-89.

.  .  .