Работа с текстом на уроках литературного чтения
Работа с текстом на уроках литературного чтения - важный фактор формирования метапредметных результатов по литературному чтению
Автор: Кравцова Инна Петровна
МКОУ «Купянская ООШ» Богучарского района Воронежской области
Аннотация: В этой статье автор пишет о важности смыслового чтения в формировании читательских умений младших школьников, кратко излагает основные этапы технологии и приводит пример некоторых заданий из собственного опыта.
Ключевые слова: литературное чтение, работа с текстом на уроках, смысловое чтение, читательские умения.
В последние время дети выбирают альтернативные чтению способы получения информации. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Стандарт направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Изучение литературного чтения на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.
Формирование метапредметных результатов при работе с текстом на уроках литературного чтения.
При формулировании задач, вытекающих из данной цели, используются два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».
Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В. Бунеева, доктор пед. наук О.В. Чиндилова.
Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Исходя из определения данных терминов, планируется деятельность обучающихся по формированию метапредметных результатов в каждом классе начального уровня образования.
В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
На этом этапе формируются следующие метапредметные умения:
- практическое отличие текста от набора предложений;
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
- озаглавливание текста (подбор заголовков);
- характеристика героев и их поступков.
Во 2 классе начинается обучение детей умению работать с текстом:
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
- смысловое чтение;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- владение пересказом разного вида;
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- подбор антонимов и синонимов к словам;
- характеристика героев и их поступков.
В 3-4 классах – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация - предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе – смысловые догадки.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы с текстом:
· Первичное чтение текста.
· Самостоятельное чтение (дома или в классе).
· Чтение с остановками.
· Словарная работа.
· Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
· Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
· Перечитывание текста.
· Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
· Постановка вопросов к тексту и к автору.
· Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
· Обращение к отдельным фрагментам текста.
· Беседа по содержанию в целом.
· Обобщение прочитанного.
· Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
· Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы с трудными словами.
Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
· артикуляционная гимнастика;
· чтение одного предложения с разными интонациями;
· подражание речи учителя;
· прослушивание аудиозаписи;
· скороговорки;
· хоровое чтение;
· физминутки;
· работа над логическим ударением;
· чтение по ролям;
· драматизация текста;
· чтение под музыку;
· разметка текста: паузы, логические ударения;
· упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
· упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
· словарь настроений;
· участие в художественной самодеятельности.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
· Постановка проблемного вопроса к тексту.
· Диалог, дискуссия.
· Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
· Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
· Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
· Выполнение творческих заданий.
· Графическое иллюстрирование.
· Словесное иллюстрирование (рисование).
· Творческий пересказ, драматизация.
· Творческие задания игрового действия.
· Составление сказочных объявлений и телеграмм.
· Составление кроссвордов.
· Составление викторин.
· Книжки – самоделки.
· Лепка и аппликация.
Каждый учитель начальных классов так или иначе знаком с технологиями смыслового чтения, так как при реализации образовательных программ начального общего образования в части формирования метапредметных результатов необходимо научить школьников работать с текстом. Если даже на уроках чтения учитель использует два учебника, то применить данные технологии в полной мере довольно сложно. Поэтому технология используется частично, чтобы решить те или иные задачи текущего момента.
Дополнительные задания при работе с текстом на уроках литературного чтения.
В рамках работы по формированию читательских умений рождаются совершенно определенные приемы работы по реализации технологии смыслового чтения.
Так, например, при изучении биографии автора того или иного произведения, к тексту о писателе на всех трех этапах, независимо от того, кто этот автор, применяется один и тот же алгоритм работы. На первом этапе прогнозируется, в какое время жил автор, в какой семье воспитывался, кем были его ближайшие родственники, какое образование получил и др. На этапе чтения осуществляется поиск информации в заданных направлениях, и решается задача подтверждения или опровержения предварительного прогноза, формулируется вопрос к данному тексту. А на заключительном этапе выясняется, почему угадали или ошиблись, выясняется информация, которая наилучшим образом характеризует именно этого автора и т.д.
Работая по одной и той же схеме при знакомстве с разными писателями, дети имеют возможность сравнивать биографии по определенным направлениям.
Для тех, кто уже освоил данный алгоритм и выполняет задание быстрее своих одноклассников, предполагается дополнительный вид работы, некоторая дифференциация. Если биография искажена, то что в ней обязательно будет правда, или наоборот, что в тексте является недостоверным.
К заданиям из данной категории можно также отнести, например, тексты, которые содержат информацию о двух авторах одновременно, и обучающийся должен распределить факты по определенным графам таблицы, касающимся первого или второго человека.
Также после текста можно добавить задание, требующее расположить в хронологическом порядке события из жизни автора, о которых шла речь в тексте, чтобы усложнить, можно добавить событие, о котором в тексте не упоминается, но оно явно указывает на то, где должно было бы произойти (например, учеба в школе) и др.
При работе с художественными текстами дополнительные задания могут быть направлены не только на выявление средств художественной выразительности, но и развитие внимания. Например, во время чтения вслух, дети не должны читать слова, которые выделены синим цветом, при этом все, что касается работы с текстом, должно выполняться. Без данных слов смысл частично ускользает и дети вынуждены все равно прочитывать эти слова про себя или каким-то другим способом, что способствует расширению объема пространственного восприятия. В другом задании вместо определенного значка нужно вставить какое-либо слово (например, прилагательное), что также затрудняет восприятие текста и обучающийся вынужден постоянно контролировать себя и быть предельно внимательным.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения, поэтому различные приемы, нацеливающие обучающихся на успешное освоение программ по литературному чтению, приобретают особую важность.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. – М.: Просвещение, 2011. – 76 с.
2. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – с. 21 – 24
3. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. // Образовательные технологии: сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – С. 65-89.