Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытое мероприятие для учащихся 7-8 классов «Лингвистические головоломки»

Дата публикации: 2021-09-14 10:32:16
Статью разместил(а):
Зуева Алла Николаевна

Открытое мероприятие для учащихся 7-8 классов «Лингвистические головоломки»

Автор: Зуева Алла Николаевна

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»

 

Цель: обобщение и систематизация изученного материала.

Задачи урока:

  • Образовательная: проверка уровня овладения программным материалом.

  • Развивающая: развитие познавательного интереса; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.

  • Воспитательная: воспитание навыка работы в группе (команде).

Методы и приемы:

  • слово учителя;

  • выразительное чтение;

  • задания исследовательского характера.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация для мультимедийного проектора.

В качестве ведущих - учитель и эксперты.

 

Ход занятия

Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ребята, сегодня нас ждёт занятие-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика.

Но для начала нам нужно с вами поделится на 2 команды, выбираем капитана и придумываем название.

Ведущий-учитель и 2 эксперта. Ведущий проводит викторину, эксперты подсчитывают набранные командами баллы.

Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают призы.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы определить, какая команда будет первой получать задания, ответим на вопрос: Что изучает лингвистика? (Ответ: наука о языке)

  1. Выполнение заданий викторины.

  2. А для начала проведем небольшую разминку.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.

Я сейчас по очереди буду задавать вопросы каждой команде, будьте внимательны. Итак, начинаем:

1) В каком слове сорок гласных? (Ответ: сорока.) 1

2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет) 2

3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами) 1

4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь) 2

5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить) 1

6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради) 2

7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 1

8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп) 2

9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист) 1

10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки) 2

11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О») 1

12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком) 2

Молодцы, немного размялись. Как было уже сказано вначале, мы совершаем путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика.

УЧИТЕЛЬ: Первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел? Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию. Задание командам, кто первый ответит. За правильное определение 1 балл.

Задание 1. «Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках»

Я сейчас по очереди буду задавать загадки каждой команде, будьте внимательны. И так,начинаем:

Загадка команде 1.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.

Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.

Загадка команде 1.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета

Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.

Загадка для команды 2.

Льется речка - мы лежим.

Лед на речке - мы бежим.

Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

Загадка команде 2.

Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.

Команда 2. Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука.

Все молодцы, а мы продолжаем. 

Задание 2. «Анаграммы и шарады».

Посмотрите на экран проектора. Так же за каждый правильный ответ – 1 балл. Вы записываете ответы на листках.

УЧИТЕЛЬ: Теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.

ВЕДУЩИЙ: Анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.

1) Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне – 
И воду подавать я буду.

(Ответ: сосна – насос)

2) Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои – 
И целый лес ты мною свалишь.

(Ответ: липа – пила)

3) Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

(Ответ: за-дача)

4) Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.

(Ответ: до-рога)

5) Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.

(Ответ: пар-ус)

6) Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.

(Ответ: фа-соль)

Как же здорово у вас получается, молодцы.

Задание 3. Орфоэпия.

УЧИТЕЛЬ: Следующая остановка в области, Орфоэпия -  совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Прочти, что здесь написано».

За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).

Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.

(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.

(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).

Задание 4. Морфемика и словообразование.

УЧИТЕЛЬ: Следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика. Вспомним, что изучают эти разделы? Это раздел грамматики, который исследует морфемную структуру слова, законы конструирования слов по определенным правилам сочетаемости морфем. Словообразование - это раздел языкознания, изучающий слова по способам и средствам их создания и словообразовательной.

Задание 1. «Собери слова».

За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: Соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.
1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);

2) корень –  в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);

3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);

4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).

Задание 2.  «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».

За безошибочно выполненное задание – 2 балла.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: Зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.

Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);

Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);

Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);

Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);

Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);

Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).

Задание 5. Лексика.

УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область. Что изучает этот раздел? Лексика - совокупность слов того или иного языка, части языка. Расскажите, что мы называем синонимами- слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения, антонимами-  это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».? Какие слова называются омонимами - одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка?

Задание 1. «Синонимы». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание открывается на проекторе. Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: Внимательно смотрим на задание. Из данного текста выпишите синонимы. 

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б. Лавренёв)

(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).

Задание 2. «Антонимы».

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Задание открывается на проекторе. Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: Подберите к словам антонимы.

Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.

(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).

Задание 3. «Вспомни слова».

За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов. Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.

На этой картинке десять Шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

С  А  М  Е  Н  Л  Р  О  П  Т

Задание 4. «Отгадай пословицу».

За каждый правильный ответ – 1 балл.              

ВЕДУЩИЙ: Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам.

ВЕДУЩИЙ: Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

(Ответ: Ученье - свет, а неученье – тьма).

«труд», «лень».

(Ответ. Труд кормит, а лень портит).

ВЕДУЩИЙ: Слова для команды 2: «встречают», «провожают».

(Ответ: По одежке встречают, по уму провожают).

«погибай», «выручай».

(Ответ. Сам погибай, а товарища выручай).

III. Подведение итогов.

Все молодцы, хорошо поработали и как говорилось в начале, нам нужно выбрать победителя и так победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Всем участникам команды приз.

 

.  .  .