Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии и изобразительного искусства

Дата публикации: 2021-05-17 22:17:50
Статью разместил(а):
Ситникова Юлия Андреевна

Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии и изобразительного искусства как условие формирования социального опыта школьников

Авторы: Ситникова Юлия Андреевна,

Третьякова Ирина Леонидовна,

Акиньшина Галина Петровна,

Кумсков Евгений Викторович

 

В условиях внедрения ФГОС, исследовательская, проектная, поисковая деятельность учащихся, их социальная практика и социальные пробы являются одним из эффективнейших средств социализации личности.

Современный мир ставит перед учителями задачи по развитию творческого потенциала личности каждого ребенка. этому способствует применение проектной деятельности. На уроках технологии и изобразительного искусства создается благоприятная среда для проектно и исследовательской деятельности.

Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой – воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Под творческим проектом и исследовательской деятельностью понимается особым образом организованная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетическую, познавательную ценность. придумать оригинальную идею и превратить ее в интересный проект -это тот ориентир, к которому должен стремиться и учитель, и ученик.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, групповую, которую они выполняют в течении определенного времени.На уроках технологии и изобразительного искусства дети обучаются разнообразным приемам, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания в решении творческих задач. Проект вызывает у учащихся только положительные эмоции и это просматривается в выполненных работах-проектах.

Основные этапы выполнения проекта и исследования:

1 этап. Подготовительный. На этом этапе обучающиеся определяют темы проектов, выделяют проблемы и цели своей деятельности. Тема проекта должна быть интересна и доступна ученику.

2 этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников, определяются источники информации, способы поиска, сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности.

3 этап. Исследование. На этом этапе учащиеся подбирают основные инструменты и материалы для работы, проводят необходимые опросы, эксперименты, анкетирование, изготавливают проектный продукт, изучают рынок сбыта и сферу применения своего изделия.

4 этап. Представление результатов, презентация работы. Этап презентации необходим для анализа, проделанного, самооценки и оценки деятельности обучающихся, демонстрации результатов. Формы презентаций могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д.

Необходимо помнить при выполнении проекта основные требования к проектам Требования к проектам: значимость, конструктивные, экологические, эстетические, технологические, экономические. Структура проектов чаще всего является линейной.

В зависимости от возраста и работы, учащихся в урочной и внеурочной деятельности проекты делятся:

1. Исполнительские проекты (5-6 классы).

2. Конструктивные проекты на уроках в 7-8 классах.

3. Проектная и исследовательская деятельность в структуре предпрофильной подготовки учащихся (9-11 классы).

4.Творческие проекты с элементами рационализаторства и изобретательства на кружковых занятиях.

5. Производительный труд обучающихся в трудовых объединениях на основе проектной деятельности.

Обучающиеся принимали участие в конкурсах различного уровня: районного, городского, всероссийского и международного.

Мы хотим поделиться опытом. Дети исследовали тему: «Казачество. Технология изготовления атрибутов». Цель работы была следующая: разработать технологию изготовления атрибута казачества на примере нагайки (плеток) и изготовить на уроке технологии.

Справились, овладели необходимой нам информацией, разработали эскиз, технологическую карту, изготовили на практике. Узнали о ценности данного изделия, традициях. Ребятам очень нравиться участвовать в проектной деятельности.

Также еще одна исследовательская работа была посвящена здоровому образу жизни. Тема: «Настольная развивающая игра и ее влияние на развитие детей». Актуальность работы в том, что младший школьный возраст называют самым эффективным для умственного развития. Но ведущим видом деятельности остается игра. Через игру ребенок познает мир. Ребенок, не усвоивший учебный материал, может почувствовать в условиях игры вкус успеха и обрести уверенность в своих силах.

Из источников узнали о роли игры, видах. В практической части изготовили игру из древесины и на практике и протестировали. Дети с удовольствием играли в нее. Польза игр научно доказана: они улучшают уровень интеллектуального развития, логику, самопознание, память, повышают интерес к математике.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что лучшие игры – это те, которые не только развлекают, но и тренируют мозг.

На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. Знания, полученные при изучении этих тем, пригодятся учащимся в жизни.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Изобразительное искусство в образовании, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников». Нынешнее поколение русских людей надо просвещать, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещать, показывая безмерное море творчества прадедов наших, рассказывать причины зарождения обычаев и традиций.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии и изобразительного искусства способствует всестороннему воспитанию и развитию ребенка, как личности социального общества.

 

.  .  .