Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Волшебный мир творчества"

Дата публикации: 2021-03-23 14:33:22
Статью разместил(а):
Курмакаева Рамзия Гакиловна

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир творчества»

Автор: Курмакаева Рамзия Гакиловна

ГБОУ Самарской области "Средняя общеобразовательная школа ж-д.ст. Погрузная"

 

                                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс: 5-9.

Возраст обучающихся:11-16 лет

Направление: художественно-эстетическое творчество обучающихся 

Срок реализации программы: 5 лет.

Количество часов: 170.

 

Программа творческого объединения «Волшебный мир творчества» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н. Проснякова).

Наиболее благоприятным для творческого развития детей является  школьный возраст. Ученики уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий. Каждое новое задание базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства и т.д.

На занятиях декоративно-прикладного искусства дети так же учатся бережно относиться к художественным материалам. У них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией.

Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Нормативно-правовая база программы:

· Закон РФ «Об образовании»  от 29.12.2012 273-ФЗ

· ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 124-ФЗ

· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденным Минобразования России от 06.10.2009г. № 373.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: 

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; 

- формирование информационной грамотности современного школьника; 

- развитие коммуникативной компетентности; 

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 

- использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Актуальность и практическая значимость программы.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. 

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: 

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; 

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); 

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); 

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); 

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). 

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений. 

Задачи программы: 

- развитие творческих способностей обучающихся; 

- привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей; 

- воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки; 

- совершенствование трудовых умений и навыков.

Общая характеристика программы.

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. 

Обучение в творческом объединении определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

Формы реализации программы.

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. 

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы разделов. Она имеет общественно полезную направленность. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. 

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, выполнение проекта, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. 

 Методы контроля: консультация,  выступление, выставка, презентация, мини-конференция. 

Технологии: 

уровневая дифференциация; 

проблемное обучение; 

моделирующая деятельность; 

поисковая деятельность; 

информационно-коммуникационные технологии; 

здоровьесберегающие технологии

Возраст детей и их психологические особенности. 

Дети 11-16 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются: 

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; 

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания; 

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Организация деятельности программы: 

Программа  рассчитана на 5 лет обучения. Объединение комплектуется из учащихся 5-9 классов 

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу. 

Общее количество часов за год обучения – 34. 

Общее количество часов за курс – 170. 

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия 

У обучающегося будут сформированы: 

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; 

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; 

- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности. 

Обучающийся получит возможность для формирования: 

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 

- выраженной познавательной мотивации; 

- устойчивого интереса к новым способам познания. 

Регулятивные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: 

- планировать свои действия; 

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 

- адекватно воспринимать оценку учителя; 

- различать способ и результат действия. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

- проявлять познавательную инициативу; 

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут: 

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; 

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; 

- формулировать собственное мнение и позицию; 

- договариваться, приходить к общему решению; 

- соблюдать корректность в высказываниях; 

- задавать вопросы по существу; 

- контролировать действия партнёра. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; 

- владеть монологической и диалогической формой речи; 

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: 

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; 

- высказываться в устной и письменной форме; 

- анализировать объекты, выделять главное; 

- осуществлять синтез (целое из частей); 

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям; 

- устанавливать причинно-следственные связи; 

- строить рассуждения об объекте. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 

- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; 

- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; 

- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; 

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; 

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; 

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; 

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; 

- достичь оптимального для каждого уровня развития; 

- сформировать навыки работы с информацией. 

Возможные результаты («выходы») деятельности программы

Выставки детских работ (школьная, районная и т.п),участие в олимпиадах . Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных мероприятий.

Содержание рабочей программы.

Техники, связанные с использованием бумаги: 

1. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты. 

2. Квиллинг (от англ. слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. 

3. Орига́ми — древнее китайское искусство складывания фигурок из бумаги. 

Виды:

- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами. 

- Кусудама — бумажная модель

5. Папье́ -маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага»)

Техники, связанные с плетением: 

1. Бисероплетение  

2. Макраме — техника узелкового плетения, известная ещё с древности. 

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: 

1. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. 

- Городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Это жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. 

- Хохломская роспись — зародился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. 

- Жостовская роспись — этот промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов. 

2. Витраж. Своеобразная роспись по стеклу или иному прозрачному материалу специальными красками. 

3. Граттаж - техника царапанья. Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. 

4. Мозаика — это способ создания изображения из маленьких элементов. 

5. Изонить — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. 

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: 

1. Вышивка. Крестик, гладь, гобелен, вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, декоративные швы, мережка, ришелье и ещё очень много других видов вышивки. 

2. Пэчворк или Лоскутное шитьё - это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в изделии. 

3. Канзаши. Складывают квадратики натурального шелка, как в оригами. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. 
Техники, связанные с обработкой дерева : 

1. Выжигание по дереву. Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан.

Другая техника: 

1. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов близко к другому средству изображения - коллаж.

2. Декупаж — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

3. Лепка - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Материалом может служить пластилин, глина, пластика, солёное тесто. 

4. Скульпту́ра — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок).

 

 Тематическое планирование курса (5 лет)

 

Разделы, темы

Количество часов

1

год

2

 год

3

 год

4

год

5

год

1. 

Вводное занятие. Инструктажи по ТБ. 

2. 

Техники ,связанные с использованием бумаги 

2

1

2.1 

Бумагапластика 

2.2 

Квиллинг 

2.3 

Оригами

2.4

Папье -маше

1

-

-

-

1

3. 

Техники связанные с плетением

3.1 

Бисероплетение

3.2 

Макраме

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений 

6

4.1 

Городецкая 

1

4.2 

Хохломская 

1

4.3 

Жостовская 

1

4.4 

Витраж. Граттаж 

1

4.5 

Мозаика . Изонить 

5

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей 

2

2

2

1

6

5.1 

Вышивка 

5.2 

Пэчворк 

5.3 

Канзаши 

Техники, связанные с обработкой дерева 

6.1 

Выжигание по дереву 

6.2 

Аппликация. Декупаж 

6.3 

Лепка . Скульптура

1

Работа с проектом 

4

 

ВСЕГО  ЗА  ГОДЫ  ОБУЧЕНИЯ 

34 

34 

34 

34 

34 

 

ВСЕГО ЗА КУРС 

170

  

Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно-эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева). 

Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. 

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. 

Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации? 

Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 

На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях. 

Прежде всего следует выделить: 

- общение с прекрасным в природе; 

- общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества); 

- общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения. 

Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость. 

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях: 

- взаимодействие педагогов и детей; 

- взаимодействие с семьями; 

- сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды. 

Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно-эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы: 

- непосредственно-образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.). 

- совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством). 

- самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.). 

Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям: 

- приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности). 

- музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания). 

- литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности). 

Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить. 

Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое. 

Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству. 

На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения. 

Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника: 

1. Уголок изобразительной деятельности: 

-  материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.); 

-  материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.); 

- материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.). 

2. Театральный уголок: 

- различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.); 

- фланелеграф (с набором персонажей); 

- готовые костюмы, элементы костюмов, маски; 

- атрибуты- заместители. 

3. Уголок ряженья: 

- одежда; 

- головные уборы; 

- атрибуты; 

- украшения. 

4. Музыкальный уголок: 

- детские музыкальные инструменты; 

- магнитофон с набором аудиозаписей; 

- альбомы с изображениями музыкальных инструментов; 

- музыкальные игрушки, книжки; 

- иллюстрации к песням. 

5. Уголок книг: 

- детскую художественную литературу в соответствии с возрастом; 

- подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику; 

- фигурки настольного театра, изображающие литературных героев; 

- подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов; 

- портреты писателей, художников- иллюстраторов. 

6. Сенсорный уголок: 

- материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств; 

- предметы и игрушки для обследования. 

Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д. 

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития. 

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д. 

Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду. 

Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. 

 

Литература:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. 

 

.  .  .