Компьютеные технологии на уроках английского языка
Компьютерные технологии на уроках английского языка
Автор: Малиновская Анна Валерьевна
Внедрение компьютеров и информационно-образовательных технологий (ИОТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических средств и приемов учителя английского языка, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий в школе без ИОТ. Под занятиями понимаются уроки, элективные курсы, факультативы.
Информационно-образовательные технологии позволяют учителю английского языка использовать ресурсы Интернет для:
1) обучения аудированию, произношению и устной речи;
2) обмена информацией в разных форматах;
3) создания своих собственных дидактических материалов, упражнений и заданий;
4) использования web-сайтов с готовыми заданиями, текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами и упражнениями (скороговорками, стишками и т.д.).
В арсенале учителя появились не только новые организационные формы, но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы.
Весь арсенал средств ИКТ и ИОТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся выстроить систему своего самообразования, помочь в поисковой, творческой, познавательной деятельности учащихся.
Нижеприведенная таблица даст возможность учителю английского языка разнообразить формы и методы работы на любом занятии по предмету, учитывая все положительные и отрицательные нюансы информационно-организационных технологий.
Организационные формы с применением ИКТ на уроках английского языка
Организационные формы, средства, инструментарий |
«+» |
«-» |
Примеры заданий, организации учебной деятельности |
Интернет: |
· доступность в любое время из любого места, подключенного к Сети; · свежий аутентичный материал; · самостоятельное определение скорости изучения; · равные возможности получения образования; · комфортные условия для творческого самовыражения. |
· связь не всегда быстрая, надежная и постоянная; · длительное время загрузки аудио- и видеофайлов; · необходимо постоянно обновляющееся программное обеспечение; · значительные затраты времени и эмоций в процессе поиска нужной информации; · низкое аудиовизуальное качество; · возможность негативного психологического климата информационного взаимодействия; · «погружение» в неоправданно яркий эмоциональный виртуальный мир. |
|
Интернет-проекты |
· свободное общение со всем миром; · возможность участия в уникальный и вполне осуществимых проектах; · возможность превращения кабинета иностранного языка в часть мирового пространства; · обогащение опыта, несмотря на различие культурных традиций; · решение многих образовательных задач: создание условий для развития интеллекта и творчества, воспитание трудолюбия, коммуникабельности, аккуратности, усидчивости, целенаправленности; · мотивация творческой активности учащихся; · более углубленное изучение предмета; · возможность нахождения заинтересованных партнеров: · трансформация традиционного учебного процесса в развивающий и творческий; · развитие творческо-деятельностных способностей учащихся в процессе сочетания различных видов информаций. |
|
Начальный уровень: Создать мультимедийный продукт по шаблону с использованием подробных инструкций. Основной уровень: Создать мультимедийный продукт при частичном участии учителя с достаточным количеством различных звуковых и видеоэффектов, гиперссылок и т.д. Практический уровень: Самостоятельно создать мультимедийный продукт с достаточным количеством различных звуковых и видеоэффектов, гиперссылок и т.д. Творческий уровень: Создание собственного «произведения». |
Web-квест, как проект с использованием интернет-ресурсов |
· использование структурного подхода в процессе поиска нужной информации, соединяя и комбинируя информационные ресурсы новыми способами, применяя творческие способности и навыки проблемного мышления; · облегчение для учащихся поиска информации в Интернете за счет предоставления списка Web-сайтов, предоставленных ученикам учителем и соответствующих тематике проекта и уровню знаний. |
· медленный Интернет может ограничивать темп загружаемых ресурсов; · много web-квестов, расположенных в Интернете, созданы за рубежом и требуют адаптации к конкретным условиям обучения. |
Структура web-квеста: 1. Введение (задания на привлечение или повышение интереса учащихся к теме). 2. Задание (описание конечного продукта деятельности). 3. Процесс (пошаговое описание реализации проекта. Список web-сайтов). 4. Оценка (критерии оценки работы учащихся). 5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности). |
Интерактивная телекоммуникация (IСQ, Skype, mail-агент) |
· высокая степень мотивации; · демократизация в области ограничений этического характера; · отсутствие психологических, социальных барьеров при общении (информационном взаимодействии); · простота и комфортность осуществления коммуникации с виртуальным партнером; · живое общение в реальном времени; · выражение эмоций; · опыт общения становится более гармоничным; · возможность обсуждения различных точек зрения. |
· увеличение уровня спонтанности речи; · использование более официального и сложного языка (как лексически, так и грамматически); · возможность затруднений в коммуникации из-за незнакомой лексики или неверного употребления знакомых слов.
|
Организация межшкольного элективного курса «Сетевое взаимодействие старшеклассников в общении на английском языке посредством компьютерной телекоммуникации». В процессе взаимодействия в программе Skype или ICQ учащиеся ведут интерактивный диалог, выражают свои мысли в письменном виде в рамках обозначенной тематики, передают и принимают информацию в любом виде. |
Web-среда |
Материалы «сегодняшнего дня», взятые «из жизни» с сайтов радиовещательных и телевизионных мировых компаний и корпораций. |
|
Виды упражнений: 1. Понимание устной речи на слух с ответами на вопросы по тексту. 2. Аудирование с последующим заполнением пропусков в задании по тексту. 3. Прослушай текст и выскажи свое мнение, напиши сочинение, запиши краткое содержание и т.д. Разноуровневые упражнения с использованием аудио- и видеоресурсов Интернета: Начальный уровень: · прослушать задание и выполнить упражнение на полное понимание основной идеи в формате «выбор одного правильного ответа» или «свободный ответ» Средний уровень: · прослушать задание и выполнить задание на понимание более детальной информации, формат «множественный выбор»; · парная или групповая работа по восстановлению всего содержимого передачи; · запись своего текста, сопровождающего видеоряд. Продвинутый уровень: · задания на адаптацию (упрощение текста); · сравнение различных материалов одной темы. |
Интерактивная доска |
· возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности; · каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса; · возможность быстрой переконфигурации материала; · повышение производительности процесса обучения за счет сокращения времени на индивидуальное взаимодействие с учеником; · возможность использования методик, ориентированных на развитие интеллекта, самостоятельное извлечение и предоставление знания, на продуцирование информации. |
|
Виды упражнений: 1. 1) Заполнить пропуски в словах. 2) Соотнести начало и конец предложения. 3) Вставить нужную форму глагола в предложение. 2. Задания со скрытой информацией. 3. Задания на сопоставление. 4. Задания на группировку объектов. 5. Задания на создание модели объекта. 6. Задания на выбор варианта ответа. 7. Задания на создание последовательности. |
Презентации |
· яркая зрительная опора с использованием графики, таблиц, видео, музыкального сопровождения; · возможность использования разнообразных конструкционных и цветовых шаблонов для разработки и оформления слайдов. |
Трудоемкость подготовки, затратно по времени. |
|
Компьютерное тестирование |
· быстрота и оперативность в оценивании большого количества учеников по большому объему учебного материала, объективность оценивания; · рациональность использования учебного времени; · возможность использования данной организационной формы в качестве средства самоконтроля обучающихся; · возможность получения объективного вывода об уровне овладения знаниями и сравнения результатов в группе обучающихся. |
|
|
Учебно-методические электронные пособия: |
· эффективная организация самостоятельной учебной деятельности на различных уровнях усвоения содержания учебного материала; · эффективная обработка учебного материала, контрольных действий; · ярко выраженная направленность на активизацию учебной деятельности обучающихся за счет необычности предъявляемой информации, возможности визуального предъявления проблемных ситуаций и постановки познавательных задач. |
|
|
ЦОРы (символьные объекты - знаки, символы, тексты, графики; образные объекты – фото, рисунки; аудиоинформация - анимация, модели, видеосюжеты; объекты «виртуальной реальности» - тренажеры, интерактивные модели, конструкторы). |
· используются как для обучения на уроке, так и для самостоятельной работы школьников; · детализируется информация, оживляется изучаемый материал; · взаимосвязанное обучение различным видам деятельности; · реализация индивидуального подхода; · повышение качества наглядности; · экономия времени для речевой практики. |
Подготовка ЦОР занимает неизмеримо больше времени, чем сам урок. |
|
Компьютерные демонстрации |
|
|
|
Компьютерные слайд-лекции |
· обеспечение научности обучения с учетом последних достижений науки и практики; · доступность используемых материалов. |
|
|
Электронные учебники |
· развитие системного мышления, обучение анализу, умению сопоставлять и обобщать факты; · освоение навыков работы с большими массивами информации, поиска информации и ее грамотного использования; · возможность самостоятельного изучения, закрепления и повторения пройденного материала. |
|
|