Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Творческая мастерская "Особенности поэтического почерка И.Ф. Анненского"

Дата публикации: 2019-07-03 10:42:38
Статью разместил(а):
Белоконева Ирина Павловна

Творческая мастерская «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского»

Автор: Белоконева Ирина Павловна

МОУ "Лицей № 9", Волгоград

 

Цель: Знать особенности индивидуального стиля И.Ф.Анненского, уметь анализировать художественный текст и находить в нём характерные черты.

Задачи: Познакомить с высказываниями современников о творчестве И.Ф.Анненского, выяснить специфику творческих приёмов поэта, рассмотреть стилевые особенности стихотворений и принадлежность их к литературному направлению.

 

Ход мастерской

Цель мастерской – создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.

1 этап. Начинается урок – мастерская без объявления названия – это механизм запуска творческого процесса.

Просьба – открыть тетради и записать слово «отражение». К этому слову подобрать слова – ассоциации  (зеркало, водная гладь, чувства, отзвук, повторение…) – 3 мин.

Обсуждение.

2 этап.

Это стихотворение в 1910-х годах приобрело необыкновенную популярность через романс, музыку которого написал А. Вертинский. Он же был его исполнителем.

(Прослушивание романса «Моя звезда») – 3 мин.

( на выбор учителя: или в исполнении А. Вертинского, или в исполнении В. Ободзинского)

Слайд 1.

Задание группам: у вас на столах лежат высказывания современников о творчестве этого поэта. Прочитать, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся высказывание. Подготовить группе ответ: что отмечают современники в творчестве этого поэта?

Исходя из этого, какое название вы бы дали сегодняшнему уроку?

(жирным шрифтом выделены возможные ответы учащихся)

Сергей Маковский об Иннокентии Анненском:

Он был весь неповторим и пленителен. Таких очарователей ума - не подберу другого определения - я не встречал и, вероятно, уж не встречу. Слово его было непосредственно-остро и, однако, заранее обдуманно и взвешенно: вскрывало не процесс мышления, а образные  итоги мысли. Мысль его звучала, как хорошая музыка: любая тема обращалась в блестящую  вариацию  изысканным  "контрапунктом  метафор" самим слуховым подбором слов. Вы никогда не знали, задавая вопрос, что он скажет, но знали наперед, что сказанное будет ново и ценно, отметит грань, от других скрытую, и в то же время отразит загадочную сущность его, Анненского.

Лирика Анненского - иносказательная исповедь. Иносказание он насыщал метафорами и "своими" оборотами речи,  затрудняющими отчасти читателя. Но исповедь покоряет непосредственностью пронзительно-терпкой. Исповедь отчаявшегося духа и гримаса иронии-тоски от ощущения "высоко-юмористической" непримиримости двух миров человека. Сердце,  человеческое  "я", вещь-идея, абсурд несоединимого соединения, "старая кукла" или фальшивая скрипка, звуки которой рождаются  от  прикосновения  таинственного  смычка,  чтобы  умереть мучительным эхом: - _здесь_или_там?_. Не  все  ли  равно, если _здесь_бесконечно далеко от _там_, и  потому  не  сольются  они вовеки, какой бы музыкой ни казалось людям, обманутым любовникам жизни, краткое чудо этого слияния! Надо свыкнуться с образами-символами Анненского, чтобы ощутить  его страдание за полупрозрачной тканью метафор и найти ключ к другому, тоже запутанному, любимейшему его стихотворению - "Смычок и струны".

Я все еще слышу, каким  надрывным голосом, почти переставая  владеть собой, произносил Анненский: "И было мукою для  них, что людям музыкой казалось ..." Казалось ли только? Не благая ли весть - тайна  этого  слияния, от которого больно, эта музыка любви, похищаемой смертью? Что мы  знаем? Но поэт убедил себя, что знает, и тщетно прятался от своего знания:  за  маской насмешливого художника перед людьми, за хрупкими стенами мечты - перед самим собою.

Гумилев об Анненском:

В его стихах пленяет гармоническое равновесие между образом и формой — равновесие, которое освобождает оба эти элемента, позволяя им стремиться дружно, как двум братьям, к точному воплощению переживания. Круг его идей остро нов и блещет неожиданностями, иногда парадоксальностью. Для него в нашей эпохе характерна не наша вера, а наше безверье, и он борется за своё право не верить с ожесточенностью пророка. С горящим от любопытства взором он проникает в самые тёмные, самые глухие закоулки человеческой души; для него ненавистно только позерство, и вопрос, с которым он обращается к читателю: «а если грязь и низость только мука по где-то там сияющей красе?» — для него уже не вопрос, а непреложная истина. «Кипарисовый ларец» — это катехизис современной чувствительности.

Над техникой стиха и поэтическим синтаксисом И. Анненский работал долго и упорно и сделал в этой области большие завоевания. Относя главное подлежащее на конец фразы, он придавал ему особенную значительность и силу, как, например, в стихах:

Я знал, что она вернется
И будет со мной — Тоска.

Причудливо перетасовывая придаточные предложения,  он достигал, подобно Малларме, иератической величественности и подсказывал интонации голоса, до него неизвестные в поэзии:

О нет, не стан, пусть он так нежно-зыбок,
Я из твоих соблазнов затаю,
Не влажный блеск малиновых улыбок,
Страдания холодную змею.

Его аллитерации не случайны, рифмы обладают могучей силой внушаемости.

Читателям «Аполлона» известно, что И. Анненский скончался 30 ноября 1909г. И теперь время сказать, что не только Россия, но и вся Европа потеряла одного из больших поэтов ...

 

Б. Евсеев «Царь сумрачной долины»

Фигура Иннокентия Анненского, одинокого и непризнанного поэта на сломе веков, — ни с кем и ни с чем не сравнима. Он словно держал в руках двустороннее зеркало. Одна сторона этого зеркала отразила весь русский девятнадцатый век, другая — будущее русской поэзии. А это редко кому удавалось.

Кем же был Анненский? А был он новатором в поэзии, вплетшим в русский мелодический стих приемы стиха интонационного, т. е. разговорного, что сразу смешало все карты на ломберном столе поэзии и привело к непониманию со стороны современников: как это, в «тихих песнях» да вдруг слышится одновременно и гул трактирный, и гул иного века?

Анненский начал век XX, а думали, что он лишь завершает XIX век.

Эту «веселую тоску», это смешение мелодической и интонационной линий («Прерывистые строки» — ясно отразившийся в зеркале Анненского ранний Маяковский) подхватили постсимволисты: Гумилев, Ахматова, Мандельштам. Для них Царь сумрачной долины становится почти полубогом. Они поняли: Анненский  — это канун новой русской поэзии и жизни.

Что же в русской поэзии «предварял и предзнаменовал» собою Анненский? И что он для нас теперь? Великий дилетант? Педагог-классик в целлулоидном воротничке, поздновато загрезивший о стихах, вообще о музах? Ни то ни другое. Он — тихий пророк. Пророк, говоривший шепотом. Он увидел весь сумрак и ужас, который нам в нашем веке еще только предстоял. Но увидев и услышав многое, сам он так и не сумел грядущий ужас пережить и нестерпимо рано смолк. Яд его стихов выветрился, стал неопасен. Сумрак же всегда был сродни нашей душе. А посему стих Анненского и сейчас царит над нами.

Анна Ахматова.

Учитель

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
(Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945)

“Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский”.

Обсуждение. ( во время обсуждения – демонстрация слайдов)

Слайд2 - портрет Анненского

Слайд3 - портрет Анненского, слова Евсеева

Слайд4 – слова Ахматовой

Слайд5 – стихи Ахматовой

Слайд6 – сборники стихов Анненского

Слайд7 – Тихие песни Анненского

Слова Анненского: Поэзия – «радость отраженья», Читатель – «отраженный поэт»

3 этап.

Работа со стихотворениями по группам. (Приложение 1)

Задание: подготовить чтение стихотворения. Найти в нем черты и те особенности, которые были отмечены в предыдущем обсуждении. К какому литературному направлению вы бы отнесли стихотворение? Доказать.

1 группа – «В дороге»

Вопросы в помощь для анализа:

— Какие привычные картины русского пейзажа нарисованы? Какое чувство они вызывают у лирического героя? Обратите внимание на их образность, конкретность. Отметьте выразительность и точность эпитетов.

— Как взаимодействуют в стихотворении время и пространство; где и когда, в какое время года происходит действие? Какие знаки об этом свидетельствуют? Как показано утреннее пробуждение деревни? Понятен ли вам образ “и с бадьями журавли, выпрямляясь, тихо стонут”?

— О каком состоянии лирического героя свидетельствуют слова: “тошно сердцу моему”, “уводила думу дума”?

— Какую художественную функцию выполняет хореический размер стиха?

— Прочитаем последнюю строфу. Почему именно после строк “Дед идёт с сумой и бос, // Нищета заводит повесть...” следует восклицание: “О, мучительный вопрос! Наша совесть... Наша совесть...”? Попытайтесь разъяснить его смысл. Обратите внимание на синтаксическую конструкцию этих строчек. Свяжите два выражения — “в предчувствии мороза” и “дед идёт с сумой и бос” — с состоянием мужиков, ночующих под телегой, которых одолевают “кошмары снов”.

— Что вы скажете о самом лирическом герое, от лица которого ведётся повествование?

— Какое начало вы выбрали бы, если бы вам предложили дать письменный разбор этого стихотворения: “Это стихотворение о мучительном состоянии героя, его ранимости и совестливости при виде картин русской деревни...” или “В воображении встаёт картина: в холодное раннее утро пробуждается бедная деревня, на окраине которой остановился на ночь обоз, появляется нищий «с сумой и бос» — и это накануне заморозков”?

Слайд8- “Всякий поэт, в большей или меньшей мере, есть учитель и проповедник. Если писателю всё равно и он не хочет, чтобы люди чувствовали то же, что он, желали того же, что он, и там же, где он, видели доброе и злое, он не поэт, хотя, может быть, очень искусный сочинитель” (Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя).

2 группа – «Смычок и струны» (чтение наизусть в сопровождении скрипки)

— Как в первой строфе передано чувство непонимания, которое так свойственно людям?

— Как развивается мотив узнавания? Прочитайте 3, 4, 5 строфы.

— О чём свидетельствует финал? Было ли найдено взаимопонимание навсегда, о чём предостерегает слово “чёрный” бархат?

— Рассмотрите стихотворение с точки зрения символистской поэтики.

— Какие образы нарисованы с поразительной ясностью и конкретностью?

 

3 группа – « Сестре»

4 группа – «Колокольчики»

 

4 этап.

Заполнить таблицу «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского» (Приложение 2)

символизм

акмеизм

футуризм

1)многоплановость, многозначность слова,

образа, когда в одном накапливается

как бы несколько смыслов

2) “Недоговорённость”, синтаксическая

прерывистость многих стихов Анненского

рассчитана на ассоциативность

мышления и творческий отклик читателя.

3) Мастерское владение размерами стиха,

оригинальные ритмы и рифмы,

интонационное разнообразие

определили удивительную музыкальность

стихов Анненского

4) Особенностью поэтики Анненского является

уподобление человека вещам

5) использование символов и аллегорий

Пример:

«Смычок и струны»

для Анненского современный

 человек — это городской человек.

 Город — это конкретные условия

 его существования, это вещи,

которые его окружают и с которыми соприкасается его душа

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

Пример:

«Сестре»

Анненский вводит в свою

 лирику

 будничную разговорную речь,

что не было свойственно символистам.

В стихах звучат уличные крики,

бытовой говор, что для такого изысканного поэта кажется несвойственным и невероятным.

Пример:

«Колокольчики»

«Шарики детские»

 

5 этап. Итоговая социализация – сверка заполненной таблицы со слайдом. (Слайд 9)

6 этап. Рефлексия: (Слайд10)

«Я» (как чувствовал, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),

«Мы» (комфортно ли было работать в группе),

«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).

7 этап. Домашнее задание  (на выбор) ( Слайд11)

1. Сочинение-миниатюра «Читатель – «отраженный поэт»

2. Составить синквейн.

 

Приложение1.

В ДОРОГЕ

Перестал холодный дождь,
Сизый пар по небу вьется,
Но на пятна нив и рощ
Точно блеск молочный льется.

В этом чаяньи утра
И предчувствии мороза
Как у черного костра
Мертвы линии обоза!

Жеребячий дробный бег,
Пробы первых свистов птичьих
И кошмары снов мужичьих
Под рогожами телег.

Тошно сердцу моему
От одних намеков шума:
Всё бы молча в полутьму
Уводила думу дума.

Не сошла и тень с земли,
Уж в дыму овины тонут,
И с бадьями журавли,
Выпрямляясь, тихо стонут.

Дед идет с сумой и бос,
Нищета заводит повесть:
О, мучительный вопрос!
Наша совесть... Наша совесть..

 

Колокольчики

Глухая дорога.

Колокольчик в зимнюю ночь

 рассказывает путнику

свадебную историю.

 

Динь-динь-динь,

Дини-дини...

Дидо Ладо, Дидо Ладо,

Лиду диду ладили,

Дида Лиде ладили,-

Ладили, не сладили,

Лиду надосадили.

День делали,

Да день не делали,

Дела не доделали,

Головы-то целы ли?

Ляду дида надо ли -

Диду баню задали.

Динь-динь-динь, дини-динь...

Колоколы-балаболы,

Колоколы-балаболы,

Накололи, намололи,

Дале боле, дале бале...

Накололи, намололи,

Колоколы-балаболы.

Лопотуньи налетали,

Болмоталы навязали,

Лопотали-хлопотали,

Лопотали, болмотали,

Лопоталы поломали.

Динь!

Ты бы, дид, не зёньками,

Ты бы, диду, деньгами...

Деньгами, деньгами...

Долго ли, не долго ли,

Лиде шубу завели...

Холили - не холили,

Волили - неволили,

Мало ль пили, боле лили.

Дида Ладу золотили.

Дяди ли, не дяди ли,

Ладили - наладили...

Ой, пила, пила, пила,

Диду пива не дала:

Диду Лиду надобе,

Ляду дида надобе,

Ой, динь, динь, динь -дини,

дини, дини-динь,

Деньги дида милые,

А усы-то сивые...

Динь!

День.

Дан вам день...

Долго ли вы там?

Мало было вам?

Вам? Дам По губам. По головам Дам. Буби-буби-бубенцы ли, Мы ли ныли, вы ли ныли, Бубенцы ли, бубенцы ли...

День, дома бы день,

День один...

Колоколы-балаболы,

Мало лили, боле пили,

Балаболы потупили...

Бубенцы-бубенчики,

Малые младенчики,

Болмоталы вынимали,

Лопоталы выдавали,

Лопотали, лопотали...

Динь...

Колоколы-балаболы...

Колоколы-балаболы ...  

Сестре

А.Н. Анненской

Вечер. Зеленая детская

С низким ее потолком.

Скучная книга немецкая.

Няня в очках и с чулком.

 

Желтый, в дешевом издании,

Будто я вижу роман...

Даже прочел бы название,

Если б не этот туман.

 

Вы еще были Алиною,

С розовой думой в очах,

В платье с большой пелериною,

С серым платком на плечах...

 

В стул утопая коленами,

Взора я с вас не сводил,

Нежные, с тонкими венами

Руки я ваши любил.

 

Слов непонятных течение

Было мне музыкой сфер...

Где ожидал столкновения

Ваших особенных р...

 

В медном подсвечнике сальная

Свечка у няни плывет...

Милое, тихо-печальное,

Все это в сердце живет...

Смычок и струны

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

 

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых...

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

 

"О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?"

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

"Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно?.."

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

 

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось...

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

 

Но человек не погасил

До утра свеч... И струны пели...

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

 

Приложение 2.

Заполнить таблицу «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского»

символизм

акмеизм

футуризм

Материал для работы:

Анненский вводит в свою лирику  будничную разговорную речь, что не было свойственно символистам. В стихах звучат уличные крики, бытовой говор, что для такого изысканного поэта кажется несвойственным и невероятным.

многоплановость, многозначность слова,  образа, когда в одном накапливается  как бы несколько смыслов.

Для Анненского современный человек — это городской человек. Город — это конкретные условия его существования, это вещи,  которые его окружают и с которыми соприкасается его душа.

“Недоговорённость”, синтаксическая  прерывистость многих стихов Анненского  рассчитана на ассоциативность  мышления и творческий отклик читателя.

Конкретная образность, «прекрасная ясность».

Мастерское владение размерами стиха,  оригинальные ритмы и рифмы,  интонационное разнообразие  определили удивительную музыкальность стихов Анненского.

Особенностью поэтики Анненского является  уподобление человека вещам использование символов и аллегорий.

Список использованной литературы:

  1. Анненский И.Ф. Лирика. – Мн.: Харвест, 1999. – 432 с.
  2. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «Вако»,2003
  3. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя /Авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В.Леденев. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с. – (Писатель в школе).

 

.  .  .