Творческая мастерская "Особенности поэтического почерка И.Ф. Анненского"
Творческая мастерская «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского»
Автор: Белоконева Ирина Павловна
МОУ "Лицей № 9", Волгоград
Цель: Знать особенности индивидуального стиля И.Ф.Анненского, уметь анализировать художественный текст и находить в нём характерные черты.
Задачи: Познакомить с высказываниями современников о творчестве И.Ф.Анненского, выяснить специфику творческих приёмов поэта, рассмотреть стилевые особенности стихотворений и принадлежность их к литературному направлению.
Ход мастерской
Цель мастерской – создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.
1 этап. Начинается урок – мастерская без объявления названия – это механизм запуска творческого процесса.
Просьба – открыть тетради и записать слово «отражение». К этому слову подобрать слова – ассоциации (зеркало, водная гладь, чувства, отзвук, повторение…) – 3 мин.
Обсуждение.
2 этап.
Это стихотворение в 1910-х годах приобрело необыкновенную популярность через романс, музыку которого написал А. Вертинский. Он же был его исполнителем.
(Прослушивание романса «Моя звезда») – 3 мин.
( на выбор учителя: или в исполнении А. Вертинского, или в исполнении В. Ободзинского)
Слайд 1.
Задание группам: у вас на столах лежат высказывания современников о творчестве этого поэта. Прочитать, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся высказывание. Подготовить группе ответ: что отмечают современники в творчестве этого поэта?
Исходя из этого, какое название вы бы дали сегодняшнему уроку?
(жирным шрифтом выделены возможные ответы учащихся)
Сергей Маковский об Иннокентии Анненском:
Он был весь неповторим и пленителен. Таких очарователей ума - не подберу другого определения - я не встречал и, вероятно, уж не встречу. Слово его было непосредственно-остро и, однако, заранее обдуманно и взвешенно: вскрывало не процесс мышления, а образные итоги мысли. Мысль его звучала, как хорошая музыка: любая тема обращалась в блестящую вариацию изысканным "контрапунктом метафор" самим слуховым подбором слов. Вы никогда не знали, задавая вопрос, что он скажет, но знали наперед, что сказанное будет ново и ценно, отметит грань, от других скрытую, и в то же время отразит загадочную сущность его, Анненского.
Лирика Анненского - иносказательная исповедь. Иносказание он насыщал метафорами и "своими" оборотами речи, затрудняющими отчасти читателя. Но исповедь покоряет непосредственностью пронзительно-терпкой. Исповедь отчаявшегося духа и гримаса иронии-тоски от ощущения "высоко-юмористической" непримиримости двух миров человека. Сердце, человеческое "я", вещь-идея, абсурд несоединимого соединения, "старая кукла" или фальшивая скрипка, звуки которой рождаются от прикосновения таинственного смычка, чтобы умереть мучительным эхом: - _здесь_или_там?_. Не все ли равно, если _здесь_бесконечно далеко от _там_, и потому не сольются они вовеки, какой бы музыкой ни казалось людям, обманутым любовникам жизни, краткое чудо этого слияния! Надо свыкнуться с образами-символами Анненского, чтобы ощутить его страдание за полупрозрачной тканью метафор и найти ключ к другому, тоже запутанному, любимейшему его стихотворению - "Смычок и струны".
Я все еще слышу, каким надрывным голосом, почти переставая владеть собой, произносил Анненский: "И было мукою для них, что людям музыкой казалось ..." Казалось ли только? Не благая ли весть - тайна этого слияния, от которого больно, эта музыка любви, похищаемой смертью? Что мы знаем? Но поэт убедил себя, что знает, и тщетно прятался от своего знания: за маской насмешливого художника перед людьми, за хрупкими стенами мечты - перед самим собою.
Гумилев об Анненском:
В его стихах пленяет гармоническое равновесие между образом и формой — равновесие, которое освобождает оба эти элемента, позволяя им стремиться дружно, как двум братьям, к точному воплощению переживания. Круг его идей остро нов и блещет неожиданностями, иногда парадоксальностью. Для него в нашей эпохе характерна не наша вера, а наше безверье, и он борется за своё право не верить с ожесточенностью пророка. С горящим от любопытства взором он проникает в самые тёмные, самые глухие закоулки человеческой души; для него ненавистно только позерство, и вопрос, с которым он обращается к читателю: «а если грязь и низость только мука по где-то там сияющей красе?» — для него уже не вопрос, а непреложная истина. «Кипарисовый ларец» — это катехизис современной чувствительности.
Над техникой стиха и поэтическим синтаксисом И. Анненский работал долго и упорно и сделал в этой области большие завоевания. Относя главное подлежащее на конец фразы, он придавал ему особенную значительность и силу, как, например, в стихах:
Я знал, что она вернется
И будет со мной — Тоска.
Причудливо перетасовывая придаточные предложения, он достигал, подобно Малларме, иератической величественности и подсказывал интонации голоса, до него неизвестные в поэзии:
О нет, не стан, пусть он так нежно-зыбок,
Я из твоих соблазнов затаю,
Не влажный блеск малиновых улыбок,
Страдания холодную змею.
Его аллитерации не случайны, рифмы обладают могучей силой внушаемости.
Читателям «Аполлона» известно, что И. Анненский скончался 30 ноября 1909г. И теперь время сказать, что не только Россия, но и вся Европа потеряла одного из больших поэтов ...
Б. Евсеев «Царь сумрачной долины»
Фигура Иннокентия Анненского, одинокого и непризнанного поэта на сломе веков, — ни с кем и ни с чем не сравнима. Он словно держал в руках двустороннее зеркало. Одна сторона этого зеркала отразила весь русский девятнадцатый век, другая — будущее русской поэзии. А это редко кому удавалось.
Кем же был Анненский? А был он новатором в поэзии, вплетшим в русский мелодический стих приемы стиха интонационного, т. е. разговорного, что сразу смешало все карты на ломберном столе поэзии и привело к непониманию со стороны современников: как это, в «тихих песнях» да вдруг слышится одновременно и гул трактирный, и гул иного века?
Анненский начал век XX, а думали, что он лишь завершает XIX век.
Эту «веселую тоску», это смешение мелодической и интонационной линий («Прерывистые строки» — ясно отразившийся в зеркале Анненского ранний Маяковский) подхватили постсимволисты: Гумилев, Ахматова, Мандельштам. Для них Царь сумрачной долины становится почти полубогом. Они поняли: Анненский — это канун новой русской поэзии и жизни.
Что же в русской поэзии «предварял и предзнаменовал» собою Анненский? И что он для нас теперь? Великий дилетант? Педагог-классик в целлулоидном воротничке, поздновато загрезивший о стихах, вообще о музах? Ни то ни другое. Он — тихий пророк. Пророк, говоривший шепотом. Он увидел весь сумрак и ужас, который нам в нашем веке еще только предстоял. Но увидев и услышав многое, сам он так и не сумел грядущий ужас пережить и нестерпимо рано смолк. Яд его стихов выветрился, стал неопасен. Сумрак же всегда был сродни нашей душе. А посему стих Анненского и сейчас царит над нами.
Анна Ахматова.
Учитель
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
(Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945)
“Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский”.
Обсуждение. ( во время обсуждения – демонстрация слайдов)
Слайд2 - портрет Анненского
Слайд3 - портрет Анненского, слова Евсеева
Слайд4 – слова Ахматовой
Слайд5 – стихи Ахматовой
Слайд6 – сборники стихов Анненского
Слайд7 – Тихие песни Анненского
Слова Анненского: Поэзия – «радость отраженья», Читатель – «отраженный поэт»
3 этап.
Работа со стихотворениями по группам. (Приложение 1)
Задание: подготовить чтение стихотворения. Найти в нем черты и те особенности, которые были отмечены в предыдущем обсуждении. К какому литературному направлению вы бы отнесли стихотворение? Доказать.
1 группа – «В дороге»
Вопросы в помощь для анализа:
— Какие привычные картины русского пейзажа нарисованы? Какое чувство они вызывают у лирического героя? Обратите внимание на их образность, конкретность. Отметьте выразительность и точность эпитетов.
— Как взаимодействуют в стихотворении время и пространство; где и когда, в какое время года происходит действие? Какие знаки об этом свидетельствуют? Как показано утреннее пробуждение деревни? Понятен ли вам образ “и с бадьями журавли, выпрямляясь, тихо стонут”?
— О каком состоянии лирического героя свидетельствуют слова: “тошно сердцу моему”, “уводила думу дума”?
— Какую художественную функцию выполняет хореический размер стиха?
— Прочитаем последнюю строфу. Почему именно после строк “Дед идёт с сумой и бос, // Нищета заводит повесть...” следует восклицание: “О, мучительный вопрос! Наша совесть... Наша совесть...”? Попытайтесь разъяснить его смысл. Обратите внимание на синтаксическую конструкцию этих строчек. Свяжите два выражения — “в предчувствии мороза” и “дед идёт с сумой и бос” — с состоянием мужиков, ночующих под телегой, которых одолевают “кошмары снов”.
— Что вы скажете о самом лирическом герое, от лица которого ведётся повествование?
— Какое начало вы выбрали бы, если бы вам предложили дать письменный разбор этого стихотворения: “Это стихотворение о мучительном состоянии героя, его ранимости и совестливости при виде картин русской деревни...” или “В воображении встаёт картина: в холодное раннее утро пробуждается бедная деревня, на окраине которой остановился на ночь обоз, появляется нищий «с сумой и бос» — и это накануне заморозков”?
Слайд8- “Всякий поэт, в большей или меньшей мере, есть учитель и проповедник. Если писателю всё равно и он не хочет, чтобы люди чувствовали то же, что он, желали того же, что он, и там же, где он, видели доброе и злое, он не поэт, хотя, может быть, очень искусный сочинитель” (Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя).
2 группа – «Смычок и струны» (чтение наизусть в сопровождении скрипки)
— Как в первой строфе передано чувство непонимания, которое так свойственно людям?
— Как развивается мотив узнавания? Прочитайте 3, 4, 5 строфы.
— О чём свидетельствует финал? Было ли найдено взаимопонимание навсегда, о чём предостерегает слово “чёрный” бархат?
— Рассмотрите стихотворение с точки зрения символистской поэтики.
— Какие образы нарисованы с поразительной ясностью и конкретностью?
3 группа – « Сестре»
4 группа – «Колокольчики»
4 этап.
Заполнить таблицу «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского» (Приложение 2)
символизм |
акмеизм |
футуризм |
1)многоплановость, многозначность слова, образа, когда в одном накапливается как бы несколько смыслов 2) “Недоговорённость”, синтаксическая прерывистость многих стихов Анненского рассчитана на ассоциативность мышления и творческий отклик читателя. 3) Мастерское владение размерами стиха, оригинальные ритмы и рифмы, интонационное разнообразие определили удивительную музыкальность стихов Анненского 4) Особенностью поэтики Анненского является уподобление человека вещам 5) использование символов и аллегорий Пример: «Смычок и струны» |
для Анненского современный человек — это городской человек. Город — это конкретные условия его существования, это вещи, которые его окружают и с которыми соприкасается его душа Конкретная образность, «прекрасная ясность» Пример: «Сестре» |
Анненский вводит в свою лирику будничную разговорную речь, что не было свойственно символистам. В стихах звучат уличные крики, бытовой говор, что для такого изысканного поэта кажется несвойственным и невероятным. Пример: «Колокольчики» «Шарики детские» |
5 этап. Итоговая социализация – сверка заполненной таблицы со слайдом. (Слайд 9)
6 этап. Рефлексия: (Слайд10)
«Я» (как чувствовал, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),
«Мы» (комфортно ли было работать в группе),
«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).
7 этап. Домашнее задание (на выбор) ( Слайд11)
1. Сочинение-миниатюра «Читатель – «отраженный поэт»
2. Составить синквейн.
Приложение1.
В ДОРОГЕ Перестал холодный дождь,
|
Колокольчики Глухая дорога. Колокольчик в зимнюю ночь рассказывает путнику свадебную историю.
Динь-динь-динь, Дини-дини... Дидо Ладо, Дидо Ладо, Лиду диду ладили, Дида Лиде ладили,- Ладили, не сладили, Лиду надосадили. День делали, Да день не делали, Дела не доделали, Головы-то целы ли? Ляду дида надо ли - Диду баню задали. Динь-динь-динь, дини-динь... Колоколы-балаболы, Колоколы-балаболы, Накололи, намололи, Дале боле, дале бале... Накололи, намололи, Колоколы-балаболы. Лопотуньи налетали, Болмоталы навязали, Лопотали-хлопотали, Лопотали, болмотали, Лопоталы поломали. Динь! Ты бы, дид, не зёньками, Ты бы, диду, деньгами... Деньгами, деньгами... Долго ли, не долго ли, Лиде шубу завели... Холили - не холили, Волили - неволили, Мало ль пили, боле лили. |
Дида Ладу золотили. Дяди ли, не дяди ли, Ладили - наладили... Ой, пила, пила, пила, Диду пива не дала: Диду Лиду надобе, Ляду дида надобе, Ой, динь, динь, динь -дини, дини, дини-динь, Деньги дида милые, А усы-то сивые... Динь! День. Дан вам день... Долго ли вы там? Мало было вам? Вам? Дам По губам. По головам Дам. Буби-буби-бубенцы ли, Мы ли ныли, вы ли ныли, Бубенцы ли, бубенцы ли... День, дома бы день, День один... Колоколы-балаболы, Мало лили, боле пили, Балаболы потупили... Бубенцы-бубенчики, Малые младенчики, Болмоталы вынимали, Лопоталы выдавали, Лопотали, лопотали... Динь... Колоколы-балаболы... Колоколы-балаболы ... |
Сестре А.Н. Анненской Вечер. Зеленая детская С низким ее потолком. Скучная книга немецкая. Няня в очках и с чулком.
Желтый, в дешевом издании, Будто я вижу роман... Даже прочел бы название, Если б не этот туман.
Вы еще были Алиною, С розовой думой в очах, В платье с большой пелериною, С серым платком на плечах...
В стул утопая коленами, Взора я с вас не сводил, Нежные, с тонкими венами Руки я ваши любил.
Слов непонятных течение Было мне музыкой сфер... Где ожидал столкновения Ваших особенных р...
В медном подсвечнике сальная Свечка у няни плывет... Милое, тихо-печальное, Все это в сердце живет... |
Смычок и струны Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых... И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
"О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?" И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали. |
"Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно?.." И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось... И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил До утра свеч... И струны пели... Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели. |
Приложение 2.
Заполнить таблицу «Особенности поэтического почерка И.Ф.Анненского»
символизм |
акмеизм |
футуризм |
Материал для работы:
Анненский вводит в свою лирику будничную разговорную речь, что не было свойственно символистам. В стихах звучат уличные крики, бытовой говор, что для такого изысканного поэта кажется несвойственным и невероятным.
многоплановость, многозначность слова, образа, когда в одном накапливается как бы несколько смыслов.
Для Анненского современный человек — это городской человек. Город — это конкретные условия его существования, это вещи, которые его окружают и с которыми соприкасается его душа.
“Недоговорённость”, синтаксическая прерывистость многих стихов Анненского рассчитана на ассоциативность мышления и творческий отклик читателя.
Конкретная образность, «прекрасная ясность».
Мастерское владение размерами стиха, оригинальные ритмы и рифмы, интонационное разнообразие определили удивительную музыкальность стихов Анненского.
Особенностью поэтики Анненского является уподобление человека вещам использование символов и аллегорий.
Список использованной литературы:
- Анненский И.Ф. Лирика. – Мн.: Харвест, 1999. – 432 с.
- И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «Вако»,2003
- Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя /Авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В.Леденев. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с. – (Писатель в школе).