Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Типы учебных заданий на формирование УУД на уроках биологии

Дата публикации: 2019-01-27 07:43:27
Статью разместил(а):
Шаврова Елена Анатольевна

Типы учебных заданий на формирование универсальных учебных действий на уроках биологии

Автор: Шаврова Елена Анатольевна

МБОУ "СОШ № 4", г. Слюдянка

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий». Ещё «вчера» школа давала ученику готовые знания, умения и навыки. Современная школа обеспечивает возможность ученику через формирование универсальных учебных действий самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая саму организацию этого усвоения. Именно об этом идёт речь в Федеральном государственном стандарте нового поколения. Согласно требованиям ФГОС, одним из приоритетов  школьного образования является формирование метапредметных результатов, которые образуют систему познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на своих уроках использую  следующие виды заданий:  задачи на сравнение, оценивание; проведение эмпирического исследования; проведение теоретического исследования; смысловое чтение.

Задания для учащихся 5 класса:

1. Рассмотрите на  рисунке строение шляпочных и пластинчатых грибов.

2. Распределите грибы на две группы.

3. Найдите сходства и различия шляпочных и пластинчатых грибов

Выполняя данное задание, учащиеся вырабатывают умения сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.

Задание для учащихся 7 класса:

Между первым и вторым словом существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и четвёртым словом. Запишите это слово, объясните свой ответ.

1. крот или почва = 2.

2. акула = 3. ?

Задание направлено на выработку умений проводить аналогию; выстраивать логическую цепочку, состоящую из последовательных действий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных

действий использую  следующие виды заданий: проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль.

Задание для 5 класса:

Разделитесь на группы по 3 -4 человека.

Разработайте план изучения клеток плодов томата, рябины, шиповника, используя задание на стр. 39 параграф 7. (Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:/ В.В. Пасечник. _ М: Дрофа, 2013).

Оцените работу на уроке:

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?

- С каким настроением работал?

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?

- Я оцениваю своего товарища в группе: (Ф.И. и оценка)

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?

- Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Выполняя это задание, учащиеся вырабатывают умение планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Задание для 6 класса:

Рассмотрите строение модели цветка вишни.

1. Разделите модель на части, назовите каждую часть цветка и её функцию.

2. Составьте план  ответа «Строение цветка».

Задание направлено на выработку умения представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Задание для 9 класса:

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Белки – биополимеры, сложные органические вещества, состоящие из нуклеиновых кислот.

2. Синтез белков осуществляется на рибосомах.

3. Первичная структура молекулы белка определяется генетическим кодом.

4. Белки – основные источники энергии в организме.

5. Денатурация – разрушение структуры белка.

Выполняя задание, ученики учатся фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных использую задачи на организацию и осуществление сотрудничества; ролевые игры; на передачу информации; на умение услышать позицию партнёра.

Задание для 6 класса:

1. Расскажите своему соседу по парте, представив его в роли ученика, порядок действий по проращиванию семян.

2. Поменяйтесь ролями.

3. Запишите каждый в свою тетрадь порядок действий по проращиванию семян.

4. Сравните свои записи, обоснуйте порядок действий.

Выполнение задания позволяет ученику выработать умение организовывать учебное взаимодействие, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности, высказывать и обосновывать мнение.

Задание для учащихся 8 класса:

Разделитесь на группы по 5 -6 человек. Прочитайте текст параграфа 51 «Строение слухового анализатора»

В каждой группе составьте по три вопроса, начинающиеся со слов: «Почему?», «Зачем?», «Как?».

Прочитайте  вопросы, попросите одноклассников ответить на ваши вопросы.

Выполняя задание, ученики вырабатывают умения  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, правильно формулировать и  задавать вопросы. 

Применение заданий на формирование «универсальных учебных действий» рассматривает компетентность как “знание в действии” и позволяет ученику научиться учиться, гармонично развиваться и совершенствоваться  в непрерывно меняющемся обществе.

 

Литература:

1. Асмолов  А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2014г.

2. Жукова Н.Н.  «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011г. 

.  .  .