Типы учебных заданий на формирование УУД на уроках биологии
Типы учебных заданий на формирование универсальных учебных действий на уроках биологии
Автор: Шаврова Елена Анатольевна
МБОУ "СОШ № 4", г. Слюдянка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий». Ещё «вчера» школа давала ученику готовые знания, умения и навыки. Современная школа обеспечивает возможность ученику через формирование универсальных учебных действий самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая саму организацию этого усвоения. Именно об этом идёт речь в Федеральном государственном стандарте нового поколения. Согласно требованиям ФГОС, одним из приоритетов школьного образования является формирование метапредметных результатов, которые образуют систему познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на своих уроках использую следующие виды заданий: задачи на сравнение, оценивание; проведение эмпирического исследования; проведение теоретического исследования; смысловое чтение.
Задания для учащихся 5 класса:
1. Рассмотрите на рисунке строение шляпочных и пластинчатых грибов.
2. Распределите грибы на две группы.
3. Найдите сходства и различия шляпочных и пластинчатых грибов
Выполняя данное задание, учащиеся вырабатывают умения сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.
Задание для учащихся 7 класса:
Между первым и вторым словом существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и четвёртым словом. Запишите это слово, объясните свой ответ.
1. крот или почва = 2.
2. акула = 3. ?
Задание направлено на выработку умений проводить аналогию; выстраивать логическую цепочку, состоящую из последовательных действий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий использую следующие виды заданий: проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль.
Задание для 5 класса:
Разделитесь на группы по 3 -4 человека.
Разработайте план изучения клеток плодов томата, рябины, шиповника, используя задание на стр. 39 параграф 7. (Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:/ В.В. Пасечник. _ М: Дрофа, 2013).
Оцените работу на уроке:
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?
- С каким настроением работал?
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?
- Я оцениваю своего товарища в группе: (Ф.И. и оценка)
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?
- Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Выполняя это задание, учащиеся вырабатывают умение планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Задание для 6 класса:
Рассмотрите строение модели цветка вишни.
1. Разделите модель на части, назовите каждую часть цветка и её функцию.
2. Составьте план ответа «Строение цветка».
Задание направлено на выработку умения представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Задание для 9 класса:
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Белки – биополимеры, сложные органические вещества, состоящие из нуклеиновых кислот.
2. Синтез белков осуществляется на рибосомах.
3. Первичная структура молекулы белка определяется генетическим кодом.
4. Белки – основные источники энергии в организме.
5. Денатурация – разрушение структуры белка.
Выполняя задание, ученики учатся фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных использую задачи на организацию и осуществление сотрудничества; ролевые игры; на передачу информации; на умение услышать позицию партнёра.
Задание для 6 класса:
1. Расскажите своему соседу по парте, представив его в роли ученика, порядок действий по проращиванию семян.
2. Поменяйтесь ролями.
3. Запишите каждый в свою тетрадь порядок действий по проращиванию семян.
4. Сравните свои записи, обоснуйте порядок действий.
Выполнение задания позволяет ученику выработать умение организовывать учебное взаимодействие, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности, высказывать и обосновывать мнение.
Задание для учащихся 8 класса:
Разделитесь на группы по 5 -6 человек. Прочитайте текст параграфа 51 «Строение слухового анализатора»
В каждой группе составьте по три вопроса, начинающиеся со слов: «Почему?», «Зачем?», «Как?».
Прочитайте вопросы, попросите одноклассников ответить на ваши вопросы.
Выполняя задание, ученики вырабатывают умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, правильно формулировать и задавать вопросы.
Применение заданий на формирование «универсальных учебных действий» рассматривает компетентность как “знание в действии” и позволяет ученику научиться учиться, гармонично развиваться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Литература:
1. Асмолов А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2014г.
2. Жукова Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011г.