Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рисование песком как средство всестороннего развития ребенка

Дата публикации: 2024-05-07 15:13:14
Статью разместил(а):
Загоскина Светлана Геннадьевна

Рисование песком как средство всестороннего развития ребенка

Автор: Загоскина Светлана Геннадьевна

ГБДОУ Детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассказывается о возможностях рисования песком для всестороннего развития ребенка.

Ключевые слова: рисование песком, развитие детей.

 

Физическое развитие.

Мы с вами знаем, что важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. И поэтому всякая практическая деятельность в саду должна быть направлена на укрепление здоровья детей.

Несколько лет назад я стала практиковать в своей группе рисование песком на световом столе. Казалось бы, каким образом песок может оказать положительное воздействие на здоровье ребенка? 

Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика. 

Безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом. В процессе рисования песком задействуем всю кисть руки: и ладонь, и пальцы, и ребенок учится владеть своими руками. Таким образом, происходит развитие мелкой моторики.

Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу! поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц: происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. Во время рисования обязательно проводятся динамические паузы, физминутки в виде пальчиковых игр, которые хорошо развивают физическое здоровье детей и тонизируют весь организм. Так идет развитие общей моторики.

Мы рисуем на песке с помощью сита, трафаретами, массажными мячиками. Массаж и самомассаж.

Даже дыхательную гимнастику мы проводим с песком. Ее мы проводим с помощью выдувания воздушной струи через трубочку на песок. Например, выдувание в песке небольших углублений, ямок, кружочков, коротких прямых линий. Ребенку можно предложить нарисовать с помощью воздушной струи разнообразные геометрические фигуры, длинные и изогнутые линии, буквы и цифры.

На световом столе мы проводим гимнастику для глаз (Дети стоят вокруг светового стола) - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом плавают маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (я начинаю рисовать палочкой на песке рыбку, ребенок смотрит только глазами).

Настроение.

Взаимосвязь между здоровьем человека и его настроением очень тесная. Благодаря новым исследованиям доказано, что люди более здоровы, если они счастливы. Положительные эмоции увеличивают в организме человека количество эндорфинов — гормонов радости, что в свою очередь укрепляет его иммунитет. Рисование песком лучше любого врача может справиться с плохим настроением. Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. 

Рисование на песочных столах проходит под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, помогает расслабиться. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание.
В нашей группе песочные столы имеют цветную подсветку. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для развития творческих способностей детей. Как правило, детям нравятся яркие цвета: зеленый, красный, желтый и это говорит о нормальном развитии ребенка. Если ребенок немного раздражителен, в этом тоже можно помочь при помощи цвета, также убрать чрезмерную активность.

А можно просто пересыпать песок из рук в руку. При выполнении этого упражнения, как правило, расслабляются глаза и руки.

Я думаю, вы согласитесь, что те формы работы и технологии, которые используются при рисовании на песочных столах, действительно, способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

Познавательное развитие.

Но на этом я не остановилась и продолжила искать варианты использования песка в других образовательных областях.

Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени. Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой, Египетские Пирамиды, и другие красоты Вселенной. Что же делать? Ведь так хочется побывать везде и поучаствовать во всем! Мы моделируем разные страны в песочнице. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фигурки животных, мы знакомим ребенка с их жизнью. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы изучаем разнообразие подводного мира.

В свободное время наши дети с удовольствием играют самостоятельно. Для этого у нас создана большая коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, деревья, домики и многое другое. Детьми создаются разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными или что-то другое.

Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу. «Математические задания»- предлагаю детям нарисовать цифры, геометрические фигуры и даже решать примеры. На песке - это гораздо интересней, чем на бумаге.

Речевое развитие.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми; развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.

Мы используем игровые упражнения с песком, в процессе которых решаются очень многие задачи: 

— развитие дыхания; 

— развитие фонематических представлений; 

— совершенствование грамматического строя речи; 

— обучение грамоте; 

— развитие связной речи;

— развитие диалогической речи;

— развитие мелкой моторики. 

Совершенствование грамматического строя речи.

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Воспитатель стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. 

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Воспитатель расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. 

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый). 

Развитие фонематических представлений 

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. 

Развитие связной речи.

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. 

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. 

Обучение грамоте.

«Найди буквы и назови». Воспитатель прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. 

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук. 

Социально-коммуникативное развитие.

Дошкольный возраст –  это период начальной социализации детей, приобщения их к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Я решила использовать возможности и условия совместного рисования песком.

Для меня было главное - создать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе и получить положительные эмоции от совместной работы. Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Вначале я детям предлагала несложные задания, которые объединяли результаты деятельности каждого ребенка в общий итог. Например, «Цветы на поляне» или «Торт на день рождения».  А затем задания постепенно усложнялись. Наиболее сложными являются такие, которые ставят перед детьми задачу одинакового выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, выкладывание узором рукавичек для Снегурочки. проводятся различные виды коммуникативных игр, и моделируется проблемная ситуация, которая по ходу решения дополняется рисунком на песке.

Цель 2 этапа: дать представление о необходимости оценивать собственные поступки, чувства. Проводились коммуникативные игры: «Комплименты», «Ласковое слово» и др. Итогом таких мероприятий стал совместный рисунок на тему «Каждый цветок хорош по-своему». Не бывает некрасивых цветов, каждый по-своему красив, и   Мы люди, все разные: у нас разная внешность, голос, характер, но каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добрый и т.п.

Целью 3 этапа было дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников; об умении и необходимости общаться друг с другом, о сотрудничестве и сопереживании. Для этого проводились игры «Дружба начинается с улыбки», «Поссорились и помирились». Итогом таких встреч стала работа детей в парах «Подарки приятно не только получать, но и дарить», тройках «Подарок другу» и микрогруппах «Птица дружбы».

Художественно-эстетическое развитие.

Я думаю, вы согласитесь, что все дети любят рисовать. Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке рисунки своими руками. Рука и пальцы в данном случае – это инструменты, которые всегда при себе. Причем пальцы рук слушаются ребенка даже лучше, чем карандаш. Особенно песок привлекателен для застенчивых детей, неактивных, робких (на песке не страшно делать ошибки - нарисовал плохо, можно все стереть и нарисовать заново).  Песок позволяет ребенку упражняться много раз, не получилось – он не расстраивается, сгладил поверхность и продолжает рисовать снова.

Это позволяет ребенку изменять творческий замысел по ходу создания изображения, добавлять новое и, если не получилось, начать заново. И в свою очередь, дает возможность ребенку ощущать себя успешным, укрепляет его веру в себя и свои способности.   Работа по обучению рисования детей песком ведется поэтапно. На начальной стадии главная задача педагога – вызвать интерес и положительные эмоции, затем через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки.

Начинаем рисовать мы с детьми с простых элементов– это прямые и волнистые линии. Чтобы у детей не пропадал интерес, предлагаем детям кораблики, раскладываем по поверхности песка и предлагаем нарисовать волны (волнистые линии). Для машины предлагаем ребенку нарисовать дорожку, широкую дорожку и по этой дорожке она едет в гараж. Следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии – научить рисовать предметы, состоящие из округлых форм. По поверхности песка я разбрасываю, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок.

В среднем дошкольном возрасте приемы рисования песком усложняются. Помимо рисования пальчиком, ладошкой и ребром мы используем трафареты, которые усложняют задачу, поставленную перед ребенком, и в то же время расширяют поле его деятельности. Также, в рисовании песком, мы используем массажные мячики, камешки и другой подручный материал. Данный метод используется при рисовании элементов на готовом предмете, например, украсим пирог, торт, ковер и т.д.

Научились рисовать отдельные предметы, формы предметов, можно объединить их в сюжеты по любой сказке: дорожка, колобок на дорожке, зайчик.

В старшем дошкольном возрасте используем сказочные сюжеты, именно через них дети глубже знакомятся с человеческими чувствами. Мы рисуем сказки на новый лад, где воспитанники сами придумывают окончание сказки.  Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д.  

2. Не каждый из детей станет музыкантом, актером или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Так родилась идея театра для песочницы. Как же сочетаются сказки и игра в песок? Замечательно, они словно созданы друг для друга!

Можно создать любой ландшафт, приготовить угощения, использовать для декораций любой природный и бросовый материал - ветки, камни. А если к этому добавить маленькие игрушки, появляется желание разыгрывать различные сюжеты знакомых произведений. С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то героя не хватает – не беда. Его можно заменить другим персонажем (получится старая сказка на новый лад).

Моим ребятам рисование песком приносит бурю положительных эмоций. И я уверена, что, если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным.

 

.  .  .

technologi.site
technologi.site