Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Ознакомление дошкольников с проблемой шумового загрязнения окружающей среды

Дата публикации: 2024-05-06 15:25:50
Статью разместил(а):
Храпункова Мария Николаевна

Эколого-просветительский проект "Ознакомление дошкольников с проблемой шумового загрязнения окружающей среды"

Автор: Храпункова Мария Николаевна

Санкт-Петербург

 

Аннотация: Разработка данного проекта направлена на ознакомление детей с проблемой шумового загрязнения, какой бывает шум и что делается для того, чтобы его негативное влияние на человека было минимальным, используя беседы, элементарные опыты.

Ключевые слова: экология, шумовое загрязнение, дошкольники.

 

Актуальность проекта. 

Конституция РФ гласит нам о том, что граждане нашей страны имеют право на благоприятную природную среду жизнедеятельности. Люди  имеют право жить в чистом городе, отдыхать на свежем воздухе, питаться чистыми продуктами.

Человек  имеет право на здоровую природу, окружающую нас. Но так ли здорова наша природа? Экологи всего мира ответят нам: нет. И во многом виноват человек.

В Конституции РФ прописаны не только права граждан, но и их обязанности по охране окружающей среды. Экологические обязанности граждан конкретизируются в названном Законе. Граждане обязаны:

- Сохранять природу и окружающую среду;

- Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Моральными требованиями являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного законодательства Российской Федерации, предусматривающих обязанности граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст. 35, ст. 57- ст. 60, ст. 65).

В 2016 году в Санкт-Петербурге был принят «Экологический кодекс Санкт-Петербурга», который регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга.

Но люди, не задумываясь о последствиях, загрязняют землю, воздух, воду. Об этой проблеме говорилось и говорится не раз в разных СМИ, а человек продолжал и продолжает уничтожать природу. Правда, в последнее время проблема экологии выросла в разы и прочно закрепилась в законодательстве на разных уровнях и, что особенно радует, в сознании человека. Организованы экологические движения по защите природы от вредных воздействий, созданных человеком: «Эколята», «Зелёный флаг», «Голубой флаг», «Зелёный ключ» и другие. Их деятельность направлена на работу с дошкольниками и школьниками, т.к. в них наша надежда на защиту природы и окружающей среды.

В данном проекте затрагивается тема шумового загрязнения, которое является одним из факторов экологического загрязнения. Наша жизнь сопровождается тысячами звуков, которые, иногда незаметно для нас самих, превращаются в шум, а может перерасти в шумовое загрязнение. Так что это такое шумовое загрязнение?

Дети дошкольного возраста уже хорошо знают, что мусор надо выкидывать в урну, чтобы было чисто вокруг, что существуют разделение мусора и переработка его для повторного использования. Но про шумовое загрязнение беседы с детьми не проводились. А ведь шум тоже действует на человека и не всегда благотворно.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), шумовое загрязнение – это одна из самых опасных экологических угроз для здоровья населения. По данным Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС), только в Европе шум является причиной 16 600 преждевременных смертей и более 72 000 госпитализаций ежегодно.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось.В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека.Но есть шум, который благотворно действует на состояние человека: шум листвы, журчание воды, шорох листьев.

Разработка данного проекта направлена на ознакомление детей с проблемой шумового загрязнения, какой бывает шум и что делается для того, чтобы его негативное влияние на человека было минимальным, используя беседы, элементарные опыты (измерение уровня шума в разных местах).

Для детей проект станет способом удовлетворением их познавательной активности и сформирует ответственное отношение к окружающей среде.

Цель проекта: Ознакомление дошкольников с проблемой шумового загрязнения, как одним из факторов экологического загрязнения с проведением элементарных опытов по измерению уровня шума в дошкольном учреждении в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

1. Дать понятие о  шуме: что это, каким бывает (природный, неприродный); шумовое загрязнение (источники).

2. Объяснить причины и последствия шумового загрязнения для человека и окружающей среды.

3. Провести элементарные опыты по измерению уровня шума в разных местах (в группе, на улице, во время игр или приема пищи, звуки на расстоянии и вблизи). Провести экологический рейд с целью измерения шума вблизи проезжей части дороги, в парке, во дворе жилого дома.

4. Сформировать интерес к проблеме шумового загрязнения за счет использования игровых технологий и прибора, измеряющего уровень шума.

5. Сформировать умение делать выводы на основании полученной информации при проведении элементарных опытов по измерению шума окружающей детей среды.

6. Воспитать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Сроки реализации проекта: Краткосрочный (1 месяц - октябрь).

Тип проекта: Информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I. Подготовительный этап:

формы работы – беседы, экологический рейд, опыты.

методы работы – просмотр мультфильма, наблюдение, прослушивание звуков,

обсуждение, метод проблемных ситуаций.

II. Основной этап:

формы работы – опыты.

методы работы – наблюдение, обсуждение, анализ информации.

III. Заключительный этап:

формы работы – викторина, беседа.

методы работы – обсуждение, анализ приобретенной информации.

Этапы реализации проекта.        

Подготовительный этап: Цель этапа – информационно-подготовительная работа по теме проекта.

Сбор информации о проблеме шумового загрязнения.

Подбор иллюстраций по теме для наглядности.

Разработка бесед с детьми и игр.

Предварительные беседы с дошкольниками: о строении уха (с учетом возраста) с применением иллюстраций; как ухо воспринимает звук.

Проведение экологического рейда по измерению уровня шума: вблизи проезжей части дороги, в парковой зоне, во дворе жилого дома.

Проведение элементарных опытов по измерению уровня шума вблизи и на расстоянии от измерительного прибора.

Прослушивание звуков природы и резких звуков, обсуждение, как дети чувствовали себя от прослушивания данных записей.

Просмотр мультфильма «Большой Ух».

Основной этап: Цель этапа – проведение практических мероприятий по теме проекта.

Измерение уровня шума в режимные моменты.

Цель: Провести измерения уровня шума в режимных моментах группы.

Задачи: выявить в какое время уровень шума имеет наибольший и наименьший результат, определить отношение детей к шуму в разные режимные моменты по ниже приведенной таблице.

Проведение измерений.

В определенные режимные моменты дети, при помощи измерительного прибора (шумомера), измеряют уровень шума. Получившийся результат заносится в таблицу.

Измерения проводятся ежедневно в течении 10 рабочих дней. Благодаря этому, у каждого ребенка будет возможность развить навык работы с измерительным прибором (шумомером).

Таблица № 1. Результаты измерения уровня шума в разные режимные моменты.

Источник шума

Уровень шума

Наибольший уровень шума

Наименьший уровень шума

Завтрак 

 

 

 

Игры утром

 

 

 

Физкультурное занятие

 

 

 

Музыкальное занятие

 

 

 

Одевание на утреннюю прогулку

 

 

 

Прогулка утром

 

 

 

Обед

 

 

 

Тихий час

 

 

 

Игры вечером

 

 

 

Одевание на вечернюю прогулку

 

 

 

Вечерняя прогулка

 

 

 

 

 

Таблица № 2. Уровень комфортного состояния детей по шумовым показателям в течении дня.

Дата_________    День недели_____________   Количество детей ____________

Завтрак

 

Игры У

 

Физ. занятие

 

Муз. занятие

 

Одевание на утреннюю прогулку

 

Прогулка У

 

Обед

 

Тихий час

 

Игры В

 

Одевание на вечернюю прогулку

 

Вечерняя прогулка

 

Проведение бесед с детьми с учетов возрастных данных.

Обозначить проблемную ситуацию «Как уменьшить шум?».

Заключительный этап: Цель этапа – оценка уровня и обобщение знаний, полученных в ходе проекта.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Большой Ух».

Обобщение знаний, умений, навыков в проведении опытов, полученных в ходе проекта.

Сформировать выводы на основе измерений уровня шума в режимные моменты.

Таблица № 3. Календарный план проведения мероприятий по проекту.

Подготовительный этап

Отметка о выполнении

Сбор информации о проблеме шумового загрязнения.

Иллюстраций по теме для наглядности.

Разработка бесед с детьми и игр.

Предварительные беседы с дошкольниками: о строении уха (с учетом возраста) с применением иллюстраций; как ухо воспринимает звук.

Проведение экологического рейда по измерению уровня шума: вблизи проезжей части дороги, в парковой зоне, во дворе жилого дома.

Проведение элементарных опытов по измерению уровня шума вблизи и на расстоянии от измерительного прибора.

Прослушивание звуков природы и резких звуков, обсуждение, как дети чувствовали себя от прослушивания данных записей.

Просмотр мультфильма «Большой Ух».

 

Основной этап

 

Проведение бесед с детьми с учетов возрастных данных.

Измерение уровня шума в режимные моменты.

Обозначить проблемную ситуацию «Как уменьшить шум?».

Проведение беседы: «Как нас защищают от шумового загрязнения?».

 

 

Заключительный этап

 

Обобщение знаний, умений, навыков в проведении опытов, полученных в ходе проекта.

Сформировать выводы на основе измерений уровня шума в режимные моменты.

 

Ожидаемые результаты.

1) Сформируются элементарные знания о шумовом загрязнении.

2) В ходе реализации проекта у детей повысится интерес к познавательской деятельности в окружающей среде.

3) Сформируются навыки работы с измерительным прибором (шумомером).

4) Повысятся коммуникативные навыки (работа в коллективе, группе).

5) Сформируются навыки делать выводы, искать причинно-следственную связь при проведении элементарных опытов, предусмотренных проектом.

6) Трансляция новых знаний, полученных в результате проекта, друзьям, родителям, педагогам.

7) Сформируется грамотное отношение к проблемам окружающей среды и людям, находящимся рядом.

Оценка эффективности реализации проекта.

Критерии эффективности проекта:

1) Сформированность у дошкольников знаний о шумовом загрязнении (викторина).

2) Сформированность навыков и умений в использовании измерительного прибора (шумомера) при проведении элементарных опытов по измерению уровня шума в разных местах.

3) Развитие навыка делать элементарные выводы при проведении опытов (измерений).

4) Развитие социально-коммуникативных навыков (работа в коллективе).

5) Развитие положительного эмоционального отклика от воспитанников в ходе проекта.

Для оценки критерия сформированности знаний о шумовом загрязнении используется следующий показатель: количество правильных ответов на вопросы викторины по ниже приведенной шкале (Таблица 4).

Цель: Провести оценку качества усвоенного материала воспитанниками группы.

Задачи:

- выявить усвоенные знания каждым воспитанником с помощью вопросов викторины.

- определить уровень знаний по ниже приведенной таблице при проведении викторины.

Проведение оценки полученных знаний дошкольников при проведении викторины.

 В совместной деятельности педагогического работника и воспитанников детского сада проводится викторина. За каждый правильный ответ ребенок получает кружок. По окончанию викторины производится подсчет количества кружков – правильных ответов. Полученные результаты заносятся в таблицу 4.

Таблица 4. Шкала оценки полученных знаний по итогам проведения викторины.

 

Уровень знаний

Количество правильных ответов по шкале

ФИ ребенка

1-3

Низкий уровень

4-8

Средний уровень

9-10

Хороший уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень – показатель в стадии формирования, умения и навыки сформированы минимально, помощь взрослого не принимает.

Средний уровень – показатель проявляется не устойчиво, ребенок справляется с задачей с помощью наводящих вопросов взрослого, умения и навыки сформированы, но требуется помощь взрослого.

Хороший уровень – сформированное умение проявляется при любых условиях, ребенок справляется с задачей самостоятельно, полностью выполняет действие, умения и навыки сформированы, помощь взрослого не требуется.

Для оценки сформированности навыков и умений в использовании измерительного прибора (шумомера) при проведении опытов по измерению уровня шума в разных местах и режимных моментах, используется шкала оценки педагогических наблюдений во время проведения проекта.

Цель: овладение каждым ребенком необходимых навыков и умений.

В процессе наблюдения выявляются:

- умение пользоваться шумомер; 

- развития навыка делать элементарные выводы при проведении опытов;

- развития социально-коммуникативных навыков (работа в команде);

- развития положительного эмоционального отклика воспитанников.

Шкала оценки педагогических наблюдений сформированности навыков и умений при проведении опытов заполняются ежедневно в течении 10 дней.

Напротив, фамилии и имени каждого ребенка проставляются показатели, в виде кружка соответствующего цвета, в каждой ячейки указанного параметра. Эти показатели необходимы для проведения индивидуального учета результатов.

При обработке данных при проведении педагогических наблюдений проводится обобщение и сравнение результатов каждого ребенка, что позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательного учреждения.

Таблица 5. Шкала оценки педагогических наблюдений сформированности навыков и умений при проведении опытов.

Ф.И. ребенка

Умение использовать

шумомер

Навык делать элементарные выводы при проведении опытов

Социально-коммуникативные

навыки

(работа в коллективе)

Эмоциональный отклик ребенка

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Красный кружок – показатель в стадии формирования, умения и навыки сформированы минимально, помощь взрослого не принимает.

Желтый кружок – показатель проявляется не устойчиво, ребенок справляется с задачей с помощью наводящих вопросов взрослого, умения и навыки сформированы, но требуется помощь взрослого.

Зеленый кружок – сформированное умение проявляется при любых условиях, ребенок справляется с задачей самостоятельно, полностью выполняет действие, умения и навыки сформированы, помощь взрослого не требуется.

Заключение.

Данный проект – это маленький шаг для достижения главной экологической цели: сделать окружающую среду чище.

Для достижения цели проекта используются разные формы и методы работы:

беседы, опыты и наблюдения, анализ и обсуждение обретенных знаний по теме проекта, викторина, направленная на выявление сформированности знаний по теме и закрепление материала.

Можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в проекте выполнены, но предполагается работа по его совершенствованию и дополнению.

 

Список литературы:

1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Издательство «Детство-Пресс», 2020г.

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» парциальная программа», Издательство «Детство-Пресс», 2020г.

3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» конспекты проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками», Издательство «Детство-Пресс», 2020г.

 

.  .  .

technologi.site
technologi.site