Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Синквейн - метод образовательной технологии, способствующий развитию мышления и речи у дошкольников

Дата публикации: 2024-01-16 17:10:35
Статью разместил(а):
Смольянинова Ольга Александровна

Синквейн - метод образовательной технологии, способствующий развитию мышления и речи у дошкольников

Автор: Смольянинова Ольга Александровна 

ГБДОУ Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Что такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.

В России – с 1997 года.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В чём актуальность синквейна в работе с дошкольниками? Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

- является игровым приемом;

- способ самовыражения – синквейн получается у всех!

- вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных  возможностях (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему), а так же учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);

- обогащает словарный запас;

- средство обучения краткому пересказу;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

- способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, которым и является синквейн.

Данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Задачи синквейна: 

- пополнять знания детей по лексическим темам;

- обогащать пассивный и активный словарный запас;

- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;

- развивать ассоциативное мышление и образную память;

- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Структура синквейна.

1-я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею). 

2-я строка: Слова – признаки (прилагательные, описывающие основную мысль).

3-я строка: Слова – действия (глаголы, описывающие действия в рамках темы). 

4-я строка: Предложение из четырех слов (фраза показывающая отношение к теме).

5-я строка: Обобщающее слово (ассоциации - существительное).

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? 

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Вывод: Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно, способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

 

.  .  .