Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта педагогического мероприятия с моделированием готового маркера

Дата публикации: 2023-06-22 09:16:39
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Технологическая карта педагогического мероприятия с моделированием готового маркера игрового пространства с использованием системно-деятельностного подхода с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Неустроева Ирина Анатольевна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

Культурная практика: Познавательная деятельность, коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст: Организация сюжетно-ролевой игры «Волонтеры едут на озеро Байкал». Изготовление из бросового материала пособий для игр.

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о взаимосвязи природного мира и деятельности человека на примере природы озера Байкал.

Образовательные задачи:

- обобщить имеющиеся знания об озере Байкал: его значимости для всего живого;

- узнать интересные факты о взаимосвязи природного мира и деятельности человека;

- упражнять в проговаривании результатов мыслительно-познавательной активности полным предложением, закреплять умение подбирать слова-определения;

- формировать навыки разрешать противоречия, размышлять, выдвигать версии;

- развивать творческую самостоятельность в продуктивной деятельности, мелкую моторику рук;

- продолжать развивать умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками, работая в группе: выслушивать товарища, не бояться;

- высказываться, уважать мнение других;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация «Байкал», макет «Озеро Байкал», карусель, коврики домотканые по количеству участников; для творческой деятельности пустые пластиковые емкости из-под воды, йогурта и т.д., наполнитель (горох, бобы, фасоль, мелкие камни, пуговицы и т.д.), бумага (разноцветная, самоклеящаяся), ножницы, салфетки.

ТСО: мультимедиа, музыка «Звуки природы».

Обогащение словаря и новые понятия: волонтеры, добровольцы, туристы, кольцевание птиц, мышь-полевка, «турики».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Методы и приемы: моделирование игрового пространства, ситуативная беседа, проблемная ситуация, самостоятельный ручной труд: изготовление нестандартного игрового оборудования («вторая жизнь ненужных предметов»).

 

Этапы технологии «Ситуация»

Содержание деятельности

Действия педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1. Введение в ситуацию

Использование приема, позволяющего вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность: беседа с опорой на имеющиеся знания и личный опыт детей: где отдыхали летом? Любите бывать на Байкале?

Игровая ситуация: хотите побывать прямо сейчас на Байкале? А сможете рассказать о природе Байкала?

Использование форм и приемов соответствующих возрастным особенностям детей.

Для источника формирования ситуации использует смоделированную ситуацию в предлагаемом игровом пространстве.

Эмоционально включает детей в беседу, плавно переходя к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Использует ключевые фразы

«Хотите?», «Сможете?» -целенаправленно формирует веру в собственные силы.

Коммуникативная.

Ставят цель значимую не только для них, но и для окружающих: помочь герою и рассказать, почему нельзя мусорить в природе (Пэппи-длинный чулок, отдыхающая на Байкале, мусорит).

 

 

Способны свободно выбирать цель, стиль своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.  

2. Актуализация имеющихся знаний и умений

Использование рационального выбора содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих актуализацию их опыта и мыслительных операций, достаточных для дальнейшего открытия «нового» знания и его осознания.

Продумывание расположения детей в пространстве, способствование желанию детей показать свои знания, высказать свои предположения, умение выслушивать товарищей не перебивая.

Предлагает детям рассказать, что они знают о природе Байкала и о правилах поведения в природе Пэппи-длинный чулок, которую встретили на Байкале.

Беседа «Природа Байкала. Защита Байкала».

Дидактическая игра «Правильно-не правильно».

Коммуникативная. Находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете). Движутся к своей «детской» цели в специально смоделированной ситуации.

Составляют рассказ из нескольких предложений, используя слова-определения.

Работают в соответствии с инструкцией.

Согласовывают свои действия

Выявляют и умеют исправлять свои ошибки.

3. Затруднение в ситуации.

Использование четкой инструкции к пробному действию.

Предлагается задание, детям еще не знакомое (волонтеры разбирают на Байкале построенные другими людьми красивые пирамиды из камней. Правильно они делают или нет. Почему? Как узнать?)

Использование рефлексивной самоорганизации в соответствии с логическими шагами этапа затруднения: определить действие, в котором возникло затруднение, зафиксировать его, выявление и фиксирование в речи причины затруднения (недостаточно знаний). Соответствие причины затруднения учебной задаче и «открываемому» детьми новому знанию.

С помощью акцентных вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?», помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявление его причины (не знаем правильный ответ). Выводит детей на озвучивание своих версий выхода из затруднения: как быть?

Коммуникативная. Познавательная.

Для достижения своей «детской» цели требуется выполнить некие действия (пробные действия). Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием, которое ребенку предстоит только открыть и которое у него на данный момент пока еще отсутствует. Дети сталкиваются с затруднением, предлагают версии выхода из затруднения.

Используя пробные действия, пытаются найти правильный ответ.

Понимают причину затруднения (не знаем, почему)

Выбирают оптимальные способы ее преодоления. 

4. «Открытие нового знания» (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» нового знания. (на Байкале где «находятся» дети нет интернета, нет нужной книги, зато здесь живет друг Сибирячок, можно его позвать и попросить помочь)

Побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения с помощью вопросов «Знаете?», «А как мы это можем узнать?». Добивается, чтобы «открытие» нового знания дети фиксировали в устной речи.

Предлагает детям попросить помощи у Сибирячка, который живет на Байкале. У него есть важная книга о природе «Красная книга», с помощью которой можно получить «новое» знание.

Коммуникативная. Продуктивная. Восприятие художественной литературы.

 

Проговаривают свои версии выхода из затруднительной ситуации: узнать у людей, узнать у родителей, прочитать в книге, найти в интернете и т.д.

Получают опыт способа выбора преодоления затруднения, фиксируют в речи «новое» знание.

5. Включение «нового знания» в систему знаний и умений

Использование методов педагогической оценки, самооценки и взаимодействия детей. Сохранение у детей интереса и осознанного отношения к выполняемой деятельности (использование игрового сюжета).

Обращает внимание детей на умение слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого, планировать свою деятельность (Что будешь делать сейчас? Как будешь делать? С чего начнете?)

Коммуникативная. Продуктивная.

«Возвращаются» в детский сад. Приглашают Пеппи- линный чулок и Сибирячка в гости и показывают им, что из ненужного мусора (бутылок, банок) можно сделать много интересных и полезных вещей.

Эмоционально откликаются на возможность дать вторую жизнь ненужным предметам-мусору. Изготовление музыкальных игрушек-шумелок.

6. Осмысление

Подведение детей к пониманию того, как они достигли «детской» цели (узнали, почему не надо строить «турики» -пирамиды из камней на берегу Байкала, смогли помочь Пэппи, рассказав, почему нельзя засорять природу) потому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя

Использует систему вопросов: Где были? Что делали? Кому помогли? Как помогали? Почему сразу не могли ответить на вопрос? Что нового узнали? Как вам это удалось? Что вы делали, чтобы помочь Пэппи?

Коммуникативная. Рефлексивная.

Закрепляют полученные «новые» знания, напоминая герою как правильно вести себя на природе (почему нельзя строить пирамиды из камней на берегу Байкала и как можно использовать ненужный бросовый материал

Осмысливают деятельность и фиксируют результат «детской» цели.

Формулируют в речи условия, которые позволили достичь цели.

.  .  .