Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воображение как основа творчества детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-04-23 22:39:45
Статью разместил(а):
Фадеева Татьяна Михайловна

Воображение как основа творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор: Фадеева Татьяна Михайловна

 

Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т.д.

Развитие творческих способностей личности является более эффективным в зависимости от того, насколько рано начинается данный процесс. В связи с этим, на современном этапе довольно большое число исследова­ний посвящено развитию творческих способностей до­школьников, которые рассматриваются в разных аспек­тах. Вместе с тем эта проблема не утрачивает своей актуальности, что, на наш взгляд, связано с ее сложностью, отсутствием комплексного подхода к рассмотрению ме­ханизмов, методов и приемов развития творческих спо­собностей детей дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст традиционно рассма­тривают как сензитивный период для развития твор­ческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития.

Л.С. Выготский, Н.В. Захарюта, Т.С. Кома­рова и другие отмечают, что в дошкольном возрас­те у ребенка формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется в художественно-творческой деятельности, например, в том, что дети уже могут создавать оригинальный за­мысел, воплощать его в своих рисунках, используют для этого разнообразие усвоенных приемов и способов во­ображения.

Индивидуально-психологические особенности лич­ности ребенка, помогают ему овладевать способами творческих действий, успешно с ними справляться, на­ходить новые, оригинальные решения в тех или иных ситуациях. Кроме того, немалую роль в творческом раз­витии детей дошкольного возраста играют и волевые проявления, такие как самостоятельности и инициатив­ность, которые помогают реализовывать творческое на­чало. 

С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктив­ная деятельность. Особенно, большое значение занима­ет деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка [1].

Развитию творчества в изобразительной деятельно­сти способствует самостоятельная предметная деятель­ность детей, а также организованный процесс обучения детей изобразительной деятельности. Развитие вообра­жения и его специфические особенности в дошкольном возрасте связаны с формированием осмысленной мото­рики. Исследователи подчеркивают роль психофизиоло­гических механизмов как наиболее ранних предпосылок для формирования творчества. 

Как отмечает Л.С. Выготский, «в данном возрас­те ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отхо­дить от стандартов, комбинировать их, использовать эти стандарты при построении продуктов воображения» [2].

В старшем дошкольном возрасте воображение ре­бенка направлено на проживание полученных впечатле­ний повторно в игре, рисовании и других видах продук­тивной и творческой деятельности. В том случае, если ребенок не может соотнести что-либо с реальностью, он обращается к замещающему воображению.

Для старшего дошкольника характерно, что его твор­чество носит проективный характер, то есть является символизацией имеющихся у ребёнка устойчивых пере­живаний, поэтому творческая деятельность детей высту­пает как способ компенсации травмирующих пережива­ний и рассматривается как средство псих коррекционного воздействия.

Значимость детского воображения состоит в том, что оно изменяет видимое содержание проблемы или кон­фликта и тем самым способствует его разрешению. Как отмечают исследователи, как целенаправленная дея­тельность, воображение развивается в процессе возник­новения замысла, представлении схемы воображаемого образа, явления, события.

Старший дошкольник уже может контролировать и определять характер своего воображения, творческого или воссоздающего. При этом ребенок сам контролиру­ет образы воображения. На этом этапе развития творче­ское воображение характеризуется особым механизмом действия, который характерен для данной конкретной ступени развития.

Одним из основных направлений развития творче­ских способностей детей старшего дошкольного возрас­та является развитие их субъектной позиции. 

О.А. Севастьянова [3] определяет субъектную пози­цию, как целостную характеристику активной жизнен­ной позиции субъекта, которая обусловлена внутренни­ми факторами и наблюдается во внешних проявлениях. Качествам человека, характеризующими его, как субъ­екта деятельности, относятся: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициатив­ность, свобода выбора, самостоятельность, автоном­ность, творчество. 

Изначально основу для развития творческих спо­собностей составляет собственная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, само выражаться. Именно на основе общей активности дошколь­ников формируется потребность в новых впечатлениях.

Детское творчество связано со свободой самовыра­жения. Становление субъектной позиции ребенка-дошкольника обеспечивается личностно-ориентирован­ным сопровождением педагога, основанном на гибком изменении от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к поддерживающей и стимули­рующей самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников в совместной деятельности.

С.В. Максимова считает значимым пробуждение детской активности, которая возможна только при усло­вии правильного взаимодействия с взрослыми людьми. В этом аспекте имеется в виду, что для детей важно на­личие атмосферы психологического и эмоционального комфорта, в которой ребенок может проявлять свои по­требности, выражать свои идеи, будучи принятым и по­нятым [4].

Задача взрослого - дать ребенку своеобразные ин­струменты для творчества, а именно, развивать операции воображения, учить создавать новые образы, используя разные приемы, учить экспериментировать, пробовать, искать самые разные нестандартные варианты. Это воз­можно только в атмосфере доверия и сотрудничества между взрослым и детьми.

Взаимоотношения между воспитателем и детьми имеют важное значение для проявления их творческой активности и раскрытия их творческого потенциала. Это связано с эмоциональным фоном взаимоотношений. 

Для раскрытия индивидуальности ребенка необхо­димым является формирование у него умения выражать свои чувства. Если педагог поддерживает это стремле­ние в ребенке, учит выражать разные чувства, форми­рует у детей способы выражения чувств, то взаимодей­ствие педагога и ребенка становится более глубоким, дети испытывают доверие к педагогу и педагог может установить детьми глубокие личностные взаимоотноше­ния, построенные на взаимопонимании, умении сопере­живать.

В отношении педагога к детям также присутствует субъективный аспект. Естественно, что педагог должен относиться ко всем детям в равной степени одинаково и это отношение не должно различаться. Но, поскольку педагог испытывает также разные эмоциональные со­стояние, то некоторые дети могут вызывать у педагогов чувства разочарования, огорчения, раздражения и т.д. Поэтому одним из условий эмоционального благополу­чия детей является развитие профессиональных умений педагога управлять, прежде всего, собственным эмоцио­нальным состоянием, осуществлять контроль над свои­ми эмоциями, анализировать свое отношение.

В этом направлении важное значение имеет, и на­личие у педагога умения организовывать разные виды деятельности детей, устанавливать диалог с детьми, ис­пользовать разные средства для того, чтобы выстраивать взаимодействия между детьми. Чем более профессио­нально компетентным является педагог, тем эффектив­нее он выстраивает взаимодействие в условиях группы между собой и детьми, взаимодействие детей друг с дру­гом, взаимодействие с родителями детей.

А.В. Анищенкова считает, что одним из условий раз­вития творческих способностей является творческая де­ятельность, которая напрямую позволяет ребенку вклю­чаться в процесс творчества. Творческая деятельность может быть развернута на основе продуктивных видов деятельности, игры и т. д. Большое значение при этом имеет создание положительного эмоционального фона, при котором дети чувствуют себя эмоционально ком­фортно, чувствуют себя раскрепощенными, способными выражать свои идеи и замыслы [5].

Развитие творческих способностей в изобразитель­ной деятельности, как и в других видах деятельности у детей происходит постепенно, начинается с элемен­тарного накопления опыта, пассивного копирования окружающих к постепенному внесению в этот опыт собственный фантазий, идей собственного отношения. Именно поэтому исследователи считают, что творчеству необходимо детей учить, но этот процесс отличается от обычного процесса. 

В частности, в работах Т.Г. Казаковой указывается, что знакомя детей с объектами и предметами окружаю­щего мира, педагог учит детей сравнивать эти предметы и объекты, обучает их способам анализа и исследования объектов, способами изображения данных объектов, позволяя ребенку приобрести опыт, который он может применять по своему усмотрению. То есть в ходе изо­бразительной деятельности ребенок приобретает те ин­струменты выражения своего отношения к окружающей действительности, их он может использовать самостоя­тельно, независимо ни от кого [6].

Воспитатель должен внимательно относиться к каж­дому ребенку, изучить, проанализировать уровень худо­жественной творческой подготовленности, характер и интересы. В большей степени это относится к тем детям, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, способностями к усвоению предмета раз­ных видов искусства. Исследуя характер и особенности развития творческой активности детей с помощью раз­ных видов искусства, можно констатировать, что твор­ческая активность - это такой тип творчества, которое происходит при более интенсивной психической дея­тельности дошкольников.

А.В. Анищенкова отмечает, что новизна открывае­мых явлений доставляют ребенку много положительных эмоций, и является стимулом для развития творчества. Источником разнообразной новой информации является для ребенка взрослый, именно взрослый вводит ребенка в мир фантазий, учит понимать образы [7].

В процессе творческой деятельности на занятиях де­тям предлагаются новые проблемы по содержанию ма­териала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения. Следовательно, дошкольники в процессе изучения и познания произведений искусства приобретают необхо­димые знания и навыки, необходимые для усвоения и овладения творческой деятельностью.

По мнению Ю.В. Лазаревой изучение дошколь­никами декоративно-поделочных свойств и эстетиче­ских качеств природных, художественных и других ма­териалов в значительной степени способствует не толь­ко познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.

Условием для развития творческих способностей детей служит игровая форма проведения занятий (игры-драматизации, театрализация занятия), а так же ком­плексное построение основной образовательной дея­тельности (использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкаль­ное и др.), что стимулирует познавательную активность ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие его творческих способностей.

В. Захарюта подчеркивает, что творческие спо­собности и активный интерес к художественному на­следию каждого дошкольника базируется не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившемся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитыва­ется. Это все непосредственным образом находит вопло­щение в эстетической и художественной преемственно­сти, выработке эстетических оценок восприятия и пред­ставления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений искусства.

Хорошо оснащенная развивающая предметно-про­странственная среда будет способствовать развитию у детей потребности в творческой деятельности, и будет способствовать возникновению самостоятельного твор­чества.

Согласно О.Г. Григорьевой, Н.А. Шинкарёвой, А.В. Кармановой и др. целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на мате­риале занятий, предполагающих свободное самовыра­жение воспитанников. Это можно успешно сделать на занятиях по рисованию, используя различные нестан­дартные техники изображения, которых на сегодняшний день очень много.

На основе анализа литературы мы можем выделить следующие условия для развития творческих способно­стей у детей старшего дошкольного возраста: планиро­вание и организация видов деятельности, способствую­щих развитию творческих способностей дошкольников; организация развивающей предметно-пространствен­ной среды группы; взаимодействие с педагогами и роди­телями по вопросам развития творческих способностей.

 

Литература:

1. Суровцева С.С. Исследование психофизиологи­ческих предпосылок развития творческих и музыкаль­ных способностей старших дошкольников: автореферат дисс. канд. псих.наук / СПб. 2004. – С.12.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дет­ском возрасте. М.: Просвещение, 2011. – С. 74.

3. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей до­школьного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. – С. 15.

4. Максимова С.В. Творчество как феномен неадап­тивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образо­вания. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42-58.

5. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности // Гуманизация образования. 2010. №1.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творче­ство/ М. Просвещение, 2005. – С. 89.

7. Лазарева Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятель­ности // Воспитатель дошколь­ного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 105-109.

8. Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного уни­верситета. - 2009. - Вып. - 51. - С. 246-256.

 

.  .  .