Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Влияние изобразительной деятельности на старших дошкольников

Дата публикации: 2021-11-16 15:53:17
Статью разместил(а):
Долинина Каролина Владимировна

Влияние изобразительной деятельности на старших дошкольников

Автор: Долинина Каролина Владимировна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В данной статье рассмотрена изобразительная деятельность как необходимая задача развития старших дошкольников.  В этот период изобразительная деятельность формирует компоненты учебной деятельности ребенка. Также рассмотрены основные нетрадиционные техники рисования для развития духовного, эстетического, нравственного, развития ребенка.   

Ключевые слова: изобразительная деятельность, дошкольный возраст, нетрадиционные техники, рисование, приобщение к искусству.

 

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и достояние народных промыслов. Эстетическое воспитание детей – это одна из необходимых задач в области образования. Это содействует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – непростой и продолжительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Появившийся в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может удачно развиваться и в дальнейшие годы дошкольного детства.

Дошкольный возраст - период, когда изобразительная деятельность может стать, и чаще всего является, устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем в нем воображение. Развитие эмоционального мира ребенка – одна из целей обучения изобразительной деятельности. Изо деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активирующая все психические процессы, такие как внимание, представление, воображение и пр., деятельность, которая способствует развитию мира и чувств ребенка. Самое главное - через художественную деятельность познакомить детей с искусством.

Более осознанно выделяет эстетические качества предметов ребенок старшего дошкольного возраста. В воспитании эстетических чувств дошкольника играет большую роль изобразительная деятельность. Для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, а также развивает его убеждения, влияет на поведение. Личный пример, помощь, показ, объяснение педагога имеет огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка. Одной из важных задач эстетического воспитания в изобразительной деятельности детей является развитие творческих способностей. В дошкольном возрасте у детей повышается интерес к рисованию, они начинаю овладевать навыками работы с различными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные техники и методы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Существует много нетрадиционных техник рисования, их особенностью является то, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционные техники рисования:

1. Рисование пальцами. У детей вызывает особое удовольствие, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Затем он пытается определить (какое изображение может получится), и когда находит что-то подобное, сразу же завершает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси, цветы и солнце, кусты, деревья, карлики и т.д.

2. Кляксография. Светлые пятна цвета на бумаге принимают различные формы, и вновь появляются изображения, которые может понять только ребенок. Это летящие в небе птицы, кусты, ваза для цветов и т.д.

3. Монотипия. Чтобы завершить рисунок в этой технике, необходимо сложить лист бумаги пополам. С одной стороны, ближе к центру, нанесите кистью несколько ярких цветных точек. Теперь быстро сложите лист в ту же складку и хорошо проведите его ладонью. Откройте его и посмотрите: что случилось? Сказочные цветы? Жук? А может это красивая бабочка?

4. Рисование  мыльной пеной. В банку с жидкой краской добавить шампунь или жидкое мыло, хорошо перемешать. Опускаем трубку в банку и дуем до тех пор, пока пузыри не поднимутся выше. Затем положите лист бумаги поверх полученной пены, аккуратно нажмите и поднимите его. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно наложить мыло, рисуя на другом, красить, резать, делать аппликации.

5. Мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисуйте запланированное изображение. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги краска становится более интенсивной при рисовании, темнее. Это называется эффектом мозаики.

6. Метод «тычка». Гуашь наливают в тарелки. Затем с помощью «тычков» (это может быть карандаш с ластиком на конце, ватные палочки и т. Д.) Цвет наносится на изображение сначала по контуру, затем по внутреннему изображению. Разнообразие картинок зависит от материала, выбранного для мешка. И другие техники: ватные полоски, восковые свечи.

В старшем дошкольном возрасте дети более склонны к предметному рисованию. Предметное рисование проходит множество периодов, впоследствии угасает и переходит в почерк. Выражая свое отношение к тому, что он изображает, ребенок стремится создать свой образ. Через настроение, слово, поступок ребенок выражает себя в жизни, с помощью цвета, линии и других выразительных средств в рисовании. Добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка можно увидеть на одних рисунках. Образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые на других. Именно вот так вот ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я", например, жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета перевоплощаясь.

Дети могут выразить тревогу, страх, любовь к маме, может развиваться воображение, фантазия, отношение к окружающему миру, изображение может дополняться речью, рисунок может служить опорой для развертывания рассказа в своих рисунках. Можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка благодаря рисунку всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Одним из основных условий и показателей физического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

В процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты учебной деятельности:

1) умение понять учебную задачу (создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления. Например: «нарисовать осенний лес»);

2) овладение способами решения учебной задачи (усвоение средств и способов создания образа, «какой должен быть осенний лес?», «лес — это деревья», «какого цвета осенние деревья», «большие или маленькие деревья».);

3) формирование действий контроля (контролирует свои действия, результаты и оценивает их, «рисуем только осенние деревья», «насколько наш рисунок похож»);

4) формирования действий оценки (формируется потребность в оценке созданного образа, «на сколько наш рисунок нарисован правильно»).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе. Итак, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание и развитие детей. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности развиваются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.

 

Список литературы:

1. Н.Е. Веракса. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования\ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.

2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Кн. Для воспитателя дет сада. - М.: Просвещение, 1995. – 64 с.

3. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельности в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - 2-е изд., исп. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. -152 с.

4. Лыкова. И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. -216 с.

 

.  .  .