Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Ребёнок и книга

Дата публикации: 2021-10-17 12:09:49
Статью разместил(а):
Полякова Анна Викторовна

Ребёнок и книга.

Автор: Полякова  Анна Викторовна 

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга" 

 

Анотация: Противостояние «Книга vs Гаджет» не оставляет никого равнодушным. Родители ломают голову над вопросом: каким образом организовать жизнь ребенка, чтобы книга была на первом месте, несмотря на наличие в его окружении смартфонов, планшетов, телевизора? Может до определенного момента исключить телевизор и гаджеты из жизни ребенка, чтобы книга играла приоритетную роль? Пока однозначного ответа на этот вопрос нет, но в любом случае, книга в жизни ребёнка должна быть.

Ключевые слова: совместное чтение, художественная литература, ребёнок, сказка, развитие.

 

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Основными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Одним из видов деятельности, влияющих на развитие высших психических функций, является чтение.

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Нейрофизиологи говорят, что чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь свой мозг. Во время прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга. При чтении человек мысленно представляет себя на месте героя, т.е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе игры на компьютере.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая книги авторов, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Исследователи говорят о том, что с помощью книги и чтения расширяется кругозор и словарный запас, улучшается внятное и чистое выражение собственных мыслей, развивается мышление, фантазия, концентрация внимания, появляется уверенность в себе, увеличиваются знания об окружающем мире, появляется умение выводить причинно-следственные зависимости, обучение становится лёгким, происходит защита от деградации ума, сохраняется молодость, формируются положительные качества личности.

Совместное с детьми чтение художественной литературы – один из традиционных способов установления понимания и доверия между поколениями. С его помощью взрослый легко настраивает эмоциональный контакт с ребенком. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе картинки в книге, ребёнок активно сопереживает, осмысливает, предвосхищает события, находит связи своего опыта с опытом героев. Совместное чтение сближает родителя и ребенка, наполняет содержанием их духовное общение, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных, честушек, потешек,  прибауток, считалок, скороговорок. В них целостными и емкими образами отражается народная модель мироустройства, давая ребенку понимание окружающего мира и своего места в нем. Сказывание коротких сказочек и потешек включает действия взрослого совместно с ребенком. "Кашку варят" на ладошке ребенка, "ладушки" хлопают его ручками, яички Курочки Рябы "бьют кулачком" ребенка и "плачут" вместе с ним, закрывая лицо его ладонями. Соприкосновение с народным творчеством обогащает чувства ребенка и подготавливает к восприятию более сложных художественных форм: народных и авторских сказок, коротких рассказов.

Своеобразная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, активное обращение к эмоциям и воображению, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка, обращаясь своим метафорическим языком к внутреннему миру ребенка, помогает развитию его самосознания, его личности . Воспринимая сказку, ребенок попадает вместе со сказочным героем в различные обстоятельства, что позволяет ему рассмотреть жизненные трудности со стороны и понять, что он не первый, кто сталкивается с такими проблемами и переживаниями.

Сказка помогает ему найти выход из разных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов. И.В. Вачков отмечает уникальные возможности сказки, как своеобразного полигона для тренировки самых разных эмоций, в том числе страхов. Проживая пугающие сказочные обстоятельства в безопасной ситуации совместного с родителем чтения, ребенок готовится к переживанию страха, возникающего в реальной жизни, учится с ним справляться. А.В. Запорожец отметил ряд композиционных и содержательных особенностей сказки, способствующих лучшему усвоению содержания и направлению внутренней творческой деятельности слушателя: повторы действия, через которые происходит отработка и закрепление чувств; противопоставления, провоцирующие сравнивать поступки положительных и отрицательных героев; наименование поступков и разъяснение их смысла со стороны специальных персонажей-помощников.

Умелое прочтение (интонация, паузы, выделение голосом наиболее существенных моментов) также помогает восприятию сказки. Немаловажную роль играет повторное прослушивание одних и тех же сказок; тогда проявление эмоций предвосхищает наиболее яркие события, и ребенок начинает заранее содействовать герою .

В отличие от других видов литературы, например, от научнопопулярной, где речевое сообщение не выходит за пределы фактического содержания, художественная литература отражает личностное, лежащее за фактическим содержанием, мотивированное отношение к тому, что говорится или описывается. Выражается это отношение через особое стилистическое построение языковых средств и их особую интонационную и мимическую окраску, которая воспринимается при слушании и мысленно воспроизводится при чтении.

Таким образом, с помощью присущих художественному произведению выразительных средств передается смысл, как личный взгляд на факты или события. В связи с этим понимание художественного произведения является обоюдным творческим  процессом, требующим от чтеца выразительного художественного, возможно даже театрального, исполнения, а от слушателя внутреннего содействия, вживания в описываемое событие, обусловленного мотивацией к чтению.

Здесь следует обратить внимание на регулярность чтения, как одно из условий мотивации ребенка к чтению. Дети, заранее зная, когда родители отложат свои дела, сядут рядом и будут читать что-то увлекательное, с нетерпением ждут и готовятся к этому захватывающему действу. В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль родителей особенно ответственна: следует выбирать книгу с учетом возраста, опыта и интересов ребенка, постараться увлечь ею, быть внимательными к тому, как ребенок откликается на произведение, какие дает оценки происходящему.

Чтобы реализовать воспитательные возможности книги в семье должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью ребенка, желание читать ему, беседовать о прочитанном, доносить стихи, рассказы и сказки, как искусство слова и как путь к постижению мира.

Психологи  утверждают, что художественное произведение воспринимается ребёнком, в первую очередь, как обращение родителя к нему. Следовательно, содержание произведения есть не что иное, как отражение отношения родителя к ребёнку. Через него выражается опыт восприятия родителем своего ребенка, и бессознательно передаются паттерны семейного и родового поведения . Выбирая художественное произведение, стараясь в чтении передать свой опыт понимания мира, родитель стремится дать ребенку опору и безопасное пространство для развития в этом мире. Общение взрослого и ребенка в процессе чтения художественного произведения  открывает им внутренний мир друг друга, помогая взаимопониманию и самопознанию.

Исследование  психолога Кристины Миренко показало, что низкий уровень тревожности и положительное общее эмоциональное состояние наблюдается у дошкольников, которым родитель читает художественную литературу сам не реже трёх раз в неделю, в отличие от детей, которым родители читают художественную литературу реже или, вообще, не читают, или предпочитают читать познавательную литературу. Установленная настоящим исследованием взаимосвязь чтения художественной литературы родителями дошкольников детям и эмоционального развития детей, её характеристика, позволяют дать родителям и опекунам рекомендации по качеству, содержанию, частоте и регулярности чтения детям.

Регулярное чтение дошкольникам художественной литературы нужно  для эмоционального благополучия и полноценного развития детей, а так же поможет родителям с раннего возраста развивать и поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, и облегчит ребенку процесс адаптации в детском саду и школе.

Читайте детям много и с удовольствием!

 

Список литературы:

1. Бежаева Д.Н., Зиновенко О.А. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : АСГАРД, 2016. — С. 53-56.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Ось-89, 2007.

3. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – Москва : АСТ, 2016.

4. Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой учёный. – № 21, Ноябрь 2015.

  

.  .  .