Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа дополнительного образования для старших дошкольников "Я и моя безопасность"

Дата публикации: 2021-06-13 18:35:05
Статью разместил(а):
Смирнова Инна Николаевна

Программа дополнительного образования для старших дошкольников "Я и моя безопасность"

Автор: Смирнова Инна Николаевна

ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория», г. Тольятти

 

Введение.

Мы живем в мире, наполненном новыми технологиями на красавице -  земле, которая дает людям возможность существовать. Человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах. В то же время жизнедеятельность человека привела к глобальным проблемам в области безопасности жизнедеятельности. Во всем мире на первом месте стоят вопросы защиты человека от опасностей природного, социального и техногенного происхождения. Но особую тревогу мы испытываем за наших детей. 

В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.                                                                                                                

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего характера – характера, способностей, навыков. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.  

Программа «Я и моя безопасность» направлена на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и экологического сознания.                                                                                                                           

Обоснование новизны.

Новизна данной программы заключается в создании целостной системы развития по основам безопасности жизни и здорового образа жизни для детей дошкольного возраста. Использование на занятиях мультимедийных средств обучения. 

Актуальность.                                               

Актуальность данной темы определяется потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений.

Педагогическая целесообразность.

Содержание программы «Я и моя безопасность» направлено на формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы, являются: 

словесный метод: беседа, дискуссия, чтение художественной литературы.

методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность (участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом).

наглядный метод: показ предметов, картинок, книг, мультфильмов.

практический метод: сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.   

Основное содержание по программе строится по направлениям: «Бережем свое здоровье», «Безопасность в доме», «Безопасность на дорогах», «Безопасность на улице», «Безопасность на природе».

Основные средства обучения: 

Методические пособия.

Дидактические игры.

Наглядные материалы.

Предусмотрены программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников – с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Вся работа построена на основе тематического плана с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.                               

Разнообразная тематика занятий, форм работы позволяет формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, навыков жизнесберегающего поведения. Приобретенные знания, умения и навыки становятся прочными, осознанными и могут использоваться в различных условиях и ситуациях. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Педагогическая целесообразность программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности состоит в том, что в процессе ее реализации воспитанники овладевают знаниями, умениями, навыками, которые подготовят ребенка к безопасному существованию в окружающей среде.

Цель и задачи.

Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Раздел «Бережем свое здоровье»:

познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни 

учить беречь свой организм и заботиться о нем 

дать детям сведения о службе «Скорой помощи», о профессии врача, формировать элементарные знания о болезнях и способах их предупреждения

формировать навыки правильного выбора продуктов для здорового питания

воспитание ответственности за свое здоровье

познакомить детей с лекарственными растениями и их значение в жизни человека

Раздел «Безопасность в доме»:

дать детям сведения, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника

познакомить с правилами безопасности при пользовании электроприборами

познакомить с работой службы 04

развивать умение анализировать опасные жизненные ситуации и принимать правильное решение

познакомить с работой службы 02

расширять сведения о предметах опасных в противопожарном отношении

познакомить с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара

дать сведения о работе пожарной службы, познакомить с профессией «пожарный»

формировать ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности

Раздел «Безопасность на дорогах»:

знакомить с правилами дорожного движения и дорожными знаками

дать представления о перекрестке и необходимости соблюдать указания светофора

познакомить с правилами поведения в общественном транспорте

Раздел «Безопасность на улице и природе»:

учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми

предостерегать от контактов с незнакомыми людьми

стимулировать развитие самостоятельности и ответственности

дать сведения о том, что контакты с животными иногда могут быть опасны

формировать навыки правильного поведения при общении с природой

воспитывать экологическое сознание 

Коррекционные задачи:

Коррекция и развитие памяти, восприятия, мышления, внимания, развитие мелкой моторики.

Коррекция поведения.

Занятия по программе предназначены для детей инвалидов, детей с ОВЗ, возраст от 3 до 7 лет.

Основная форма обучения – коррекционное занятие. Занятия проводятся в виде: игры, игровых и дидактических упражнений, беседы, решения ситуативных задач, практической работы.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 минут.

Ожидаемые результаты:

Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Умение предвидеть опасность и находить способы избежать ее.

Знание правил безопасности в быту и на улицах города.

Умение заботиться о своем здоровье и соблюдение правил безопасности жизнедеятельности.

Знает правила и владеет способами безопасного поведения.

Имеет представления о возможных негативных последствиях для окружающих людей своими неосторожными действиями.

Владеет навыками самообслуживания и гигиены.

Умение действовать в экстремальных ситуациях опираясь на усвоенные знания правил дорожного движения.

Самостоятельно применяет полученные знания в разных видах творческой, предметно-продуктивной деятельности.

Методы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, беседа, диагностика.

Формы подведения итогов:

Документальные формы: диагностика.

Продуктивные формы:  конкурсы, викторины, выставки, праздники, открытые занятия, досуги, развлечения.

 

Календарно-тематическое планирование.

Раздел «Бережем свое здоровье»

Тема «Личная гигиена»

Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

Тема «Здоровье и болезнь».

Цель: дать четкое представление о том, что здоровье зависит от человека, его надо беречь, сохранять и поддерживать.

Тема «Полезные и вредные продукты».

Цель: формирование ценностного отношения к себе и другим людям.

Тема «Витамины и здоровый организм».

Цель: расширять знания о витаминах и их значении  для человека.

Тема «Скорая помощь».

Цель: дать сведения о службе «Скорой помощи» и профессии «врача»; познакомить с номером «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь».

Тема «Осторожно – лекарства».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о лекарственных средствах, объяснить их опасность. 

Тема «Растения наши помощники».

Цель: познакомить с лекарственными растениями и их значение для человека.

Тема «Путешествие в страну Здоровья».

Цель: формирование здорового образа жизни.

Раздел «Безопасность в доме»

Тема: «Предметы, требующие осторожного обращения»

Цель: формировать знания об основных предметах опасных для жизни и здоровья.

Тема: «Осторожно! Электричество!».

Цель: обобщать и расширять знания детей об электричестве, его значении; познакомить с правилами безопасности при пользовании электроприборами. 

Тема: «А у нас дома газ!».

Цель: познакомить с работой газовой службы.

Тема: «Один дома».

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить правильно вести себя в таких случаях.

Тема «Как вызвать полицию».

Цель: познакомить с работой службы «02».

Тема «Огонь – друг или враг».

Цель: углубить и систематизировать знания о роли огня в жизни человека, о предметах опасных в противопожарном отношении.

Тема «Правила поведения при пожаре».

Цель: познакомить с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара.

Тема «служба – «01».

Цель: познакомить с работой службы 01, с профессией – пожарный.

Раздел «Безопасность на дорогах».

Тема «Транспорт».

Цель: познакомить детей с различными видами транспорта. 

Тема: «Мы – пассажиры».

Цель: познакомить с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.

Тема «Мы идем по тротуару».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Тема «Улица не место для игр».

Цель:  углублять знания детей о ДТТ и безопасном поведении на улице.  

Тема «Дорожные знаки».

Цель:  научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Тема «В гостях у Светофорыча».

Цель: формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и улице. 

Раздел «Безопасность на улице».

Тема  «Опасные ситуации во дворе».

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во дворе.

Тема «Если ты потерялся».

Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, объяснить, к каким взрослым можно обратиться за помощью. 

Тема «Опасные ситуации во дворе – встреча с незнакомцем»

Цель: обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях. 

Тема «Контакты с животными».

Цель: формирование навыков безопасного поведения при общении с животными. 

Раздел «Безопасность на природе»

Тема «Береги природу».

Цель: развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие ее восстанавливают. 

Тема: «Грибочки в нашем лесочке».

Цель: познакомить детей с грибами, научить различать съедобный гриб от несъедобного по внешнему виду.

Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Цель: расширять знания детей о жизни насекомых.

Тема: «Опасные насекомые».

Цель:  дать представление об опасных насекомых, формировать навыки поведения при укусах.

Тема:  «Правила поведения на воде».

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения на воде. 

Тема: «Скоро лето. Отдыхай и не болей».

Цель: обобщить знания о правилах безопасного поведения на природе.     

Беседа.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр».

Д\и«Туалетные принадлежности».

Игра «Что полезно, а что вредно?»

Рассматривание иллюстраций. 

Беседа. 

Чтение произведений художественной литературы.

П\и «Мы здоровы».

Д\и «Витамины».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения «Витамины».

Игра «Съедобное – несъедобное». 

Игра «Собери полезные продукты».

Беседа.

Чтение стихотворения Ю.Тувим «Овощи».

Загадки об овощах и фруктах.

Игра «Чудесный мешочек».

Аппликация «Консервируем овощи фрукты».

Чтение стихотворений К.Чуковского «Айболит» и С.Михалкова «Грипп». 

Тренинг «Вызов скорой помощи».

Беседа.

Чтение стихотворения «Таблетки – не конфетки».

Творческое задание «Аптечка».

Чтение сказки «Неосторожная Резвушка».

Беседа.

Стихотворения о растениях: О.Высоцкая «Одуванчик», З.Александрова «Ландыш» и др.

Игра «Собери цветок».

Рассматривание иллюстраций

Игра «Да и нет»., беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик».

Д\и «Слушай внимательно». 

Чтение стихотворения «Электрический ток».

Загадки.

Чтение сказки «Проводок».

Творческое задание: «Нарисуй электроприборы».

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения «Голубой огонек». 

Загадки.

Чтение сказки «Любопытный ветерок».

Беседа.

Чтение отрывков из сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Разыгрывание ситуаций. 

Беседа, 

Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа – милиционер»

Тренинг «Вызов полиции».

Беседа, 

Чтение стихотворения Н.Афанасьевой «Как сгорел один дом».

Д\и «Пожароопасные предметы».

Тренинг «Вызов пожарных».

Беседа.

Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки». 

Д\р игра «Что нужно пожарному».

Чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица».

Аппликация «Машины на улицах города».

П\и «Светофор».

Беседа.

Чтение Б.Заходер «Шофер».

Рассматривание иллюстраций.

С\р игра «Автобус».

Беседа.                       

Дидактическая игра «Твои помощники». 

Чтение стихотворения «Я сегодня пешеход».

Беседа, 

Рассматривание иллюстраций.

Игра «Дорожные знаки».

Рисование «Твои помощники».

Чтение стихотворений о правилах дорожного движения. 

рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихотворения «Мяч» С.Маршака.

Сюрпризный момент.

Чтение стихотворений

чтение литературы,

Игра «Можно – нельзя».

Аппликация «Светофор».

Беседа.

Д\игра «Хорошо – плохо».

Обсуждение ситуаций.

Беседа.

Чтение отрывков из сказки «Колобок».

Игровые ситуации.

Рисование «Портрет мамы».

Беседа, 

Чтение стихотворения «Как вести себя с незнакомцем».

Игра «Свой – чужой».

Игровые ситуации.

Беседа.

Загадки.

Составление рассказов «Мое любимое животное»

П\игра «Лохматый пес».

Чтение стихотворения 

Составление рассказа по рисунку.

Игра «Запрещающие знаки».

Чтение стихотворения «Грибы» Е Трутнева.

Рассматривание иллюстраций.

Игра «собери грибы».

Загадки.

Рассматривание иллюстраций о насекомых.

Игра «Угадай по описанию.

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». 

Беседа,  

Чтение стихотворения «Разговор с пчелой» М.Бородицкая.

Беседа.

Чтение сказки «Добрая Ивушка». 

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворений о лете: «В гости к лету», «Колокольчик» и др.

Загадки.

Рисование на тему: «Разноцветное лето».

Викторина «Путешествие в страну здоровья».

Коллективная работа «Витаминная корзина».

Выставка детских работ.

Тематический альбом «Лекарственные растения».

Альбом «Опасные предметы в доме».

Конкурс рисунков «Осторожно – огонь».

Тематический альбом «Знакомьтесь -транспорт». 

Выставка рисунков «Наши дороги».

Тематический альбом «Дорожные знаки».

Итоговое занятие.

Тематический альбом «Животные наши друзья».

Выставка детских работ «На полянке».

Тематический альбом «Мир насекомых».

Оформление плаката «Защитим природу».

 

Литература:

1. Бабина Р.П. Безопасная дорога детства. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 

3. Фисенко М.А. ОБЖ. Разработка занятий. Волгоград: ИТД «Корифей».

4. Твоя безопасность. К.Ю. Белая. М – Просвещение 2000.

5. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010.

6. Извекова Н.А, Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.  М: ТЦ Сфера, 2008.

7. Авдеева Н.Н, Князева Н.Л. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО» - «ПРЕСС», 2003.

8. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.

 

.  .  .