Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи детей через устное народное творчество

Дата публикации: 2020-12-13 17:25:27
Статью разместил(а):
Склянова Алёна Игоревна

Развитие речи детей через устное народное творчество

Автор: Склянова Алёна Игоревна

 

В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.  Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё  К.Д. Ушинский  подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.

Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А.  Флериной  «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор -  обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.  Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные  

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок.  Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными  потешками  расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру. 

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила

цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

·        освоение разговорной речи;

·        расширение словарного запаса;

·        воспитание звуковой культуры речи;

·        формирование связной речи;

·        расширять представления детей о разных формах фольклора;

·        воспитывать любовь к  народному искусству и народным традициям;

·        обеспечить формирование доброжелательности,  коммуникативности;

·        установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

·        доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:

·        в обучении правильному произношению;

·        в приобщении детей к русской национальной культуре;

·        в непосредственно образовательной деятельности;

·        в беседах;

·        в наблюдениях;

·        в народных подвижных играх;

·        в играх на развитие мелкой моторики;

·        в театрализованной деятельности.

Я  работаю с детьми младшей  разновозрастной группы. Уже само чтение потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. Описание их не только поэтично, но и образно: курочка- рябушечка  идет на речку за водой – цыпляток поить; кисонька-мурысонька идет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашу варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов.

Хочу отметить  особую значимость фольклора в первые дни появления малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии.   Потешка  помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку,  отвлечься и успокоиться. И тогда я использую потешки  для новичков:

Кто тут плачет, ой,  ой, ой, 

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже – посмотрите!

Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки.  Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить: 

«Петушок, петушок, золотой гребешок….» 

или 

«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» 

или 

«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Благодаря простоте и мелодичности звучания  потешек  дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку». 

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек  вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшему  малышу  приговаривают: “Не плачь, не плачь, куплю калач”. Приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Та же всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

Скачет зайка маленький,

Около завалинки.
Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Ритмичный текст потешки  побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение.

Пальчиковая игра – одна из форм русского фольклора, она стала детям очень близкой, любимой, интересной. Много пальчиковых игр дети знают. Это: «Пальчики поздоровались», «Наша семья», «Рубим капусту», «Этот пальчик бабушка… ». Эта игра особенно была воспринята детьми. Дети как бы встречаются с  близкими, перебирая свои маленькие пальчики. Я использую пальчиковые игры, начиная с приёма детей. Малыши  с удовольствием перебирают пальчиками,  наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками ребёнка и приговариваю:

Этот пальчик – дедушка, 

Этот пальчик – бабушка, 

Этот пальчик – папочка, 

Этот пальчик – мамочка, 

А вот этот – наш малыш,

А зовут его – … 

Прислушиваются к словам потешки, радуются. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки  используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: 

Кто у нас хороший? 

Кто у нас пригожий? 

Илюша хороший, 

Илюша пригожий! 

Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичностью и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. 

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю: 

Ай, лады, лады, ла

Не боимся мы воды, 

Чисто умываемся, 

Маме улыбаемся. 

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Вода – детская стихия. Если не умываться, то побрызгаться водичкой детки любят, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать потешки: «Водичка, водичка», «Зайка начал умываться» …

Потешки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка  сопутствовала во всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают  чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Для таких малышей я ласково, убаюкивающее говорю:

Вот и люди спят

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

 Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят,

Всему миру спать велят. 

Одевание - сложный режимный процесс. Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка, («Наша Маша  маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, а Маша чернобровая»). Детки тут же вступают в диалог, а у меня тоже шубка, смотрите какая и у меня … и т.д. Маленькие дети – удивительный народ!

Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи.

Огромное значение в развитии речи детей раннего возраста имеют дидактические игры. Ценность дидактических игр состоит в том, что речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Наиболее успешно решаются речевые задачи в играх с использованием фольклорных произведений. Содержание дидактических игр, используемых для улучшения звукопроизношения, различно. Наиболее успешно эта задача решается в таких играх, как «Совушка-сова», «Поезд», «Еду – еду».

В игре «Совушка-сова», дети ходят по кругу и говорят:

Совушка-сова ,

Большая голова

На суку сидит

Вовсе стороны глядит

Как полетит Ш, Ш, Ш,Ш». После этого начинают бегать, вытянув руки в разные стороны и произносят звук «Ш».

В игре «Поезд» дети «едут в лес», они идут по кругу и изображают гудок паровоза у-у-у, с шумом пускают пар ш-ш-ш. Воспитатель произносит слова потешки:

Поехали, поехали,

За грибами, за орехами.

Когда поезд набирает скорость дети говорят «чух-чух», потом «гу-гу-гу» (поехали быстро), и наконец «ш-ш-ш» выпускают пар.

Приехали, приехали,

С грибами с орехами.

Не менее серьёзное значение имеет обогащение словаря. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем овладеть связной речью.

В игре «Уложим куклу спать» дети уточняют и закрепляют название предметов, которые необходимы для быта, напевают колыбельные песни. Дети активизируют в речи слова люлька, зыбка.

В игре «Найди игрушку», дети по содержанию потешки, узнают о какой игрушке идет речь и разыскивают её в игровой комнате.

В игре «Больная кошечка» дети закрепляют слова, обозначающие название частей тела, они инсценируют действиями то, о чём говорят:

У кошечки головка болела. Ох, как болела. Дети берутся руками за голову и качают ею, затем дети говорят: «У кошечки спинушка болела» …

Игру «Доскажи словечко» использую при повторении с детьми знакомых сказок, потешек. А также, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают дидактические игры с предметными и сюжетными картинками. Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи. Рассматривая их вместе с воспитателем, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.

В игре «Узнай потешку» дети по предложенной картинке вспоминают потешку, показывают и называют персонажей.

В игре «Отгадай загадку» дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

В играх с сюжетными картинками по фольклорным произведениям ребенок учится узнавать знакомых персонажей и называть совершаемые ими действия. Эти игры способствуют формированию речи, состоящих из простых и распространенных предложений, учатся отвечать на вопросы по содержанию картинок не просто, а полно, развёрнуто.

Очень важно научить детей наблюдать за явлениями природы, любоваться их красотой. Обращая внимание детей на природные явления, через заклички, знакомлю их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Дай нам солнышка-колоколышка!

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Эту речевую задачу я решаю,  используя  заклички  и колыбельные песни. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать:

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Противоположным свойством обладают колыбельные песни. Само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно, напевно, ласково:

Тише, куры, не шумите.

Моего Ваню не будите.

Для выработки хорошей дикции, отчётливого и ясного произношения использую упражнения на звукопроизношение, имитацию голоса птиц. Обращаю  внимание детей на различную силу звучания их голосов.  

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка»,  «Колобок» - понятны ребёнку, потому, что их герои – животные, разговаривают  и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай), бытовые (убирают дом, пекут пироги). Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои.  Сказки на занятиях рассказываю с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра. 

Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми.

В играх-драматизациях, дети самостоятельно распределяют роли, передают характер героев (походку, жесты, интонации), поют за Петушка: «Несёт меня Лиса, за тёмные леса ….»; за Лису: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», за Козу: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь…». Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре своего народа, помогает разнообразить музыкально-фольклорную работу.

Вместе с сказкой приходит первая книга с картинками. Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Как правило, текст и иллюстрация – изображение персонажа, сюжетной сценки – помещаются на одной странице. Я показываю картинку, выразительно читаю текст, рассказываю, что нарисовано. Когда дети внимательно рассмотрят иллюстрацию, читаю  текст повторно. Чтение должно быть живым, выразительным. Читая, подчёркиваю  ритм, изменяю силу, высоту голоса, темп, интонацию, вовлекаю  детей в действие сказки или потешки. Слушая произведения,  дети устанавливают нормы литературного языка, пополняют словарный запас.

Хороводные игры - любимые забавы у малышей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт  взрослого с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речью ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития речи  и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает  и огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Я считаю,  систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений  дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

 

.  .  .