Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект ООД по развитию речи и фонематическому восприятию

Дата публикации: 2018-10-01 23:30:42
Статью разместил(а):
Васильченко Наталья Викторовна

Конспект ООД по развитию речи и фонематического восприятия у детей подготовительной логопедической группы

«Поздняя осень. Звук Ы.»

Автор: Васильченко Наталья Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 41 комбинированного вида»

Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Войсковицы

 

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. 

Задачи:   

• Расширять кругозор и представления детей об изменениях в природе осенью;

• развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление; образовывать множественное число существительных, учить подбирать слова- антонимы;

учить детей выразительно читать наизусть стихотворения с опорой на схему.

• воспитывать любовь к поэзии, интерес к объектам родной природы.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.

Словарная работа: Предметы: гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий, звонкий, глухой  звук; слякоть, непогода, разноцветье. Прилагательные: золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая. 

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.

Материал и оборудование: репродукции картин «Ранняя осень» Василия Дмитриевича Поленова, «Золотая осень» и «Поздняя осень» Исаака Ильича Левитана; маленькие предметные картинки с приметами осени; профиль звука Ы и картинка для звукоподражания звуку Ы; игра «Пианино»; листик, капелька дождя; схемы для звукового анализа слова «тыква», фишки и магниты; игра «Протяни дорожку»; предметные картинки со словами-антонимами; схема для рассказа стихотворения, волшебный поясок; корзина с орехами для детей. 

 

Ход образовательной деятельности:

 I. Орг.момент. (Ребята заходят в кабинет) 

С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

(С весёлым, хорошим)

Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать внимательно, поднимать руку.

II. Повторение признаков осени, осенних месяцев.

Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало лужи все .

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(это месяц ноябрь.)

Посмотрите на картины, которые лежат на столе и назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Каждый месяц соответствует определенному периоду осени. Назовем их. (ранняя осень, золотая и поздняя)

III. Сравнение ранней и поздней осени.

Мы уберем одну из картин и попробуем сравнить две репродукции картин «Раннюю осень» Василия Дмитриевича Поленова и «Позднюю осень» Исаака Ильича Левитана.

Помогут нам маленькие картинки, на которых изображены разные признаки ранней и поздней осени. Картинки надо положить рядом с картинами, к которым они больше подходят. Дети выполняют задание.

Это хризантемы. Они цветут ранней осенью.

Дети собираются в школу ранней осенью.

Туман бывает поздней осенью.

Дожди идут поздней осенью.

Насекомые прячутся в щелки поздней осенью.

Бабочки порхают ранней осенью.

Фрукты поспевают ранней осенью.

Брусника поспевает ранней осенью.

Заморозки бывают поздней осенью.

Овощи собирают ранней осенью.

Дерево в разноцветном наряде бывает ранней осенью.

Сильный ветер дует поздней осенью.)

Молодцы вы правильно справились с заданием! Садитесь.

 IV. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы обобщим наши знания об осени и познакомимся со звуком Ы.

V. Характеристика звука Ы.

Мишка, перед тем как залечь спать в берлогу, решил полакомиться медом. Что из этого получилось? (его ужалили пчелы) Как он закричал? (ЫЫЫЫЫЫ)

Какой звук Ы? (Звук Ы – гласный, потому что он не встречает преград и поется)

VI. Игра «Пианино». Развитие фонематического слуха у детей.

Возьмите по два кубика: один - синий, другой – зеленый. Я буду называть слоги. Если в слоге твердый согласный звук с гласным Ы, вы должны нажать на твердый синий кубик. А если будет слышаться мягкий согласный звук с гласным И, то нажимайте на зеленый мягкий кубик.

Мы, ти, кы, сы, пи, хы.

VII. Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Дети изображают деревья с листиками и взмахивают руками (ветками)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Кружатся на носочках на месте.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

Вращательные движения кистями рук.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Приседают.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Расслабляются, закрывают глаза.

Н.Нищева, Л.Гаврилова

 

VIII.Образование  множественного  числа существительных.

Поиграем в игру с листиком. Я буду называть предмет в единственном  числе, а вы во множественном:

цветок (а если много…) –

трава –

куст –

оса –

пчела –

гриб –

ягода –

фрукт –

тыква -

IX. Звуковой анализ слова «тыква».

Ребята, а это что? (звуковая схема слова «тыква»)

Разберем схему: (Первый звук – т.  Он твердый  согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.

Второй звук – ы. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.

Третий звук – к. Он твердый согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.

Четвертый звук – в. Он твердый согласный и звонкий,  поэтому  обозначим его синим цветом с колокольчиком.

Пятый звук – а. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.

Сколько в этом слове гласных звуков? (В этом слове 2 звука)

Как узнать, какая гласная ударная?(надо позвать слово).

Какая гласная ударная? (ы). Ставим ударение.

Что мы знаем о гласных? (сколько в слове гласных, столько и слогов). Посчитаем. (Два слога и две гласных)

Сколько в этом слове всего звуков? (в слове тыква 5 звуков)

X. Игра «Протяни дорожку». Подбор антонимов к словам.

1.Что изображено на картинке? А наоборот? (День – ночь)

2. Какая осень изображена? А наоборот? поздняя осень - ранняя осень

3. Как сейчас на улице? А наоборот?  (холодно-жарко)

4. Что делает муха? А что делает жук? (летит – прячется)

XI. Физкультминутка «Дождик».

XII. Рассказ стихотворения с опорой на схему.

Ребята, я вам в пятницу читала стихотворение. Мы это стихотворение попытались зарисовать. Сегодня я вам еще раз прочитаю его. Вы внимательно слушайте и вспоминайте его, а потом мы послушаем вас.

(логопед читает стихотворение)

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень – это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень- это листьев

Чудо-разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем 

 Овощей и фруктов,  

С теплою одеждой,  

Крышей из зонтов,  

С вянущей травою,  

Спячкою медведя, 

 С множеством запасов  

Средь густых лесов.

Осень — это шубка

Теплая у зайца,  

Нет уж насекомых,  

Спрятались они.  

Первый снег и стужа.  

Первый лед на лужах,  

Ночи всё длиннее 

 И короче дни.

Я старалась рассказывать стихотворение, чтобы вам было интересно. Постарайтесь и вы рассказывать выразительно, четко произносить звуки. Рассказывать будем по очереди: от прищепки до прищепки. Будьте внимательны! (дети читают стихотворение)

XIII. Игра «Осенние слова».

- Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)

XIV. Итог занятия.

 - Понравилось ли вам занятие?

- Что было трудно делать?

- Что запомнили интересного? 

XV. Подарки осени.

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,

Зонтик желтый - тополям, а орехи  дарит нам.

(дети получают в подарок от осени орехи)

.  .  .