Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Влияние элементарного музицирования на личностное развитие дошкольников

Дата публикации: 2018-04-16 15:45:20
Статью разместил(а):
Мухина Наталья Валерьевна

Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста

Автор: Мухина Наталья Валерьевна

МБДОУ «Детский сад № 115», Нижний Новгород

 

 Для современной педагогики одной из актуальных проблем есть раннее эмоциональное развитие детей, формирование их креативной личности и объемного творческого мышления посредством музыкального искусства.

Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формировании таких тонких качеств как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.  

Методологическим основанием элементарного музицирования является  

Технология деятельностного метода –

которая предполагает  партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие. Обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание. 

Элементарное музицирование опирается на лучшие традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, таких как Б.Н. Теплов, Н.А.Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л.Баренбойм, Э. – Жак Далькроз. К. Орф., а также современных педагогов-музыкантов:

Вячеслав Жилин - основатель орфовского движения;

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна - лидер Российской Орф-Шульверк Ассоциации, Автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками». Татьяна Эдуардовна - ведущая международного семинара «Учусь творить. Музыка, речь, движение, импровизация».

Ирина Шестопалова - председатель Всероссийского педагогического общества им. Карла Орфа, автор и ведущая семинара «Игровое пространство музыки. Практика Орф-Шульверк».

Ирина Галянт - автор программы «Орфей».

Елена Поплянова – автор песен для детей.

Татьяна Боровик – музыковед, педагог. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Проводит авторские семинары.

Анна Буренина – автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.

Элементарное музицирование.

Элементарное – (по латыни «элементариус»),  относящийся к элементам, первозданный, первичный, изначальный.

Музицирование – занятие музыкой, это игра на муз. инструментах («Толковый словарь» Ожегова).

«Шульверк».Э.М. – это не музицирование само по себе, оно связано с движением, танцем, словом.

Его нужно создавать самому; в него нужно включаться не как слушателю, а как участнику.

Элементарное музицирование опирается на следующие принципы:

- отношение к ребенку как к самоценной личности,

- принятие его любых его творческих проявлений,

- создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».

А для успешной реализации ООП должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-  использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

-  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Главная цель элементарного музицирования – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.  

Задачи развития личности детей средствами музыки

Задачи музыкального развития:

- воспитывать любовь и интерес к музыке, расширение музыкального кругозора;

- развитие чувства музыкальной формы: восприятие не только двух – трехчастной формы, вариаций и рондо, но и музыкальной фразы, вопросно-ответной формы в музыкальных диалогах;

- развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ;

- развитие ладового и звуковысотного слуха;

- развитие вокально-хоровых навыков, умений выразительно исполнять песню;

- совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля за исполнением музыки (в пении, ритмике, музицировании);

- развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков выразительности исполнения.

Задачи интеллектуального развития (речь, познание):

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах объектов (звучание, ритм, темп);

 - о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звуковой и интонационной культуры.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Задачи физиологического развития:

- формирование двигательной активности;

- развитие таких физических качеств как координация движений, крупной и мелкой моторики рук;

- выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки и др.)

- формирование навыков ориентировки в пространстве.

Задачи психоэмоционального развития:

- умение управлять своими эмоциями;

- развитие произвольности поведения, ответственности.

Таким образом, реализация данных задач на занятиях по элементарному музицированию влияет на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию

·         Речевое музицирование

развивает у ребенка чувство ритма, способствует формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

·         Игры с фонемами 

Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий привлекает ребенка. Дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу: тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бэне-раба, ама лама,мисли-масли-кумпа– тели, хоккери-доккери). Оказывается, эти речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха, их необходимо использовать на занятиях логоритмикой в группах для детей с нарушением речи, так как они развивают умение координировать пение, речь и движение.

·         Коммуникативные игры

·         Пальчиковая гимнастика

·         Элементарные танцы 

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

·         Игры со звучащими жестами

Звучащие жесты –

первые инструменты человека. Это важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического воспитания.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой.

·         Озвучивание стихов и сказок

Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.

·         Игры с музыкальными инструментами.

Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

 

Инструментарий

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфофский набор». Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик). Все эти инструменты являются ударными, так как играют на них, ударяя специальными палочками.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф – уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с колокольчиками, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним.

Комплект орфовских инструментов в сочетании с шумовыми позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем, и это его главное педагогическое достоинство.

К основным принципам элементарного музицирования относятся:

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики).

Принцип целостности - обеспечивает новые знания, в том числе и о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности – обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью.

Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а  через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах деятельности.

Принцип минимакса – обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.

Принцип творчества – обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности.

 Создание развивающей муз среды – взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка, наличии екачественных музыкальных инструментов и игрушек. 

Таким образом,  реализуя данные дидактические принципы, мы формируем общую художественную  Культуру ребенка, а значит оказываем виляние на личностное развитие детей раннего младшего и старшего дошкольного возраста, и воспитываем гармонично развитую личность.

 

Список использованной литературы:

1.      Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

2.      Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.

3.      Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».  

.  .  .