Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"

Дата публикации: 2018-04-06 11:05:53
Статью разместил(а):
Мифтахова Чулпан Марсельевна

Педагогический проект по экологическому воспитанию

"Огород на подоконнике"

Автор: Мифтахова Чулпан Марсельевна

МБДОУ «Детский сад № 28 г. Лениногорска»

Лениногорский район Республики Татарстан

Тип проекта: познавательно-практический

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: февраль-март

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст: 4 -5 лет

Актуальность проекта

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для  исследовательско - творческой  деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова,  в  экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления,  с целью более полного их познания и освоения».

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее,  а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

Цель: развитие познавательного интереса к  исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в группе.

Задачи:

- Расширить знания детей о культурных растениях,формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Развивать познавательные и творческие способности,наблюдательность.

- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок).

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Задачи создания развивающей речевой среды:

- Обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

- Развивать память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.

- Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

Этапы проекта:

Подготовительный:

определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Образовательные области. Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы: «Какие бывают овощи», «Наши растения»,

«Чесночный амулет»

Итоговая беседа:

«Огород на подоконнике переносится на участок детского сада».

Цикл наблюдений:

Наблюдение за ростом лука, чеснока.

Рассматривание цветочных семян через лупу,

«Растут ли наши растения?»,

За всходом и ростом растений,

За ростом рассады, вытягиванием её к солнцу,                                  

За появлением плодов,

За изменением состояния растений.

«Забор для нашего огорода»

«Что растёт в огороде»


Познавательно-исследовательская деятельность:

Разновидность семян. Посадка семян на рассаду. Строение растений.

Рост рассады в тени и на солнце.

Речевое развитие:

Развивающие игры на развитие речи: «Какого цвета овощи», «Чудесный мешочек», «Что лишнее».

Игры: «Куда что положить», «Найди растения», «Огородно - хороводная».

Чтение художественной литературы:

Рассматривание: иллюстраций, картинок о растениях.

Чтение детям:

С.Михалков «Овощи», Д. Родари «Чипполино».

Потешки об овощах

Сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Огород бабы Феклы», «Спор овощей», «Пых».

Отгадывание загадок об овощах.

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка: «Наш урожай. Чеснок»

Рисование: «Овощи на грядке»

Аппликация: «Плоды нашего труда»

Музыка:

Слушание: Б. Можжевелова «Огородная – хороводная»

Игра-хоровод: «Зайка - шел».

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»

Дидактические игры: «Один - много», «Найди овощи», «Разрезные картинки», «Какого цвета овощи».

Труд:

Посадка и уход за растениями, подготовка клумб к высадке рассады цветов, формирование интереса к результату своего труда, полив всходов, прополка сорняка, сбор урожая, уборка сухих растений.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Найди овощ», «Огород у нас в порядке», «Урожай», «Картошка»

Мероприятия по работе с родителями:

Консультации на тему:«Как приучить детей есть овощи и фрукты», «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Анкета «Экологическое образование в семье».

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижок.

Итоговое мероприятие:выставка творческих работ.

Ожидаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидят многообразие посевного материала.

5. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

7. Создание в группе огорода на окне.

8. Активное участие родителей в реализации проекта «Огород на окне».

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

6. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологическогообразования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет _________________________________________________

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да________________________________________________________   

б) нет_______________________________________________________

Кто ухаживает за животными или растениями?_____________________

Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.___________________

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да_____________________________________________________

б) нет____________________________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ____________________________________________________ 

б) нет____________________________________________________

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да_____________________________________________________   

б) нет____________________________________________________

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да_____________________________________________________  

б) нет____________________________________________________

Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да_____________________________________________________   

б) нет____________________________________________________

Ваши предложения по организации экологического образования

в детском саду.____________________________________________

Приложение 2

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание.

Фрукты и овощи — важная составляющая правильного рациона. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. 

Если ваш ребенок не любит овощи и фрукты или ест их только по принуждению, то прочтите следующие рекомендации. Они помогут сделать так, чтобы ребенок привык к нелюбимым ранее продуктам.

Сделайте так, чтобы фрукты и овощи всегда были доступны ребенку.

Маленькие размеры для маленьких ручек.

Нарежьте морковь брусочками, огурцы кружками; купите помидоры черри. Такие заготовки сложите в пластиковый контейнер и поставьте в холодильник, чтобы они были доступны для детей в любое время. Фрукты тоже держите «наготове» — помойте и порежьте дольками яблоки, груши, выложите в вазу для фруктов сливы, мандарины и т.д. (в зависимости от сезона).

Подайте фрукты красиво и весело.

Помойте крупный виноград (красный, зеленый, фиолетовый), разделите гроздь на ягоды, в каждую ягоду воткните по зубочистке. Забавные канапе обязательно придутся по вкусу вашему малышу.

Интересные формы нарезки.

Используйте ножи специальной формы для нарезки на кусочки дыни, ананаса, огурца и т. д. Такая «подача» может заинтересовать ребенка и заставить съесть пару-тройку ломтиков.

Сделайте фрукты и овощи вкуснее

Да, это уловка, но она вполне безобидная. А результат оправдает все ожидания.

Вкусные ароматы.

Попробуйте опрыскать фрукты небольшим количеством смеси лимонного сока и меда с корицей или сахаром. Для овощей в качестве естественного усилителя вкуса используйте раствор с щепоткой морской соли, измельченные сухие травы, поджаренный кунжут.

Обмакните, так вкуснее!

Сделайте сладкую смесь: в четверть стакана обычного йогурта добавьте столовую ложку меда и щепотку корицы. Пусть ребенок обмакивает кусочки фруктов в йогурт перед тем, как отправить в рот.

Используйте чеснок.

Как ни удивительно, но многие дети любят острый аромат чеснока. Попробуйте на скорую руку приготовить такой соус: Нарубите зубчик свежего чеснока, смешайте его с 1/2 стакана несладкого йогурта (или сметаны, или легкого майонеза). Добавить 2 столовые ложки нарезанного свежего зеленого лука и по четверти чайной ложки соли и перца. Все хорошенько перемешайте. Этот вкусный соус используйте со свежими овощами.

Правильно выбирайте овощи и фрукты для детей. 

Покупайте «сезонные» фрукты и овощи. Местные фрукты и овощи, созревшие «в свое время», содержат меньше нитратов, да и на вкус гораздо лучше.

Если есть возможность, покупайте овощи и фрукты местных хозяйств. Особенно сезонные и быстропортящиеся: клубнику, малину, чернику (и другие ягоды), сливы, персики, яблоки.

Если у вас в городе бывают так называемые «рынки выходного дня», на которые сельхозпроизводители привозят свою продукцию, то покупайте овощи и фрукты для детей там.

Подведем итог:Фрукты и овощи для детей очень полезны. Не сдавайтесь в своих стремлениях приучить ребенка их есть. Как правило, новый вкус может понравиться не с первого раза. Предлагайте детям новые и новые фрукты и овощи, комбинируйте их, сочетайте с другими вкусами, приправляйте самодельными соусами.

Приложение 3

Консультация для родителей

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Главный секрет долгой жизни, стойкого иммунитета и крепкого организма - это ежедневное потребление овощей. Конечно, ведь они - основные поставщики витаминов, клетчатки и микроэлементов, которые жизненно необходимы человеку.

Роль овощей для организма очень велика, и сейчас мы рассмотрим те из них, которые наиболее распространены и имеют пользу.

Огурец

В огурцах присутствует много витаминов. Например, таких, как В6, А, В2, С, и В1. Они включают в себя пантотеновую и тартроновую кислоты, благодаря которой жиры и углеводы преобразовываются не слишком быстро . Еще в нем можно найти калий и натрий. Также, огурцы являются мощнейшими мочегонными продуктами. Огурчики очень полезны для тех, кто страдает избыточным весом. Именно поэтому даже известна диета из огурцов, которая считается очень эффективной.

Морковь

В морковке есть столько полезных веществ, что ее не нужно готовить, а употреблять в сыром, первоначальном виде. Она содержит в себе витамины В6, В1, С, В2, различные эфирные масла и ферменты, а также каротин. По содержанию каротина морковку может превзойти только перец. Но диетологи предупреждают, что морковный салат не нужно заправлять жирными заправками (например, сметана или масло), так как вкупе с жирами каротин плохо переваривается организмом.

Кукуруза

Уже много лет ее считают «зерном здоровья». И не зря, ведь в ней можно найти около восемнадцати видов аминокислот и еще около четвертой части элементов системы Менделеева. Кукуруза дарит молодость организму и улучшает работу сердечной системы.

Помидор

Полезность для организма помидора состоит в большом содержании витаминов С и А, железа, калия, магния, фосфора. Еще красном овоще содержится биотин, что помогает в омолаживании кожи, ногтей и волос.каротин, который входит в помидоры, является отличным средством профилактики с раковыми болезнями.

Полезные свойства фруктов

Теперь остановим наше внимание на не менее важных продуктах, чем овощи. Конечно же, речь пойдет о фруктах. Многие из нас привыкли считать их просто десертом, чем-то таким, чем можно побаловать себя между приемами пищи. Но недавние исследования показали, что некоторые фрукты полноценно могут заменить употребление классических продуктов, так как в них присутствуют такие полезные вещества, как калий и белки. Также это отличная зарядка для мозга.

Люди, которые каждый день употребляют в рационе фрукты, чувствуют себя намного счастливее и радостнее. Мало того, что они получают вкусную порцию еды, так еще и в организм поступают необходимые витамины и микроэлементы. Ни одни витаминные комплексы, которые продаются в аптеках, не заменят полноценное употребление фруктов.

Но тут необходимо отметить, что покупать стоит лучше те фрукты, в качестве которых вы уверенны. Старайтесь покупать продукты только у проверенных продавцов, потому что в последнее время сложилась такая ситуация, что в нашу страну завозят фрукты из-за рубежа. Сами понимаете, что для того, чтобы они сохранили товарный вид, их пичкают разнообразной химией.

Также плюсом фруктов можно назвать то, что их не надо подвергать термической обработке. Тщательно промойте их, и они готовы к употреблению. Ведь всем давно известно, что чем больше мы парим, варим и тушим продукты, тем меньше в нем остаются полезных витаминов и солей.

После употребления фруктов вы никогда не почувствуете в желудке чувства тяжести или дискомфорта, как, например, от употребления обычной пищи. . Возьмите себе за правило каждый день, перед приемом пищи съедать, например, одно яблоко или банан. Поверьте, пройдет немного времени, и вы почувствуете, что организм ведет себя по-другому, так как начал получать необходимые витамины.

Разнообразие фруктов, представленных на полках наших магазинов, просто поражает. Можно выбрать даже такие, которые и в жизни-то не видели. Но перед их употреблением все равно стоит проконсультироваться со специалистом. Не стоит себя заставлять есть тот или иной фрукт, если он вам не нравится. Например, вы где-то прочитали, что апельсины очень полезны для здоровья. Вы начинаете, есть его, а во рту появляется ощущение невозможной кислоты, что есть просто невозможно. В этом случае ваш организм сообщает вам, в желудке нарушен кислотно-щелочной баланс. В этом случае можете пока обратить внимание на другой фрукт.

И вообще не спрашивайте никогда ни у кого советов. Главным советчиком тут должен стать ваш собственный организм, который подскажет, в чем он сейчас нуждается, и что ему необходимо. И в конце хочется сказать вам –приятного аппетита!

.  .  .