Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Активизация речевой коммуникации младших воспитателей в непосредственном общении с детьми

Дата публикации: 2018-01-28 14:35:36
Статью разместил(а):
Киселёва Алёна Витальевна

Активизация речевой коммуникации младших воспитателей

в непосредственном общении с детьми

Автор: Киселёва Алёна Витальевна

МАУДО «Детский сад № 8», г. Ялуторовск

 

Вид: тематический

Форма проведения: игровые технологии

Цель: обогащение профессионального уровня младших воспитателей при работе с детьми по активизации у них активной речи.

Задачи:

1. Уточнить теоретические знания о речи.

2. Совершенствовать в коллективе младших воспитателей умения работать со словами, используя художественные формы.

Создать эмоционально-положительный фон мероприятия.

Эпиграф:

     Насколько важно правильно владеть русским языком – использовать слова – синонимы, знать фразеологизмы; уметь контролировать мышцы лица, чтобы мимика совпадала с передачей той информации, которую вы хотите донести до воспитанников или их родителей, опекунов.

      Есть проблема – непонимание младшими воспитателями обогащения своей деятельности речью. Дети должны каждый день пополнять свой пассивный словарь. Если они слышат комментарии младшего воспитателя о проделанной работе или помощи, или важности своей профессии, то зарождается уважение, понимание того, что нужно ценить и беречь труд старших, что и младший воспитатель – главный человек в своей деятельности. А общение со взрослыми, иногда, настолько хрупко, идёт по грани из-за бедности речевого запаса, что зачастую один говорит «одно», а другой слышит «своё».   

     Поэтому вашему вниманию предлагаются задания, касающиеся областей познавательного блока – коммуникации, развития речи и использования в жизни художественного слова, в контексте данной ситуации, нашими помощниками – младшими воспитателями.

     Давайте попробуем вместе ответить на вопрос – зачем нам это нужно. Может проще быть «невидимкой» и молча выполнять свои обязанности или попробовать поднять планку самооценки, своей индивидуальности, ведь мы – такие разные субъекты.

Ход  проведения:

I. Теоретическая часть.

1. Предложите собравшимся участникам ответить на вопрос – «Что такое речь?»

     Речь – «Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил». Проще говоря – это способность выразить свои мысли. Способ общения и взаимодействия посредством определённой системы.

2. Речь бывает устная и письменная. В силу нашей деятельности и организации труда ведущий вид составляет устная речь.

     Чтобы речь возникла задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы мозга и речевой аппарат.

     Чем отличается язык от речи? Нужно понимать разницу. Язык – средство общения, а речь – это сам процесс общения.

     Также речь бывает внешняя и внутренняя. Благодаря внутренней речи мы планируем свою практическую деятельность и рождаем теоретические мысли.  После внутренняя речь переходит во внешнюю (устную или письменную).

3. Функции речи:

- коммуникативная (установление контакта, сообщение информации);

   - экспрессивная (выражение чувств, часто при помощи интонации и мимики лица);

       - эстетическая (чаще основная роль – не сообщение, а его форма);

           - сигнификативная (обозначение предметов и их свойств);

                - директивная (попытка воздействовать на слушателя, побудив его к действию).

 

II. Практическая часть.           

      Работа со словами. Остановимся подробнее на функциях речи.

1.  Эстетическая:

Зачитайте стихи Зазы Зорзоладзе

«Словами можно прикасаться

Ещё нежнее, чем руками.

Словами можно наслаждаться

И возноситься Небесами!

Словами можно бить нещадно

И резать душу вкривь и вкось,

И ненавидеть беспощадно…

Слова – Божественная Мощь!»

П.С.: отрывок стихов от 29.01.2014

     Давайте поднимем себе настроение. Похвалите себя, скажите вслух себе или окружающим комплимент.

     Микровывод: итак, слова влияют на процессы, происходящие в нашем организме, что вызывается их информативной нагрузкой и эмоциональной окраской. Они могут воздействовать позитивно, ободряюще, а могут и – негативно, вплоть до нарушения и расстройства психики собеседника.

2. Сигнификативная и коммуникативная.

     Подумайте над вопросом: Что же такое слово?

     Слово – это основная единица языка. «По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его оболочка (на письме буквенная, графическая), а внутренняя – это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней – не может быть понято». (По книге «Язык мой – друг мой». М., 1976)

  Игра «Надувалочка». Всех участников делим на 2 группы: 1 и 2 этажей. Задание: на заранее приготовленном листе записываем заведомо неизвестные слова и в течении определённого времени (установленного членами команд)  записываются их значения. По истечению времени члены команд по очереди озвучивают записанное, ведущий зачитывает правильный ответ.                                            

 Например древнерусские слова: мурома, верея, кисы, повалуша, обоконки.

Мурома – северное название белки.

Верея – столб, на котором крепится створка ворот.

Кисы – сапоги из оленьей шкуры.

Повалуша – летняя холодная общая спальня.

Обоконки – то же, что и ставни.                     

     Спросите – зачем нам нужно искать объяснение. Всё просто: заглянем в детский словарик и улыбнёмся.

ва-и-сипед – велосипед

А-дежда – Надежда

Фо-а-пата-рат  – фотоаппарат

Тяй – чай

Га-гачи – горячо и т.д.

     Микровывод: мы пытались установить контакт через понимание сообщённой информации.

3. Релаксация: «Метка».

     На столике лежат заготовленные листы, мелки и фломастеры. Ведущий выдаёт лист, на котором разным шрифтом, цветом, размером и в разном направлении записаны слова.      Организатор предлагает младшим воспитателям выбрать слово наугад, озвучить его, провести ассоциацию – почему это слово бросилось в глаза. 

     Далее за 1 - 2 минуты нужно составить свою метку из слов, касающихся жизнедеятельности младшего воспитателя.

4. Эксперимент. Сколько информации можно запомнить на слух.

     Ведущий зачитывает крылатые выражения, пословицы. Участникам в конце предлагается озвучить пословицу, касающуюся слова.

     Прислушивайтесь к словам предков:

Родины тепло – жарче огня.

Родная земля – золотая колыбель.

Меткое слово спор прекращает.

Меткое слово сбивает батыра с седла.

Язык – ключ к душе человека.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Микровывод: на слух улавливается меньше половины информации. Визульно, графически было бы легче. А значит и воспроизвести дословно мысль другого человека трудно.

5. Экспрессивная и коммуникативная.

Игра «Настроение».

     На столике лежат три фишки с цифрами 1, 2, 3 – перевёрнутыми вниз. Возле  каждой  фишки палочки красного, жёлтого и зелёного цветов. Младшие воспитатели выбирают любую палочку, фишки переворачиваются и участники делятся на 3 группы. Для трёх сформированных групп ведущий предлагает следующее задание: у первой группы лист, на котором изображены колобки и подписаны настроения; у второй группы ничего нет, у третьей группы на палочках лица с разной мимикой. Первая группа словесно должна описать любое выбранное настроение, вторая группа изображает это настроение, третья находит подходящую мимику на палочке.

     Можно поменяться ролями. Главное – как можно больше дать словесных комментариев и мимикой своего лица точно передать настроение.

     Микровывод: значит – во время диалога с детьми, особенно с родителями постараться выбрать спокойную интонацию, нейтральный тон и мимика должна соответствовать ситуации.

6. Игра: «Замени фразеологизмом». 

     Ведущий зачитывает изречение: Н.В. Гоголя «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

     Затем зачитывает слово,  передаёт своим коллегам мимикой и жестами подсказку, с по мощью которой участники вспомнят или отгадают и назовут фразеологизм.

Метко –                                    Не в бровь, а в глаз.

Неожиданно –                         Как снег на голову.

Тесно –                                    Яблоку негде упасть.

Темно –                                    Хоть глаз выколи.

Молчать –                               Держать язык за зубами.

Бить –                                      Намять бока.

Исчезать –                              Рассеиваться как дым.

7.  Директивная.

     Ведущий сообщает, что сейчас мы будем судьями и оценивать будем манипуляции. Всем присутствующим раздаются сигнальные карточки – с одной стороны красного, с другой – зелёного цвета. Предлагается прослушать несколько способов манипулирования людьми и дать оценку, насколько это приемлемо для нас самих, может мы тоже используем данное воздействие на собеседника.

     Способов манипулирования людьми немалое количество. Для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие, хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации.

Рассмотрим несколько:

     Ложное переспрашивание.

Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает адресата, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл, себе в угоду.

Защита –  внимательно вслушивайтесь в информацию. Услышав искаженный смысл, тут же поправляйте.

     Показное безразличие и невнимательность.

Манипулятор пытается доказать свою правоту, убедить в чем-то адресата. Для этого рассчитывает использовать конфиденциальную информацию, которую ранее он не собирался разглашать. То есть попросту выведывается нужная информация.

Защита – не поддаваться на провокацию.

     Поспешное перескакивание  на другую тему.

Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, чтобы адресат не смог высказать контраргументы. Проще говоря, происходит внушение с дальнейшим использованием.

Защита – следует внимательно относиться к услышанному и подвергать все анализу.

     Ложная влюблённость.

Очень распространенный прием манипулирования. Манипулятор в различных формах «признаётся» в любви, в почтении и уважении к адресату.

Защита – «Холодный разум» здесь вам в помощь.
3. Заключительная часть.

Для младших воспитателей продемонстрировать выставку словарей: толковый, орфографический, словарь синонимов, словарь фразеологизмов и др. Обратить внимание, что данные издания – хорошее подспорье в обогащении речи. 

Ещё раз давайте задумаемся над тем, как мы можем воздействовать словами; доносить, нужную нам, информацию до собеседника, передавать наши чувства и общаться словесно с детьми.

Микровывод: В конце ещё раз зачитайте стихи Зазы Зорзоладзе

«Словами можно прикасаться

Ещё нежнее, чем руками.

Словами можно наслаждаться

И возноситься Небесами!

Словами можно бить нещадно

И резать душу вкривь и вкось,

И ненавидеть беспощадно…

Слова – Божественная Мощь!»

Всех поблагодарить за участие, за подаренные улыбки и шутки.

.  .  .