Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Вода-воздух"

Дата публикации: 2017-12-29 18:54:43
Статью разместил(а):
Семенова Ирина Владимировна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

"Вода-воздух"

Автор: Семенова Ирина Владимировна

МДОУ "Цетр детства "Жемчужинка"

 

Цель:

- формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);

- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

- учить детей делать простейшие умозаключения;

- раскрывать причинно-следственные связи;

- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;

- Воспитывать бережное отношение к воде. 

Задачи: 

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы: 

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование: миска с водой, 2 стакана, пластмассовые трубочки, тарелочки, салфетки, листки бумаги, простой карандаш, камушки, спички, кнопки, кусочки ваты, кусочки бумаги, соль, сахар, песок, цветные льдинки.

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными и проведем эксперименты с предметами неживой природы. Скажите, а что относится к объектам живой и неживой природы? 

Живая природа - это то, что растет, передвигается, размножается (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения). 

Неживая природа - воздух, вода, камни, земля, горы. 

Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой природы, как вода и воздух. Отгадайте загадку:  

В луже, в море, в океане 

И в водопроводном кране … 

Как сосулька, замерзает. 

В дом туманом к нам вползет. 

На плите у нас кипит, 

Паром чайника шипит. 

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем…(вода) 

Воспитатель: Может ли человек прожить без воды?

Дети: «Нет».

В: Почему? Для чего еще нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, поливать, готовить еду, спасает нас от жары). Да, без воды нам не прожить. А какие вы еще знаете превращения воды? Дети: в лед, в снег, в пар. Когда вода превращается в лед?

Дети: на морозе. Проведем с вами такой опыт. Раскрасим нашу воду разными красками и поставим ее в холодильник, а на следующем занятии посмотрим, что с ней произошло.

Воспитатель: А теперь поговорим о другом объекте неживой природы, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить: 

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Это воздух!

В: Для чего нужен воздух?

 Дети: человек дышит воздухом. Попробуйте закрыть нос и рот. Сможем мы сейчас дышать?

Опыт «Не дышу» 

Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Мы видим воздух?

Дети: «Нет».

В: Значит, он какой?

Дети: невидимый, прозрачный. А хотите увидеть воздух? Давайте поймаем его с помощью воздушного шарика.

Воспитатель: Проведем следующий опыт. Называется он «Буря».

Опыт № 1 «Буря» 

Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой, подуйте. Выходят пузырьки - это и есть воздух. Дуем через соломинку, вначале тихо. Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря).

Опыт № 2 «Пузырьки воздуха» 

         Опустить стакан в тазик с водой, но держать его надо, немного наклонив. Что появится в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.  Мы ощущаем воздух? (нет). Потрогайте воздух. А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете? Теперь подышите. Делаем вывод: воздух может быть холодным и теплым. Когда воздух теплый? (летом). А, когда, холодный? (зимой). Как называется движение воздуха? (ветер). Воздушные массы с Севера - это северный ветер (холодный). Воздушные массы с Юга - это южный ветер (теплый). Предлагаю сделать ветер с помощью веера. Воздух находится везде вокруг нас, со всех сторон.

А сейчас проведем еще один опыт. Посмотрим, загрязняет ли воздух пламя от свечи? Подержим над пламенем свечи стекло, что мы увидели, стекло снизу почернело - покрылось слоем копоти.

            Физкультминутка: «Цветы». 

- Раз, два, три – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко, 

Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебелечки покачал. 

Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо качнулись, низко пригнулись. 

Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! 

Пусть они цветут, растут, детям радость несут. 

Давайте снова вернемся к воде. Что можно сказать о воде? Какая вода? (прозрачная, не имеет запаха, цвета; бывает холодная, теплая, горячая). В ваших стаканчиках налита вода. Подуйте на нее. Что мы видим?

Дети: вода движется.

Воспитатель: А можно воду услышать? Где ее можно услышать?

Дети: в кране, в реке, водопад, морской прибой. Предлагаю перелить воду из одного стакана в другой, медленно, тонкой струйкой. Что мы слышим? (вода журчит).

В : А сейчас проведем еще несколько опытов и посмотрим, как растворяются в воде разные вещества. У меня есть сахар и песок (растворим в одном стакане сахар, а в другом стакане песок). Делаем вывод: сахар в воде растворяется, а песок не растворяется. Вода с сахаром осталась прозрачная, а вода с песком мутная. Теперь проверим, как предметы тонут в воде. В стаканчик с водой бросаем камушки, кнопки железные, деревянные палочки, кусочки ваты, бумажки. Делаем вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Воспитатель: А сейчас давайте «покажем» как кровь движется у нас по капиллярам. Возьмите салфетки, конец ее намочите водой, и посмотрим движение воды(крови).

С помощью следующего опыта можно  посмотреть как цветы пьют воду и распускаются. Опыт «ЦВЕТЫ НА ВОДЕ».

           

Подводим итог.

Воспитатель:  Чем же сегодня мы с вами сегодня занимались? (проводили опыты, эксперименты с водой и воздухом). А теперь проверим, как вы все запомнили. Поиграем в игру «Правильно - неправильно». 

1.Воздух прозрачный (прав.) 

2.Воду нельзя увидеть (неправ.) 

3.Вода льется, журчит (прав.) 

4.Ветер – это движение воздуха (прав.) 

5.Соль растворяется в воде (прав.)  

6.Камень не тонет в воде (неправ.) 

7.Вода превращается в лед на морозе (прав.) 

8.Деревянная палочка тонет в воде (прав.) 

9.Воду можно увидеть и услышать (прав.) 

10.Воздух невидимый (прав.) 

11.сахар не растворяется в воде (неправ.) 

У чистой воды нет цвета - вода бесцветна. Вода не имеет запаха (понюхать).

Апельсин - вода (сравнить запах). Вода безвкусна - она принимает вкус того, что в нее опускают. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера.  

Воздух не имеет запаха; если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен. Немедленно сообщить об этом взрослым.

 

Библиография:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. - 159 с.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009.

3.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. - С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.

4.Гризик Т. Познаю мир. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004 г. – 128 с.

5.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

7.Дыбина О. В. Что было до…: Игры - путешествия в прошлое предметов. М.1999.

8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. - 56 с.

9.Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно! - М.: «Линка-Пресс», 2004 г. - 72 с.: ил.

10. Машкова С.В. «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-6 лет на экологической тропе»

11.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

12.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. - 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. - 64 с.

13.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

14.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2.

15.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16.Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

17.Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

16. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 72с.

.  .  .