Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект комплексной НОД: "Ёж и его друзья"

Дата публикации: 2017-12-10 13:48:16
Статью разместил(а):
Присячева Людмила Ивановна

Конспект комплексной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Ёжик и его друзья"

Автор: Присячева Людмила Ивановна

МОУ "Детский сад № 5 «Олимпия», Волгоград

 

Цель: Создание условий для формирования художественно-эстетической и познавательной деятельности дошкольников. 

Задачи:

- Обучающие: активизировать и актуализировать словарь по теме: «Осень»; закреплять умения детей называть листья деревьев: клён, берёза, рябина;  формировать представления об осенних изменениях в природе; формировать умение включаться в игровую ситуацию; формировать умение размещать однородные элементы (семена подсолнуха) по всей плоскости заготовки (плоскостной макет «ёжика» в пластилине).

- Развивающие: продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; продолжать развивать выразительность речи детей; развивать ручную умелость, мелкую моторику, координацию движений рук; развивать наглядно-образное мышление, память, внимание, фантазию; развивать умение выразительными движениями передавать образ.

- Воспитывающие: воспитывать у детей  интерес к изобразительному и словесному творчеству; воспитывать аккуратность при выполнении работы; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь одинокому ёжику.

Предварительная работа: рассматривание листьев и деревьев на участке детского сада; изготовление поделок «ежат» (картонные плоскостные макеты «ежат» в пластилине); разучивание физкультминуток; отгадывание загадок о животных; хореографическая постановка.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы и ИКТ.

Материалы и оборудование: демонстрационный дидактический материал: музыкальное сопровождение: «Звуки природы»;  музыка для релаксации;  Ave Maria И.С. Бах, Ш. Гуно; песня «Листопад»;  коллаж из осенних листьев; компьютерная презентация «Звери осеннего леса».

Раздаточный дидактический материал: засушенные листья клёна, берёзы, рябины; картонные плоскостные макеты «ежат» в пластилине; семечки подсолнуха.

Ход НОД

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес.

(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между разложенными на полу осенними листьями (клен, береза, рябина). 

Воспитатель:

В лес осенний, на прогулку 

Приглашаю вас пойти. 

Интересней приключенья 

Нам, ребята, не найти 

Друг за другом становитесь 

Крепко за руки беритесь 

По дорожкам, по тропинкам 

По лесу гулять пойдем. 

Может быть в лесу осеннем

Мы листочки соберём?            

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, как хорошо в осеннем лесу, как щебечут птицы, как ветер листочками играет, как деревья качаются. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»). (Дети вместе с воспитателем останавливаются, поднимают руки вверх, раскачиваются, кружатся, приседают).

Воспитатель:

Ветерок лесной

Ой, какой озорной!

Дует, задувает.

Веточки качает,

Листья обрывает!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листочков оборвал ветер-шалунишка! А давайте, соберём эти листочки. (Дети поднимают листья).  

II. Основная часть.

Игра «Скажи, какой?».

Воспитатель: Сколько красивых, разноцветных листьев прилетело к нам на полянку! Ребята, посмотрите внимательно на свои  листочки и отгадайте, какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали, в нашем лесу растёт клён, берёза и рябина. (Воспитатель открывает коллаж из осенних листьев). 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, если это клён, то лист у него … (Дети продолжают фразу);

Лист берёзы - ..;

Лист рябины - …

 Воспитатель: Молодцы ребята!  Все деревья отгадали и все листики назвали!   А теперь, давайте потанцуем с этими красивыми листочками. 

«Танец с листиками» 

(Дети танцуют и поют под музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Спасибо ребята за танец!  Давайте соберем наши листочки в букет и ещё раз вспомним, какие листики мы сегодня собрали? Воспитатель собирает листья у детей. Воспитатель показывает листья, а дети их называют: 

Раз, два, три, четыре, пять 

Будем листья называть:

Листья  … (березы),

Листья … (рябины),

Листики … (клёна), 

Мы соберем 

В садик осенний 

Букет отнесём. 

Воспитатель ставит букет из листьев в вазу, дети садятся на стульчики.

Приметы осени.

Воспитатель: Ребята, а знаете, кто так красиво украсил наш лес? Это волшебница-осень! Она очень  постаралась! А по каким приметам мы узнаем, что пришла осень? 

Ответы детей (чаще идет дождь, дни короче, листопад, холодно …).

Воспитатель: Правильно, ребята! Про осень так и говорят, что она ненастная, дождливая, пасмурная.

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята,  этот уголок леса Волшебница-осень сегодня рано утром принесла нам в подарок. Она не смогла с нами остаться, потому что её ждут дела. Но она обещала обязательно прийти к нам на осенний праздник, который состоится уже через неделю. А этот уголок леса, он не простой, а волшебный. (Обращает внимание детей на коллаж). В нем живет много зверей, но сейчас они спрятались.  И волшебница-осень попросила вас отгадать, кто они такие?

Воспитатель загадывает дошкольникам загадки:

Комочек пуха 

Длинное ухо 

Прыгает ловко 

Любит морковку. (Заяц).  

(Мультимедиа-отгадка).

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с зайчиком!

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Присесть и руками над головой изображать ушки).

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

(Хлопать в ладоши).

Зайке холодно стоять 

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте).

Зайку волк напугал

Быстро зайка убежал.

(Дети убегают на стульчики).

Воспитатель: Молодцы, ребята, убежали от волка! А вот послушайте ещё одну загадку:                                     

Хитрая плутовка,

Рыжая головка, 

В лесу первая краса.

Догадались кто? ... (лиса).

(Мультимедиа-отгадка).

Психогимнастика

Воспитатель: Правильно, ребята, лиса! А давайте, покажем, какие бывают лисички. Дошкольники исполняют этюд для выражения основных эмоций.

«Лисичка подслушивает». Лисичка стоит возле окна избушки, в которой живое котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Исходное положение: голова наклонена (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт; нога выставлена вперед, корпус туловища слегка наклонен вперед.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие хитренькие лисички у вас получились!

Зверей, ребята, в волшебном лесу много, и вот вам следующая загадка:

Большущий, 

Толстущий, 

Косолапый.

Мёд любит,                                         

Ходит растяпой. (Медведь). 

(Мультимедиа-отгадка).

Воспитатель: Правильно, ребята, медведь! А давайте, ребята, покажем, как ходят мишки!

Этюд «Медведи».

Мишка с мишкою громко топают,

Громко топают, посмотри.

(Ходят на внешней стороне стопы: «по-медвежьи»).

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три.

(Хлопают в ладоши).

К небу потянулись,

(Потянулись вверх).

К земле нагнулись,

(Наклоны вперёд).

Покружились-покружились

(Повороты вокруг себя).

И на травку повалились. Бух!

(Сели на стульчики).

Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы! И ещё одна загадка:

Сердитый недотрога 

Живёт в глуши лесной. 

Иголок очень много, 

А нитки не одной. (Ёж). 

(Мультимедиа-отгадка). 

Сюрпризный момент: «Говорящий  Ёжик»

(Здесь и далее Ёжик «разговаривает» с детьми с помощью мультимедиа).

Ёжик: Здравствуйте, ребята! 

Воспитатель: Ой, ребята, ёжик с нами разговаривает! А-а-а, я знаю почему, лес-то волшебный, а значит, и ёжик может говорить, как в сказке! Но только вот голос у него грустный. Давайте поиграем с ёжиком!

Игра «Ёжик».

Жил в лесу колючий ежик, 

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи).

Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, 

(Хлопают в ладоши). 

Не умел он топать — Топ-топ-топ.

(Топают ногами).

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли, 

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать — Топ-топ-топ.

(Топают ногами).

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать …

(Бегают на месте и садятся на стульчики).

Ёжик: Ребята, как вам весело вместе, вы такие дружные! В нашем лесу живет много разных зверей, а ежик я один. Вы не можете мне помочь? 

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как помочь нашему другу! Мы можем смастерить ежат! Помните, в прошлый раз мы уже начали делать ежат? А как мы их делали? (Ответы детей). Да, правильно, по картонной заготовке «ёжика» мы размазывали пластилин.  (Воспитатель демонстрирует заготовку «ёжика» в пластилине). А сегодня мы будем выкладывать семечки, вдавливая их в пластилин, сначала по контуру, затем будем заполнять семечками всё «тело ёжика». (Показ дальнейших действий детей воспитателем).

Пальчиковая гимнастика

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Но сначала, ребята, подготовим наши пальчики к работе, чтобы они стали быстрыми и ловкими.

Воспитатель:                                                        

Повстречал ежонка ёж.

(По очереди соединяют пальчики двух рук).

Здравствуй, ёжик!

(Сжимают ладошки вместе слева на право).

Как живёшь!

(Сжимают ладошки вместе справа  на лево).

Практическая работа.

Дети выполняют самостоятельную работу в течение 5 минут под музыку Ave Maria И.С. Баха, Ш. Гуно. Воспитатель контролирует правильность выполнения работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения и т.д. По мере изготовления дети приносят поделки, которые воспитатель прикрепляет к коллажу.

III. Заключительная часть.

«Друзья Ёжика».

Воспитатель: Как много у Ёжика появилось друзей! Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши! 

Ёжик: Большое спасибо, ребята! У меня появилось очень  много замечательных друзей. Примите от меня в подарок лесные дары для ваших будущих поделок. (Воспитатель достаёт из-под ёлочки корзину с шишками, желудями, орехами). До свидания!  До новых встреч!  

Итог занятия (Звучит музыка для релаксации).

Воспитатель: Ну что ж, ребята! Вот и закончилось наше занятие-путешествие в волшебный осенний лес! Сегодня мы помогли одинокому ёжику найти друзей!  И в нашей группе много друзей, потому что все дети дружат друг с другом. Давайте, ребята, станем в круг и, взявшись за руки, будем смотреть соседу в глаза и молча улыбаться друг другу. (Дети вместе с воспитателем  выполняют  движения). А теперь, пожмите руки соседям, посмотрите на всех ребят по очереди (Выполнение).

Воспитатель: Спасибо, ребята, за занятие!

 

Литература:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель. 2006. – 61, (3) с.: ил.

2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.

4. Писарева Н.Е. Мамины уроки: Рабочая тетрадь по развитию познавательных способностей дошкольников 5 -6 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 32 с., ил.

5. Узорова О. Физкультурные минутки: (материал для проведения физкультурных пауз) /О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова; худ. Н. Беланов. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. -94, (2) с.: ил.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

 

.  .  .