Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование элементов графической грамотности на занятиях судомоделированием

Дата публикации: 2023-08-15 12:28:24
Статью разместил(а):
Морозова Светлана Юрьевна

Формирование элементов графической грамотности на занятиях судомоделированием

Авторы: Морозова Светлана Юрьевна

и Федченко Сергей Валерьянович

МУДО «Детско-юношеский центр «Максимум», г. Магнитогорск

 

«Графический язык» прочно вошел в повседневную жизнь человека, практически ежедневно мы пользуемся различного рода инструкциями с графическими изображениями, чертежами, эскизами и схемами. Владение графической грамотностью стало таким же важным элементом жизни, как и владение компьютерной грамотностью.

На сегодняшний день остро стоит вопрос отсутствия базы графической культуры у школьников и молодежи, это заметно по уровню знаний, умений и навыков в области геометрии и черчения обучающихся, посещающих технические творческие объединения. Раньше основой для формирования графической культуры являлся обязательный курс по черчению. Но в последние годы в программе общеобразовательных учреждений такой предмет практически совсем исчез из перечня обязательных школьных предметов, и преподается в качестве факультативных занятий на уровне фрагментальных сведений. Но владение графической грамотностью является одной из важнейших технических компетенций, поэтому начинать графическую подготовку необходимо с самого раннего школьного возраста.

В Детско-юношеском центре «Максимум» графическая подготовка является базой для обучения в технических объединениях. Во все дополнительные образовательные программы по конструированию и моделированию включен раздел «Графическая подготовка». Педагоги постарались расставить акценты на изучение теоретического материала таким образом, чтобы учащимся было видно практическое значение изучаемого материала, где и для чего используется на практике геометрические построения и методы изображения. Раздел не охватывает в полном объеме весь курс основ черчения, но вооружает учащихся знаниями, необходимыми по работе с чертежами для создания авиа-, судо-, авто- и ракетомоделей, способствует развитию пространственного представления предметов и образному мышлению.

С первых занятий по дополнительной образовательной программе по судомоделированию «Субмарина» появляется необходимость в чтении чертежей. При выполнении первых практических работ обучающимся нужно уметь представить вид модели, ее форму и определить размеры. При чтении чертежей педагог обращает внимание на важность анализа модели, предлагает мысленно расчленить ее на отдельные геометрические тела, сопоставить габаритные размеры модели или детали с размерами заготовки, из которой она будет выполнена. Чтение чертежей продолжается на протяжении всего процесса изготовления модели, т.к. обучающиеся при переходе от одного этапа работы к другому снова и снова проверяют размеры, определяют места расположения отдельных деталей, сравнивают результаты работы с чертежом.

Практически во всех программах по конструированию и моделированию основными к изучению вопросами являются: приемы работы с чертежными инструментами; практические приемы выполнения элементарных геометрических построений (деление окружностей на равные части, увеличение и уменьшение масштаба); основные правила и условности, принятые при оформлении чертежей (типы линий, форматы, масштабы); изображения на технических чертежах (проекции и проецирование, расположение видов на чертеже, технический рисунок).

В учебном плане дополнительной образовательной программы по судомоделированию «Субмарина» на изучение раздела «Графическая подготовка» отведено 44 часа: 24 часа на первом году обучения и 20 часов на втором году обучения.

Учебный план раздела «Графическая подготовка» дополнительной образовательной программы «Субмарина»

Теоретические знания

Практическая работа

1 год обучения (24 часа)

Чертежные инструменты. Применение чертежных инструментов в работе. Правила работы. Линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, Понятие о детали. Понятие о чертеже, техническом рисунке, эскизе. Симметрия. Симметричные фигуры. Плоские формы. Масштаб. Использование масштаба в работе. Условные обозначения в чертежах. Понятие о контуре, силуэте технической модели. Основные правила работы с чертежами 

Чтение основных размеров. Работа с чертежами и эскизами. Выполнение деления окружности на 3,4,6 частей. Работы по увеличению и уменьшению масштабов 

2 год обучения (20 часов)

Линии видимого, невидимого контуров, сгиба, надреза. Их условные обозначения. Понятие о плоском и объемном изображении, о трех проекциях, габаритных размерах, масштабах увеличения и уменьшения. Способы разметки модели и ее деталей, проведения параллельных и перпендикулярных линий. Шаблоны. Способы их применения. Способы перевода чертежей и выкроек. Способы снятия выкроек с чертежа.

Работа с чертежами и эскизами. Выполнение разметки модели и ее деталей. Работы по увеличению и уменьшению масштабов. Работа с шаблонами и чертежами. 

В двухгодичных программах большинство тем раздела «Графическая подготовка» дублируются. Это положительно сказывается на усвоении информации теми обучающимися, для которых материал уже известен, и в тоже время позволяет изучить материал тем, кто впервые изучает темы. Повторение материала способствует дальнейшему накапливанию знаний, умений и навыков в области графической грамоты.

При формировании элементов графической грамотности необходим хорошо продуманный подход, учитывающий возраст и уровень развития детей. Образовательный процесс необходимо выстраивать, опираясь на общепедагогические принципы: принцип доступности изучаемого материала и принцип наглядности. Основным средством наглядности выступает рисунок (чертеж, эскиз) на классной доске. Сопровождая устное изложение теоретического материала зарисовками, схемами на доске педагог создает условия для прочного усвоения и закрепления материала в памяти обучающихся, занятия становятся понятными и продуктивными. Например, на доске визуально понятнее объяснить деление «на глаз» отрезка на части, легче показать линии различного направления и толщины, показать и объяснить понятия «симметрия», «три проекции», «габаритные размеры», «изменение масштаба» и т.д.

Опыт показывает, что далеко не все обучающиеся способны представить себе объемное изделие по плоскому изображению, поэтому в процессе обучения необходимо обратить внимание не только на теоретическую подготовку в области черчения, но и на развитие пространственного воображения и мышления. Такие упражнения, как «геометрические головоломки», «оптические иллюзии», «изображение пространственных фигур на плоскости», «пространственные фигуры в трех видах» учат школьников мыслить абстрактно, представлять в своем воображении формы фигур (деталей) и способы их сопряжения и соединения. Эти умения очень важны, т.к. они трансформируются в навыки, необходимые для инженерно-конструкторской деятельности.

В наше время существует прямая зависимость между уровнем графической подготовки учащихся и их дальнейшим техническим мастерством, и результатом труда. Техническая грамотность не возникает сама по себе, она воспитывается и прививается, а это значит, что развитие графических умений подрастающего поколения является одним из важных направлений обучения, в т.ч. в условиях дополнительного образования.  

 

.  .  .