Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Дата публикации: 2019-05-21 05:13:15
Статью разместил(а):
Большакова Светлана Геннадьевна

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Автор: Большакова Светлана Геннадьевна

учитель русского языка 

 

В.В. Путин сказал: «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».

C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно статье 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статьей 79 Закона закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и (или) адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) указанных лиц или в федеральные государственные стандарты включаются специальные требования.

С 01.09.2016 г. вступили в силу ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598), а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599).

Данные ФГОС разработаны в соответствии с ч. 6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Конституции РФ; Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка; Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

«Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ (а именно: НИКО – национальное исследование качества образования; ВПР – выпускные проверочные работы; ГИА – государственная итоговая аттестация и др. исследования качества образования, реализующиеся на федеральном уровне).

Компетенции - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при, соответственно, уменьшении удельного веса академического компонента, а также, в случае необходимости, пролонгирование (увеличение) календарных сроков обучения.

Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ.

Для каждой категории обучающихся на основе ФГОС разрабатываются  адаптированные основные общеобразовательные программы. Ведущим элементом обязательной части АООП является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных программ обучающихся с ОВЗ выделяется образовательные области, каждая из которых состоит из 2 компонентов: академического и «жизненной компетенции»:

Филология – знания о языке и речевая практика.

Математика и информатика – знания математики и информатики и практика взаимодействия с окружающим миром.

Обществознание и естествознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействие с близким и дальним социальным окружением.

Искусство – знания и умения в области искусства и практика их применения в быту и творчестве.

Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.

Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

Основы религиозных культур и светской этики – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:

- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Из этого следует, что введение СФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из академического компонента и компонента «жизненной компетенции». Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Например, содержание коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР, представлено, следующими коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и/или индивидуальные занятия), «Ритмика» (фронтальные и/или индивидуальные занятия).

Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, общественно полезные практики и т.д. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

 

.  .  .