Классный час "Идеальная семья. Ищем пути понимания"
Классный час: Идеальная семья. Ищем пути понимания
Автор: Черепанова Елена Александровна
1. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики , которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Я не собираюсь вас сегодня учить, я хочу, чтобы вместе попробовали выяснить, всё ли хорошо складывается для ребёнка в вашей семье? Расскажу, какими вас и вашу семью видят ваши дети.
Мы часто говорим детям «Ты уже большой!», а он понять не может «Если он уже большой, то что он должен будет делать, когда станет ещё больше?»
Бывает вспоминаем: «А вот меня –то раньше», «А мы так себя не вели», «Если бы я так ответил родителям, то …», «Никогда от тебя такого не ожидал» Ребёнок понимает, что он не оправдывает ваши надежды. А когда ребёнок пытается поговорить с нами, мы слушаем, но делаем свои дела. И он понимает, что он не в центре вашего внимания, и у него пропадает охота говорить.
Мы попробуем сегодня проанализировать наши методы воспитания. Согласитесь, они бывают разные. Это и кнут, и пряник, это и ласка, и запреты, наказания и поощрения.
2. Итак, ребёнок идёт в школу. Утро.
Вспомните, когда вы его провожаете в школу, что говорите?
Ответы детей:
- Учись хорошенько, слушай внимательно! (6 человек)
- Придёшь – не забудь что-либо сделать. (5 человек)
- Ты всё вчера выучил (4 человека)
- Никому не открывай дверь, переоденься, как придёшь, вымой посуду и т.д.
А что надо бы сказать ребёнку утром, чтобы настроить его на позитив? (ответы родителей)
А вечером, приходя уставшими с работу, ваш первый вопрос к ребёнку?
Ответы детей:
- ты посуду помыл, уроки выучил, поел?
Вроде бы всё правильно, вы беспокоитесь, хотите как лучше. Но давайте вместе подумаем, а что хочет услышать ваш ребёнок после того, как он вас весь день не видел?
Ответы родителей
Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.
3. Запреты в семье.
А сейчас посмотрим, какие запреты существуют в вашей семье, что вы считаете справедливым и нужным для правильного воспитания.
Ответы родителей.
Ответы детей: (что им не очень нравится)
- ложиться поздно спать(14 чел)
- не гулять допоздна (10 чел)
- получать плохие оценки (9 )
- играть долго в приставку, на компе (6)
- кушать чипсы и пить газировку (5 чел)
- не ходить дома в школьной одежде (6)
- дружить с теми или иными детьми (6 чел)
- страшное кино смотреть (4 чел)
- кататься зимой на велосипеде (3 чел)
- ходить одному в магазин без спроса (2)
Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.
Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников, и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.
А сейчас послушайте, что ваши дети хотели получить от вас.
- чтобы им уделяли больше внимания (9 чел)
- купили компьютер или телефон (6)
- чтобы родители не ругались никогда (7)
- чтобы выполняли то, что говорят и обещают (7 )
- чтобы родители на работе были дольше (3 ) Это меня крайне удивило.
- Чтобы папа сделал 4-х колёсный велосипед (1)
Пока в обшем-то не так много того, что детям не нравится, или что они хотели бы получить от вас.
4. Наказание. Поощрение и наказание, кнут и пряник, пинать или манить. Эти два движителя, два средства управления людьми известны с незапамятных времён.
Практикум
Родителям предлагается ответить на вопросы
1.Помните ли вы, как вас наказывали в детстве?
2. Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ваш ребёнок, когда вы его наказываете.
3. Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как вы наказываете ребёнка?
Практика.
Попробуйте обсудить и сказать, как правильно и за что надо наказывать ребёнка и надо ли вообще?
Советы родителям:
- Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
- Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном.
- После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
- Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
- Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
Но ведь кроме наказания, обязательно должно быть и поощрение.
1) За что можно поощрять?
2) Как вы поощряете в семье успехи своих детей?
3) А можно поощрять деньгами?
Советы родителям:
- Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами. Это для них лучшее поощрение.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Тест для родителей.
Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
И в кого ты только уродился?
Какие у тебя замечательные друзья!
На кого ты похож(а)?
Я в твое время...
Ты моя опора и помощник(ца).
Что за друзья у тебя?
О чем ты только думаешь?
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
Какой ты у меня сообразительный(ая)!
За каждый ответ «Да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 10 получаете по 2 очка, на вопросы 3, 5, 8, 11, 12, 14, получаете по 1 очку, а на вопросы 2, 13 получаете 0 очков. По сумме полученных очков, в ключе к тесту Вы узнаете оценку психологов Вашего понимания собственного ребенка.
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11-12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13-18 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
Совсем недавно мы с ребятами тоже обсуждали вопросы семьи. Но мы останавливались немного на других аспектах. И я хотела бы сейчас услышать ваши мнения по поводу этого же вопроса.
Мы говорили об идеальной маме, идеальном отце и идеальном ребёнке.
Какой вы представляете идеальную маму?
А вот что сказали ваши дети.
- добрая, умная, убирает, кормит,
любит, заботиться о все членах семьи,
домохозяйничает,
хорошо выглядит, ухаживает за собой
храбрая и мужественная.
Каким должен быть идеальный папа?
Ответы детей.
- отзывчивый, хороший, добрый
- помогает маме
- любит маму и детей
- богатый
- строит дома, занимается спортом
- не пьёт, не курит
- цветы маме должен дарить.
Каким должен быть идеальный ребёнок?
- умный, вежливый, ласковый и т.д.
- должен помогать родителям
- не толстый, не худой
Должен слушаться родителей.
Игра «Закончи предложение».
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).