Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Требования к оформлению методических разработок

Дата публикации: 2017-11-08 14:54:11
Статью разместил(а):
Корначева Елена Леонидовна

Требования к написанию и оформлению  

методических разработок 

Авторы: Головина Ольга Владимировна

директор ГБПОУ КО «КТЭП»,

Корначева Елена Леонидовна

методист ГБПОУ КО «КТЭП»,

Косорукова Елена Анатольевна

зам. директора по УР

 

1.  Общие положения

Требования составлены на основе требований ФГОС по профессиям СПО, Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Приказом Министерства образования и науки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Письма  Минобразования РФ  от 25 августа 1998 г. N 12-52-127ин/12-23 о Рекомендациях по разработке  методических    указаний   и   контрольных   заданий  для  студентов  -  заочников   образовательных     учреждений     среднего      профессионального    образования (с изменениями и дополнениями на 25.08.20166 года) с целью оказания помощи преподавателям в составлении методических указаний и контрольных заданий для студентов-заочников.

Цель методических указаний: реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее - Государственные требования) при заочной форме обучения по конкретной учебной дисциплине в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, оказание помощи студентам-заочникам (далее - студент) в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Методические указания разрабатываются преподавателями на основе рабочих программ по всем учебным дисциплинам или профессиональным модулям учебного плана специальностей для за­очной формы обучения.

В методических указаниях должны быть изложены рекомендации по  самостоятельному изучению учебной дисциплины (профессионального модуля), об­ращено внимание на наиболее сложные темы программы, даны разъяснения по выполнению контрольных работ.

Примерная структура методических указаний:

- пояснительная записка;

- программа учебной дисциплины (профессионального модуля);

- методические указания и вопросы для самоконтроля по темам программы;

- задания для контрольных работ;

- рациональные методы решения типовых примеров и задач, выполнения упражнений с учетом использования в них элементов проблемного обучения;

- требования к выполнению и оформлению контрольной работы;

- перечень лабораторных и практических работ;

- вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;

- перечень рекомендуемой литературы для изучения.

Объем методических указаний зависит от характера учебной дисциплины (профессионального модуля) и количества часов, отведенных на их изучение в соответствии с учебным планом.

Структура оформления титульного листа дана в Приложении 1.

 

2.  Содержание разделов методических указаний

2.1. Пояснительная записка

Основной задачей раздела «Пояснительная записка» является ознакомление студентов с целью и порядком изучения данной учебной дисципли­ны (профессионального модуля).

В данном разделе необходимо изложить:

- значение изучения учебной дисциплины (профессионального модуля) при подготовке специалиста;

- требования к результатам (знаниям и умениям) освоения учебной дисциплины (профессионального модуля) в соответствии с ФГОС;

- перечень осваиваемых компетенций согласно ФГОС по специальности;

- взаимосвязь данной учебной дисциплины (профессионального модуля) с другими дисциплинами учеб­ного плана;

- этапы самостоятельной работы в логической последовательности;

- количество контрольных работ, курсовых проектов, формы промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине (профессиональному модулю), предусмотренные  учебным планом.

2.2. Программа учебной дисциплины (профессионального модуля).

В методические указания включается рабочая программа изучаемой дисциплины. Разделы (модули) программы объединяются в учебные задания с соответствующей нумерацией, при этом следует методически правильно распределить материал между заданиями. Число учебных заданий рекомендуется определять исходя из количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной дисциплины:

- до 70 часов - одно задание;

- до 120 часов - два задания;

- более 120 часов - три задания.                      

2.3 Методические указания и вопросы для самоконтроля по темам программы.

В методических указаниях рекомендуется кратко изложить:

- ключевые понятия темы;

- дополнительный учебный материал, отражающий новейшие науч­но-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой  или восполнявших ее пробелы;

- рациональные методы решения типовых примеров и задач, вы­полнения упражнений с учетом использования в них элементов проблемного обучения.

Текст должен быть написан точным, ясным и доступным для понимания языком.

Методические указания не должны подменять учебники, яв­ляться их конспектами или содержать усложненный, второстепенный материал.

Целью вопросов для самоконтроля должны быть активизация процессов усвоения и закрепления знаний, умений и профессиональных компетенций.

Вопросы для самоконтроля должны быть направлены на раз­витие самостоятельного мышления обучающихся с использованием элементов проблемного обучения и тестового контроля. В отли­чие от вопросов контрольных работ они не должны носить обобщающий характер, а касаться конкретного материала.

По каждой теме дается подробное описание дидактических единиц. Преподаватель в зависимости уровня профессиональной подготовки студента-заочника может вносить изменение в их содержание, в последовательность изуче­ния учебного материала при условии обязательного выполнения требований ФГОС СПО по конкретной специальности. Данные изме­нения должны быть утверждены заместителем директора по учеб­ной работе.

В зависимости от объема методических указаний, количества учебных часов и контрольных работ вопросы для самоконтроля мо­гут следовать непосредственно за методическими указаниями по изучению каждой темы.

2.4. Задания для контрольных работ.

Содержание контрольных работ должно охватывать основной программный материал.

При определении содержания заданий на контрольные работы целесообразно руководствоваться следующим:

- контрольные задания должны состоять из контрольных вопросов, тем рефератов, задач, примеров, графических работ и т.п. в зависимости от  специфики учебной дисциплины (профессионального модуля);

- контрольные вопросы должны носить обобщающий характер, ори­ентировать обучающегося на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала. Вопросы должны способствовать разви­тию профессионального интереса и творческого мышления и мо­гут быть составлены в форме проблемных ситуаций;

- при постановке контрольных вопросов целесообразно исключить возможность механического переписывания материала учебника;

- контрольные задачи, примеры, расчеты, упражнения по степени сложности должны отвечать уровню типовых задач, приведенных в соответствующих разделах методических указаний, а также должны быть тщательно выверены и предварительно решены авто­ром и согласованы с цикловой комиссией;

- варианты контрольной работы по одному и тому же типу учебного задания должны быть равноценны по объему и сложности и их следует разрабатывать по многовариантной системе (в зависи­мости от объема дисциплины), но не менее, чем в 10 вариан­тах.

2.5. Рациональные методы решения типовых примеров и задач, выполнения упражнений с учетом использования в них элементов проблемного обучения. В этом разделе целесообразно разместить несколько примеров и задач, которые выполнены в соответствии с требованиями к выполнению контрольных работ. При этом студент-заочник должен получить полное представление о выборе методов решения, о правильном оформлении решения, о написании ответа решенной задачи, выводе.

2.6. Требования к выполнению контрольной работы.

         Студент обязан выполнять контрольную работу только своего варианта, который определяется по двум последним цифрам личного шифра студента (в том случае если последние цифры шифра превышают количество вариантов задания, необходимо из шифра вычесть количество вариантов). Работы, содержащие не все задания или задания не своего варианта, не будут зачтены.

Контрольную работу необходимо сдавать на рецензирование в сроки, предусмотренные графиком (не позднее 10 дней до начала сессии).

            Объем контрольной работы не должен превышать 7-10 листов формата А4, но раскрывать содержание всех поставленных вопросов.

В случае возвращения незачтенной контрольной работы студенту необходимо исправить все отмеченные ошибки и недочеты переделать те задания, на которые указывает преподаватель-рецензент. Исправления и дополнения вносятся в те же листы, где выполнена контрольная работа. При отсутствии каких либо указаний вся контрольная работа должна быть выполнена заново. Переделанная работа сдается на повторное рецензирование обязательно с незачтенной ранее работой и рецензией к ней.

Оформление текста контрольной работы должно соответствовать ГОСТу. Работа имеет такую структуру:

  1. Титульный лист;
  2. Оглавление и введение;
  3. Основной текст контрольной;
  4. Заключительная часть работы;
  5. Перечень использованной литературы и источников;
  6. Дополнения и приложения.

Титульный лист контрольной оформляется по  ГОСТ 7.32-2001, (см. Приложение 2).                          

  • текст набирается 14-м шинглом;
  • при наборе используют шрифт Times New Roman;
  • шрифт должен быть черным;
  • нельзя использовать курсив;
  • поля страницы имеют стандартные отступы по 20 мм сверху и снизу, по 15 мм слева и справа;
  • титульный лист должен иметь формат А4.

Структура титульного листа:

  • данные об учебном заведении (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский техникум электронных приборов»;
  • название дисциплины и тип работы (контрольная работа, реферат и т.д.);
  • специальность, курс, форма обучения (заочная), номер группы;
  • ФИО студента и преподавателя;
  • город написания и год.

В данном разделе должны содержаться разъяснения по выполне­нию и особенностям оформления контрольной работы по данной дисциплине. Когда работа выполнена, ее необходимо привести в соответствующий вид согласно ГОСТам:

  • контрольную набирают в Word или другом текстовом редакторе с аналогичным функционалом;
  • при наборе нужно использовать шрифт Times New Roman;
  • интервал между строк — полуторный;
  • размер шрифта — 14;
  • текст выравнивается по ширине;
  • в тексте делают красные строки с отступом в 12,5 мм;
  • нижнее и верхнее поля страницы должны иметь отступ в 20 мм;
  • слева отступ составляет 30 мм, справа — 15 мм;
  • контрольная всегда нумеруется с первого листа, но на титульном листе номер не ставится;
  • номер страницы в работе всегда выставляется в верхнем правом углу;
  • заголовки работы оформляются жирным шрифтом;
  • в конце заголовков точка не предусмотрена;
  • заголовки набираются прописными буквами;
  • все пункты и разделы в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами;
  • названия разделов размещаются посередине строки, подразделы – с левого края;
  • работа распечатывается в принтере на листах А4;
  • текст должен располагаться только на одной стороне листа.

На первой странице должен быть указан вариант и перечислены его вопросы в той же последовательности, что и в задании.

В контрольной работе могут быть иллюстрации, формулы и различные таблицы. Более того, они даже желательны. Такие элементы также должны соответствовать государственным стандартам. В частности, и иллюстрации, и таблицы должны быть расположены либо сразу после упоминания о них (то есть в самом тексте), либо на отдельной странице, следующей за той, где это упоминание есть.

Вставить в текст таблицу несложно. В верхней части редактора выбираем вкладку «Вставка», переходим в раздел «Таблицы», затем – «Вставка таблицы». Останется выбрать нужное количество строк и столбцов и установить размеры каждого из столбцов.

Воспользовавшись командой «Вставка — Встроенный», можно вставить в текст контрольной работы стандартную формулу. Если выбрать «Формула — Вставить», то можно будет ввести новую формулу со всеми требующимися символами. Знаки при этом появятся на панели управления. Формулы и уравнения размещают по центру страницы.

Иллюстрации, таблицы и схемы сопровождаются пояснениями. Например, «Рисунок 1», «График 12», «Таблица 2».

2.7. Перечень лабораторных и практических работ.

Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает закрепление теоретических знаний и приобре­тение необходимых практических умений и навыков по програм­ме учебной дисциплины (профессионального модуля).

В данном разделе должен быть приведен перечень всех ла­бораторных и практических работ в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (профессионального модуля), а также отмечены работы, включенные в задания для контрольных работ.

В зависимости от профиля подготовки обучающихся и матери­ально-технического обеспечения техникума возможна замена от­дельных практических и лабораторных работ и включение их в задания для контрольных работ с пояснениями в методических указаниях. Рекомендации по проведению лабораторных работ и практических занятий, порядок их оформления образовательные учреждения издают отдельно и выдают студентам перед проведением занятий.

2.8. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации.

Целью вопросов для самоконтроля должны быть активизация процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Вопросы для самоконтроля должны быть направлены на развитие самостоятельного мышления студентов с использованием элементов проблемного обучения и тестового контроля. В отличие от вопросов контрольных работ они не должны носить обобщающий характер, а касаться конкретного материала и следовать непосредственно за методическими указаниями по изучению каждой темы.

Формулировка вопросов для подготовки к промежуточной аттестации должна быть четкой, конкретной и соответствовать рабочей программе по учебной дисциплине (профессиональному модулю). Для самостоятельной подготовки к промежуточной аттестации студентам-заочникам предоставляются тесты, задачи, задания, вопросы и т.д. На зачет или экзамен студент должен явиться с проверенной и зачтенной контрольной работой.

2.9. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной  литературы. В настоящий момент актуальны ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления". Данные документы регламентируют порядок оформления:

- ссылок;

- сносок;

- сокращений;

- используемых литературных источников;

- законов и нормативных актов.

Перечень рекомендуемой литературы по учебной дисциплине (профессиональному модулю) должен быть подразделен на основную и допол­нительную.

В перечень основной литературы включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой с учетом последних изданий. Безусловно, в роли базовых выступают издания ведущих ученых в сфере выбранной специальности, их методические письма. Информация должна:

- соответствовать выбранной теме;

- быть современной (последних пяти лет, 2012-2017 гг.);

- актуальной;

- иметь в своем составе минимальное количество источников от 2000 г. и старше (не больше 30%).

Перечень дополнительной литературы кроме учебников и учебных пособий состоит из печатных изданий, отражающих сов­ременный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том числе периодических изданий.

Начинать оформление списка удобно, предварительно сгруппировав источники по группам: официальные акты, книги (учебники), журналы, электронные ресурсы. После того, как у вас образуется четыре группы, внутри каждой из них включается алфавитный порядок.

Список литературы в методических указаниях для студентов-заочников выполняется в следующем порядке:

1. Первыми указываются официальные документы: нормативно-правовые акты, включая международные документы, утвержденные в РФ.

2. За ними следуют справочные издания и статистические источники информации.

3. На третьем месте располагаются учебники и научные издания.

4. Ссылки на диссертации и авторефераты.

5. Статьи из научных журналов, материалы конференций, научные труды.

6. Предпоследними прописываются электронные ресурсы (интернет-источники/ ссылки из интернета).

7. Завершают список иностранные издания. 

По общим требованиям и практике составления списка используемой литературы сведения о книгах должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Запись о книге, написанной одним автором, будет выглядеть так:

Линьков, С.М. Пособие по созданию сайтов [Текст]/ С.М. Линьков. – СПб.: IT-контора, 2016. – 167 с.

Обязательно ставится запятая после фамилии автора.

ГОСТом рекомендовано после названия издания указывать тип представления информации, в данном случае текст, но могут быть географические карты, ноты, репродукции. Фамилия автора приводится в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, их фамилии с инициала­ми указываются в той последовательности, в которой они запи­саны в книге. В библиографической записи указывают только три фамилии, остальных авторов не указывают, а добавляют термин «и др.». Первый автор указывается перед названием. Например:

Линьков, С.М. Пособие по созданию сайтов [Текст]/ С.М. Линьков, П.И. Мавренко, В.М. Топал и др. – СПб.: IT-контора, 2016. – 167 с.  

          Чтобы книгу легче было найти в строке, обязательно указывают место издания, название издательства и год, в который книга была выпущена. Санкт-Петербург, изд-во «IT-контора», 2016.  

За годом издания через тире следует количество страниц. По ГОСТу в списках литературы сведения о количестве страниц пишутся именно в таком виде – 167 с. (см. Приложение 3). 

 

                                                                                                                                    Приложение 1  к Требованиям к написанию и оформлению методических разработок 

 

Наименование министерства (ведомства), являющегося разработчиком

учебно-методической документации по закрепленным специальностям,

или образовательного учреждения среднего профессионального образования

 

НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников ГБПОУ КО «Калужский техникум электронных приборов»

 

по специальности (группе специальностей) ______________________________

 

Место издания

Год издания

Оборотная сторона титульного листа Методических указаний

РАССМОТРЕНО:                                                   

ЦК 

Протокол № ____ от ________

Председатель ______________

 

УТВЕРЖДЕНО:

Научно-методическим  советом

 

Протокол №______ от___________

 

Методические указания составлены согласно     требованиям ФГОС 

в соответствии с рабочей программой

 

 

       

Составитель:

Приложение 2

 к Требованиям к написанию и оформлению

методических разработок 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛУЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ»

(ГБПОУ КО «Калужский техникум электронных приборов»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МАТЕМАТИКА

 Специальность:

                                                      09.02.01 Компьютерные системы и комплексы»

Выполнил: Иванов А.В.

    (Ф.И.О. студента)

Курс:.   1
Форма обучения: заочная
Группа: .   КСК1/21.
Шифр: 2546

Вариант:_____________

Проверил(а):    Петров А.С.                                                                            (Ф.И.О. преподавателя)

г. Калуга

2017 год

 

Приложение 3

  к Требованиям к написанию и оформлению

методических разработок 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество авторов источника влияет на порядок его расположения в списке. Рассмотрим пример оформления списка литературы по ГОСТу 2017 с одним, несколькими авторами и с коллективом авторов, а также разные типы источников.

— источник с одним автором (расположение в алфавитном порядке, ориентируемся на фамилию):

Лунгу, Т. П. Социальная психология: учебник / Т. П. Лунгу. – СПб.: Питер, 2015. – 511 с.

— источник с несколькими авторами (не более 3-х; первый автор указывается перед названием):

Павлова, Э. Ю. История психологии / Э. Ю. Павлова, А. С. Гордеев, Ю. С. Шмыгин. – М.: Наука, 2014. – 136 с.

— многотомное издание:

Ананьев, А.Г. Экономика. Т.3. Макроэкономика [Текст] /А.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2013. – 654 с.

— учебное пособие с коллективом авторов или под редакцией:

Михеев, Л. С. Современная психология: учебник / Л. С. Михеев [и др.] – М.: Академия, 2013. – 235 с.

Психология толпы: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е. Б. Носов. – М.: Наука, 2015. – 315 с.

— журнальная статья:

Веденеев, А. С. Психология конфликта / А. С. Веденеев // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 24-28.

— электронный источник:

Анохин, Л. И. Психология подростка [Электронный ресурс], -http://www…..htm.

.  .  .