Сенсорное развитие учащихся как часть коррекционной работы
Сенсорное развитие учащихся как часть коррекционной работы
Автор: Билык Надежда Иосифовна
Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. Нарушения в работе органов чувств и высших психических функций и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития.
Сенсорная депривация - искусственно обедненная окружающая среда.
Нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – важные факторы, тормозящие развитие ребенка.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей имеет большое значение не только в процессе приспособления ребенка к окружающему миру, но и в общем ходе умственного развития.
Сенсорное обучение предполагает усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам. Так, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии цвета – представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах, общепринятая шкала музыкальных звуков, фонемы различных языков. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, которые сведены к достаточно небольшому числу общепринятых образцов – эталонов .
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь .
Дети с первичным сенсорным дефектом:
дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие),
зрения (незрячие, слабовидящие),
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда первичным нарушением являются двигательные расстройства, не позволяющие ребенку испытывать полноценные тактильные ощущения.
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом РДА)
дети с интеллектуальными нарушениями
дети с задержкой психического развития ЗПР
Дети с нарушениями развития речи ОНР
Система специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующая общей гармонизации эмоционально-волевой сферы – важное условие полноценного развития ребенка.