Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение имитационной и симуляционной технологии на доклинической практике студентов

Дата публикации: 2024-03-20 09:41:05
Статью разместил(а):
Лихацкая Татьяна Геннадьевна

Применение имитационной и симуляционной технологии на доклинической практике студентов специальности «Сестринское дело»

Автор: Лихацкая Татьяна Геннадьевна

ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж», Камчатский край

 

Аннотация: Симуляционные технологии в настоящее время играют важную роль в формировании компетенций студентов на практических занятиях в медицинских образовательных учреждениях. Симуляционные тренажеры и виртуальные среды позволяют студентам тренироваться в реалистичных условиях, моделируя различные медицинские ситуации без риска для пациентов. Симуляционное оборудование разделено на семь уровней реалистичности, чтобы обеспечить более эффективное обучение.

Ключевые слова: симуляционные технологии, симуляционные тренажеры, иммитационная ситуация, профессиональные и общие компетенции.

 

Получение теоретических знаний и развитие практических навыков - основа формирования профессиональных компетенций будущих медицинских сестер. Для получения теоретических знаний студенты могут пользоваться различными источниками информации, такими как книги, статьи, лекции и видеоматериалы. Однако, получение практических навыков всегда сопряжено с риском для пациентов в медицинских организациях.

Один из эффективных методов улучшения практической подготовки будущих специалистов - это использование симуляционных технологий в медицинском образовании.

Симуляционное обучение — это современная технология обучения, в основе которой лежит моделирование и имитация отдельной клинической ситуации или состояния, а также обучение клиническим медицинским умениям, реализация знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Симуляционные тренажеры и виртуальные среды позволяют обучающимся тренироваться в реалистичных условиях, моделируя различные медицинские ситуации без риска для пациентов. Для этого могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели. 

В последние годы симуляционное обучение рассматривается как интерактивная деятельность, которая позволяет воссоздать реальные клинические ситуации и взаимодействовать с виртуальными пациентами и статистами (симуляционными пациентами). Это позволяет студентам освоить необходимые навыки и приобрести опыт, прежде чем они будут работать с реальными пациентами. 

Симуляционное обучение в медицинском образовании предоставляет студентам возможность расширить свой практический опыт, помогает развить общие, профессиональные и надпрофессиональные навыки, а также научиться работать в команде и эффективно коммуницировать. Кроме того, симуляционное обучение обеспечивает объективную оценку знаний и умений студента, способствуя повышению их качества. 

Симуляционное обучение предлагает использование разнообразных моделей, которые отличаются сложностью и реалистичностью. Оно имеет несколько ключевых преимуществ: 

- клинический опыт в симуляционной среде без риска для пациента; 

- неограниченное число повторов отработки навыка; 

- объективная оценка достигнутого уровня мастерства; 

- тренинг в удобное время, независимо от работы клиники;

- отработка действий при редких и жизнеугрожающих патологиях.

- снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях; 

- часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер

Симуляционное оборудование включает в себя различные компоненты, которые позволяют имитировать и изучать свойства человеческого тела в клинической практике.

В число обучающего оборудования входят фантомы, которые создаются искусственно и позволяют имитировать различные свойства тканей, органов, конечностей. Также используются манекены, которые служат для изучения анатомии и тренировки профессиональных навыков.

Муляжи – это экспериментальные модели или копии объектов, или систем, которые создаются с целью имитации оригинала. И, наконец, тренажеры – это оборудование, которое имитирует практические ситуации и помогает развивать клиническое мышление, навыки проведения процедур, исследований и операций в различных областях медицины.

Более сложным оснащением являются симуляторы – специальные устройства, применяемые для обучения различным медицинским процедурам. Они могут быть представлены в виде манекенов, которые воспроизводят форму и функции человеческого тела. В большинстве случаев они оснащены электроникой, способной имитировать жизненно важные показатели и движения. Такие симуляторы часто используются в родильных залах или операционных, чтобы погрузить обучающихся в реалистичную обстановку.

Стандартизированный пациент, или симулированный пациент, это человек, обученный играть роль реального пациента, с имитацией определенной симптоматики или проблемы. При имитации реальной ситуации на доклинической практике роль пациента обычно играет студент, что позволяет моделировать ситуацию в контуре «пациент-медицинский работник».

Симуляционное оборудование разделено на семь уровней реалистичности, чтобы обеспечить более эффективное обучение. 

На первом уровне используются визуальные материалы, такие как анатомические модели, плакаты и схемы, а также обучающие компьютерные программы. Это помогает студентам лучше понять действия, которые они должны будут выполнить в будущем. 

На втором уровне осуществляется тактильное обучение. Студенты воспроизводят последовательность скоординированных движений в ходе манипуляций, что позволяет им приобрести практические навыки. 

Третий уровень – реактивный обучающий процесс. На этом уровне студенты сталкиваются с простейшими активными реакциями фантома на свои действия. Например, при правильно выполненном непрямом массаже сердца загорается лампочка. 

На четвертом уровне вводится автоматизированный режим (программированная способность манекена реагировать на внешние воздействия).

Пятый уровень характеризуется аппаратной оснащенностью (полная имитация медицинского помещения с современным оборудованием).

На шестом уровне применяется интерактивный подход – использование студентом робота-симулятора совместно с медицинским оборудованием. 

Седьмой уровень представляет собой интегрированную систему из робота-симулятора пациента, виртуального тренажера и медицинской аппаратуры.

Кабинеты доклинической практики ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» снабжены различными симуляторами, самые новейшие из которых - модель руки взрослого человека, который позволяет провести пальпацию пульса и установить значения систолического и диастолического давления, частоту сердечных сокращений. Приобретены тренажеры для аускультации сердца. Полупрозрачные модели женского таза для служат обучения катетеризации. Для отработки приемов сердечно-легочной реанимации используются тренажеры с голосовым режимом контроля правильности проведения СЛР, более сложный симулятор «Экстренная медицинская помощь» снабжен компьютеризированной системой контроля. Функциональные кровати, акушерские столы, вертикализатор позволяют имитировать реальную ситуацию. Интерактивный стол «Пирогов» позволяет студентам оценить анатомическую картину целостно.

Применение симуляционного оборудования показало свою эффективность при практическом обучении на клинических дисциплинах студентов камчатского медицинского колледжа.

Таким образом, практические занятия с использованием симуляционного оборудования способствуют формированию клинического мышления, развитию, закреплению и совершенствованию профессиональных и общих компетенций, что дает возможность нашим студентам чувствовать себя уверено при прохождении производственной практики и самостоятельной работе в учреждениях здравоохранения

 

Литература:

1. Симуляционное обучение в медицине / под ред. проф. Свистунова А.А.; сост. М.Д. Горшков. – Москва: изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013 – 288 с.

2. Филиппова С.Н. Симуляционные технологии как способ формирования общих и профессиональных компетенций // персональный сайт преподавателя Подольского филиала ГБПОУ Московской области «Московский областной медицинский колледж № 1» Филипповой С.Н.

 

.  .  .