Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблемы преподавания анатомии

Дата публикации: 2023-12-07 10:43:26
Статью разместил(а):
Абдурахманова Джамиля Багаутдиновна

Проблемы преподавания анатомии

Автор: Абдурахманова Джамиля Багаутдиновна

ГБПОУ РД "Каспийское медицинское училище им. А. Алиева"

 

Преподавание анатомии и физиологии человека является приоритетным для дисциплин медико-биологического цикла и занимает   значимое место в системе среднего специального образования. 

Преподавание такой дисциплин как анатомия и физиология человека студентам предполагает учет специфических особенностей обучения. Будущие специалисты должны обучаться медико-биологическим дисциплинам с учетом профессиональных стандартов. Специфика профессиональной деятельности специалиста требует глубокого понимания морфофункциональных особенностей организма человека, поэтому усиление в образовательной программе их подготовки не должно идти в ущерб формированию анатомо-физиологических и здоровье сберегающих компетенций выпускников. 

Дисциплина «Анатомия человека и физиология человека входит  в основную образовательную программу (ОП) подготовки и составляет теоретико-методологическую основу для других модулей, которые студенты изучают в последующих семестрах. 

Изучение этой дисциплины дает основу для понимания, изучения и обоснования сомато-физиологических изменений организма человека. 

Недостаток знаний фельдшера, касающихся морфофункциональных особенностей органов и систем человека может привести к негативным последствиям для здоровья их подопечных. Преподавание анатомии и физиологии человека для будущих фельдшеров по сравнению с таковым для студентов отделения «Сестринское дело» имеет свои особенности.

Отличия заключаются не только в меньшем количестве часов, выделяемых на практические, лекционные занятия и самостоятельную работу, но и в наглядном обеспечении. Короткие сроки обучения, большие объемы информации и высокие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов заставляют совершенствовать образовательные технологии, разрабатывать и внедрять новые формы представление учебного материала. 

Важность преподавания дисциплин медико-биологического цикла отражено в основной образовательной программе: дисциплины «Анатомия и физиология человека». Анатомию и физиологию человека студенты медицинских колледжей изучают на первом курсе. Наличие базовых и вариативных дисциплин позволяет обращаться к анатомо-физиологическим знаниям, умениям и навыкам чаще, что стимулирует запоминание материала студентами. 

Знания будут эффективнее усваиваться в том случае, если они представляют для студентов практический интерес. Поэтому в ходе преподавания анатомии и физиологии акцентируется внимание на патологические морфофункциональные изменения органов и систем. 

На практических занятиях студенты получают навыки определения и оценки основных сомато-физиологических параметров всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной и т.д. Актуальным является также освоение студентами психофизиологических тестов, умение интерпретировать полученные результаты, что позволит в дальнейшем выпускникам активно использовать полученные навыки в ходе самостоятельной деятельности. 

Анатомия и физиология считается одним из самых сложных по уровню освоения курсов. В сложившейся ситуации на помощь преподавателю приходят инновационные технологии, которые можно с успехом использовать при изучении данной дисциплины. Усовершенствование и оптимизация существующих традиционных методик обучения и использование новых информационных технологий – это направление, которое позволит студентам усваивать строение или функционирование отдельной системы организма человека за одно академическое занятие и закреплять эти знания в ходе практических занятий. 

Наряду с традиционными классическими методами изучения организма человека, такими как применение световой микроскопии, антропометрии, методов функциональной диагностики на занятиях используются интерактивные формы обучения. 

При изучении анатомии и физиологии человека важной составляющей является обеспечение наглядности преподавания. Существует достаточное количество компьютерных технологий, позволяющих осуществлять интерактивное обучение. Это облегчает понимание сложных биологических процессов, а также делает более доступным усвоение больших объемов нового материала путем систематизации полученных знаний. Объяснение становится более наглядным. Для каждого лекционного занятия подготовлена мультимедийная презентация, в которую включены рисунки из современных атласов нормальной анатомии. В часть презентаций добавлены трехмерные компьютерные реконструкции органов и систем организма человека. Применение компьютерной анимации частично заменяет сложно реализуемую потребность работы с биологическим материалом. 

 С помощью трехмерного моделирования человеческого тела студенты могут легко ознакомиться не только со строением отдельных органов и тканей, но и с функционированием организма в целом. Общеизвестно, что лекции, подготовленные с применением компьютерных технологий, усваиваются студентами качественнее. 

В настоящее время значимые методические приемы обучения связаны с внедрением интерактивных технологий обучения. Избежать проблемы нехватки нужной узкоспециализированной литературы можно используя электронные атласы. Они устанавливаются на планшет или ноутбук, которые есть практически у всех студентов. 

Использование интерактивных атласов «Анатомия и физиология человека» позволяет дополнить информативную базу в рамках изучаемого курса и расширить методические возможности преподавателя за счёт различных составляющих (видеороликов, анимации и т.д.). Демонстрация не должна подменять самостоятельное изучение и превращаться в микро лекцию. Поэтому демонстрация не должна занимать больше одной четверти или одной пятой времени, отведенного на практическое занятие. 

Показ деталей продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Далеко не все практические занятия на готовых препаратах должны начинаться с демонстрации. Так, например, нет смысла демонстрировать такие кости, как плечевая, бедренная, лобная, затылочная и т.д. Эти кости с успехом изучаются самостоятельно даже по атласу. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных вопросов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это приносит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готового ответа у преподавателя. 

Учебно-методические материалы по анатомии и физиологии человека разработаны с учетом вероятности отсутствия студентов на аудиторных занятиях (дистанционное обучение в период пандемии), в них подробно представлены рекомендации по изучению отдельных разделов и тем дисциплин. Даны пояснения по теоретическому материалу, вынесенному на самостоятельное изучение.  Разработаны рекомендации по подготовке к экзамену. 

Еще одним положительным аспектом в изучении предмета с использованием альтернативных методов являются компьютерные тесты по пройденному материалу. С их помощью студенты могут самостоятельно оценить свои знания и быстро получить результат без помощи преподавателя. В обучении также используется кейс-технология («case-study»), с применением ситуационных задач, которые способствуют усвоению знаний и формированию умений и навыков в результате активной самостоятельной деятельности студентов по решению проблемных вопросов. 

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека повышает эффективность восприятия студентами учебного материала.  

  

Список литературы:

1. Еланцев А.Б., Маутенбаев А.А. Особенности преподавания физиологических предметов студентам, обучающимся по специальности «Физическая культура и спорт». Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби. Алматы. Казахстан. 

2. Методологические принципы и инновационные методы преподавания дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. 

3. Опыт реализации ФГОС ВПО в преподавании анатомии / Жуков А.В., Байбаков С.Е., Вологина Н.И., Чигрин С.В., Север И.С., Ваньянц А.Б., Матвиенко О.Н. // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 4-1. С. 104–106.

4. Резник Н.А., Черношеина Л.А. Что мы видим в учебных книгах и на обучающих CD-дисках, изучая анатомию и физиологию тела человека? // Образовательные технологии и общество. Т.12. №3. 2019. 

5. Интерактивные образовательные технологии в преподавании анатомии / Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ботвич Т.А., Момот Л.Н. // Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения. 2021. 

6. Методологические принципы и инновационные методы преподавания дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020.

 

.  .  .