Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-10-16 06:41:44
Статью разместил(а):
Валентова Лариса Михайловна

Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка

Автор: Валентова Лариса Михайловна

МБОУ «Сергеевская СОШ Пограничного муниципального округа»

 

В настоящее время интерес к изучению русского языка падает. Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников.

Обучающие либо не учат теоретический материал, либо не могут применить орфографические правила, либо недостаточно владеют речевыми нормами: дают односложные, неразвернутые ответы. У детей снизился кругозор. Они перестали читать не только учебную литературу, но и художественную, занимательную. Обучающимся стало трудно понять, что такое межнациональное общение. Все это очень волнует педагогический коллектив школы и меня как учителя русского языка.

В связи с этим на уроках я ставлю перед собой следующие цели:

- научить видеть, выделять и обозначать изучаемые орфограммы в словах;

- повысить интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Достижения данных целей добиваюсь решением следующих задач:

- умение анализировать, обобщать, объяснять, доказывать и рассуждать;

- создание условий для мотивации успешной деятельности обучающихся на уроках русского языка;

- совершенствование культуры речи и кругозора обучающихся;

- воспитание любви к родному языку.

В данной работе я предлагаю обзор нетрадиционных приемы, форм и методов работы с детьми на уроках русского языка и развития речи, позволяющих развить орфографическую зоркость у обучающихся.

Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста.

Для личности подростка характерна большая противоречивость и сложность переживаний. В нем одновременно уживаются чувствительность, ранимость с черствостью, жесткостью, даже с жестокостью; застенчивость, болезненное самолюбие с внешней бравадой и развязностью; стремление к самостоятельности, независимости, лидерству с явлениями конформизма и большой внушаемостью, обожествлением кумиров с полным отрицанием авторитетов, стремление к правде и истине уживаются с фантазией и лицемерием, приподнятое настроение с депрессией, дружелюбие с агрессией, стремление реализовать себя - с ленью и апатией, желание иметь свое мнение и полный отказ от него в экстремальных ситуациях.

Перемены, произошедшие в обществе, нанесли непоправимый вред хрупкой, неокрепшей душе подростка, которая без всякой фильтрации пропускает в его сознание то, что раньше было недоступно.

Это, видимо, и телепродукция сомнительного содержания, формирующая навыки профессионалов — преступников, порнография и «детективность» массовой литературы; отсутствие собственных национальных героев и общественных организаций, групп, к которым подросток бы мог себя причислить, с одной стороны и устремленность к западным «идеалам», погоня за внешними атрибутами благополучия - с другой. Все это делает процесс воспитания неуправляемым, а поведение подростков непредсказуемым. Эмоциональный дискомфорт, возрастающий динамизм жизни нередко приводит подростка к асоциальному поведению, наркомании, алкоголизму и преступлению.

Чувство взрослости, присущее всем подросткам, у одних сопровождается повышенным уровнем самоконтроля, чувством ответственности и творческим началом, другие же становятся игрушкой внешних обстоятельств, материализуя свое сознание.

Тревожный мозг подростка очень чувствует нелогичность поступков взрослых, предъявляемые ему требования считает несправедливыми; ранее отзывчивый, он может стать ожесточенным, агрессивным, теряющим уважение к взрослым. Но когда требовательность подростка соединяется с глубоким к нему уважением, знанием их интересов, когда заботятся о гармонии идеалов и закладывают в фундамент личности нравственные потребности, тогда снижается фрустрированность личности, а он выходит победителем из этого взрослого кризиса.

Главное в личности: её идеалы, убеждения, мировоззрение, основы духовной культуры — закладываются в этом возрасте. «21 век должен стать веком гуманитарной культуры или его не будет вообще» - эти пророческие слова Д.С. Лихачева должны стать программными в системе педагогического образования. Музыке, живописи надо учить всех, как учат математике и географии, как этому учат в Вальдорфских школах, поднимаясь вверх по ступенькам возраста, Тонкость чувств, примитивность их определяется отношением к природе, к человеку, ко всему живому.

Формирование культуры художественного восприятия, художественного видения мира должно стать целью и смыслом воспитания. Подростки ‚ в отличие от младших школьников, теряют эту эмоциональную непосредственность. Подростковый возраст является  ответственным за гражданское самосознание человека. В этом возрасте формируется подросток как гражданин, как хозяин с большой ответственностью за все, что происходит или как наблюдатель или ‚ еще страшнее, как агрессор, который не создает‚ а разрушает все, что создано другими. В сознании старших подростков появляются гражданские чувства, содержание которых — боль за то, что происходит.

Очень глубоки и созвучны нашему времени слова доктора психологических наук, педагога-новатора Амонашвили о том, что «... гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Патриота и интернационалиста может воспитать человек, пронзенный этим глубоким чувством патриотизма и интернационализма». Если мудрый педагог делает акцент на том хорошем, что есть в ребенке, то слабый педагог подчеркивает недостатки, и человек перестает видеть в себе достоинства, а в других начинает видеть одни минусы, и по этим рельсам он катится в свое будущее, полное напряжения и страха.

Поэтому задача взрослого — поддержать движение подростка по ступеням развития, разглядеть вариации этого развития.Общая особенность великих педагогов — установка на положительное в человеке. Некоторые же педагоги современной школы напоминают героя из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», которому попал в глаз осколок злого зеркала, и он стал замечать только дурное.

В ситуации равноправного общения формируются такие важные качества как умение слушать и выражать собственные мысли, умение владеть собой и видеть себя со стороны, умение анализировать и обобщать, умение мыслить самостоятельно и альтернативно, то есть предполагать чужие точки зрения и быть терпимым к ним, доброжелательным, умение видеть сильные стороны других людей, а это значит не быть одиноким в этом мире, уметь слушать других. Нашей современной школе нужен такой педагог. Он должен учить людей смотреть добрыми и умными глазами на мир!

Особенности эмоционального развития подростка в основном определяются ведущими потребностями: потребностью в друге, в общении, в самоутверждении, через стремление выделиться, привлечь к себе внимание, через творческое отношение к деятельности, самоусовершенствовании своей личности, самовоспитании. Если для младших подростков характерно самоутверждение через неофициальные роли в группировках, то старшие подростки уже от внешних форм самоутверждения переходят к духовным средствам: интеллектуальным (знания, смекалка); организаторским (умение убеждать, организовать); материальным (принципиальность, верность слову).

В экспериментальном исследовании А.И. Липкиной было показано, как систематические неуспехи в учебе, подкрепляемые отрицательными оценками учителя, мнением сверстников, приводят к падению самооценки школьника, к появлению чувства отчаяния или безразличия, снижению интеллектуальной активности.

Классному руководителю было предложено изменить позицию ученика - поручить ему заниматься с отстающими учениками в младших классах. Это положительно повлияло на самооценку. Изменилось отношение к нему. Одноклассников — в него поверили, ему доверили. Он стал тщательно готовиться к каждому занятию, активно овладевать эффективными способами работы. Тем самым повысил собственную успеваемость и интерес к учебе. Он приобрел уверенность в себе, и средством самоутверждения стали для негоинтеллектуальные формы деятельности.

В.А. Сухомлинский назвал это состояние «душевным состоянием ребенка», выделяя его характерные черты: целеустремленность труда, ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности, осознание возможности преодоления трудностей. Взаимоотношения с учителем,со сверстниками, успехи в учебе, уровень самостоятельности, умение учиться, взаимоотношения с родителями определяют динамику эмоционального состояния учащихся.

Таким образом, коммуникативные, организаторские способности воспитателя облегчают школьникам выход из травмирующих ситуаций, поднимают его авторитет в собственных глазах и глазах сверстников, способствуют формированию полноценной личности; для подростков очень важно, чтобы процесс обучения был организован по принципу общения, так как фактор общения является основным в становлении личности подростка.

Педагогам и родителям важно иметь положительные установки на подростков, так как они являются механизмом формирования личности.

В этой точке зрения опасны для личности и общества негативные ярлыки: «тупица», «бездарность», «хулиган» и др. Они срабатывают автоматически, и человек невольно становится пленником такого ярлыка. Постоянно испытываемый такими людьми внутренний дискомфорт приводит и к наркотикам ‚ алкоголизму или к тому, что они начинают привыкать к таким моделям поведения и даже гордиться ими. Для них все отрицательные привычки поведения становятся «нормой», а преступники — кумирами. Конфликт таких подростков с окружающими их людьми и впоследствии с законом неминуем.

Поэтому необходимо найти подростку дело по душе, а не углублять конфликт, тогда будет снято напряжение в отношениях.

На то и есть взрослые, чтобы помочь подростку в трудной жизненной ситуации‚ а не изолировать его ото всех и тем самым загонять в угол. Нам всем не мешало бы чаще вспоминать 10 заповедей Поля Вайн-Цвейга:

1. Каждый день становится все лучше и лучше.

2. Меня ждет большой-большой успех.

3. Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

4. Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

5. Я здоров и силен как духовно, так и физически.

6. Я способен добиться всего, чего только захочу.

7. Я нравлюсь людям, люди любят меня.

8. Я прощаю себя.

9. Я осуществляю свою мечту.

10. Я полностью контролирую свои мысли, чувства и действия. Радость, радость, радость.

Все эти заповеди, если их часто повторять, могут создать позитивные установки на других людей и на самого себя. Такие установки облегчают нашу жизнь и украсят жизнь друга. Но лучше всего подкреплять эти установки правильной организацией всего учебно-воспитательного процесса. Смена действий, самых разнообразных и увлекательных - вот залог формирования детской психики. А. С. Макаренко строил свою систему на этом залоге.

Зависимость развития психики от ведущих потребностей - важный залог, который необходимо знать педагогу и строить учебно – воспитательный процесс с учетом этих знаний. А ведущей потребностью для подростка остается потребность в другом человеке - именно таком, чтобы он был ему другом.Поэтому, если человек ему не друг, то он видит в нём врага. Подросток прямолинейно мыслит, и в силу этой прямолинейности мышления создается собственный дискомфорт и дискомфорт тех, с кем он контактирует. Поэтому вопрос формирования интеллектуальной сферы остается не менее актуальным, чем формирование нравственных аспектов личности. В этом возрасте важно формировать направление на обучение, умение контролировать себя, свои знания, свои умения. Необходимо, чтобы дети овладели средствами организации своей деятельности.

Но при формировании интеллектуальной сферы личности подросткам необходимо соблюдать определенную последовательность, поэтапность. Например, нельзя научиться составлению плана, предварительно не научив школьника озаглавливать отрывок из текста и определять в нём существенное, а до этого - пересказывать содержание отрывка. Тем самым максимально реализуется принцип доступности, т. е. содержание учебной деятельности приближено к интересам учащегося, уровню его развития.

Все предметы, которые изучают школьники, способствуют формированию их мыслительного аппарата: умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать многообразие взаимосвязей полученных знаний с жизненной сферой личности, умение находить причинно-следственные связи изучаемых явлениях и фактах, умение видеть проблемы и находить адекватные способы их решения.

Каждый урок должен являться для ученика важным именно с точки зрения развития личности, для его самореализации. Поэтому содержание учебного материала должно быть обращено на личность и преследовать цель; научиться размышлять над тем, что делают сами дети. Многообразие точек зрения, способов реализации, решения одной и той же задачи разными методами способствует формированию альтернативного мышления. Такое мышление формирует уважение к другому мнению, терпимость к инакомыслию и такое достоинство личности как способность к гибкому поведению. Поэтому акцент в диагностике с изменением объема знаний, памяти необходимо переносить на измерение качества мыслительной деятельности.

Глава 2. Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка.

Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило, и это знает, и это ...

Да, он знает правила, он их заучил, но, когда пишет, он не видит случаев, когда их нужно применить.

Как добиться развития орфографической зоркости у ученика? Я бы составила «пепочку грамотности»: «разминка - словарно-объяснительный диктант — анализ ошибок — карточки с орфограммами = устный опрос по карточкам — работа с перфокартами — пунктуационный диктант подведение итога урока. Каждое звено в цепочке — это большая практическая работа над орфограммой, причем не над одной, а над несколькими.

Все эти звенья тесно связаны между собой. Их не так много, но они очень эффективны. Можно рассказать о каждом звене отдельно, но пользоваться только одним нельзя.

Цель «цепочки» - предупреждение ошибок и их преодоление. «Цепочка» привлекает внимание обучающихся, воспитывает большую требовательность к себе, позволяет рассмотреть под новым углом зрения не только орфографический материал, но и пройденное по фонетике, морфологии, синтаксису, потом закрепить все.

Развитие навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности,  нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но это очень скучно! Нужно построить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.

Ученик должен удивляться тому, что:

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- все это дает хорошие результаты,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

И еще один вопрос: Умеют ли обучающиеся правильно, без ошибок списывать с доски, с учебника? Далеко неё все. Очень важно наблюдать в первые же дни учебы, как дети научены переписывать с доски или из учебника, и взять на заметку тех, кто не умеет этого делать.

Те ребята, которые списывают с ошибками, должны стать предметом особого внимания. Развита ли у них зрительная орфографическая память, т.е. способность запоминать графический образ слова? Любят ли они читать? Или они просто невнимательны при списывании? К сожалению, даже у тех ребят, которые много читают, нередко зрительная орфографическая память развита недостаточно. Напротив, детей, которые, как иногда говорят, «грамотны от природы», в каждом классе бывает немного: 3-5 человек. Эти ребята пишут правильно даже то, что еще не было предметом изучения школе: причастия, наречия и т. д. и допускают ошибки в действительно трудных случаях написания.

Итак, зрительную орфографическую память нужно развивать! Но прежде нужно установить уровень ее развития. Основной прием проверки — зрительный диктант, который может состоять из отдельных слов, словосочетаний, предложений; но, конечно, ближе к условиям естественного письма зрительный диктант текста (пусть небольшого, из 3-4 предложений). Обучающиеся прочитывают текст: а) про себя, или б) вслух ‚ или в) и про себя, и вслух; спрашивают о тех написаниях, которые вызвали у них затруднения; при необходимости еще раз прочитывают текст, затем пишут его под диктовку. Учитель проверяет записанный диктант и устанавливает, кто допустил орфографические ошибки — особенно те из них, по поводу которых давались необходимые объяснения на этапе подготовки к диктанту.

Для проведения зрительного диктанта можно использовать:

- упражнения учебника;

- запись на доске;

- проецирование записи через проектор или на экране дисплея.

В последних двух случаях могут использоваться различные световые и шрифтовые выделения, подчеркивания (в том числе и при обозначении орфограмм), например: Мы стремимся изменить нашу жизнь к лучшему. (С. Рерих).

Названные приемы диагностики зрительной памяти должны систематически использоваться как обучающие в тех случаях, когдаосваиваются слова с непроверяемыми написаниями.

Хорошо развивается зрительная память, если быть внимательным к словам, появляющимся на экране кино и телевизора, запоминать слова, написанные на вывесках (магазин, ателье, библиотека), воспроизводить их мысленно и затем постоянно проверять себя.

И ребенок будет приходить на урок с определенным настроением и настроем ‚ будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам. Он видит. Он может. На каждом уроке его грамотность развивается и улучшается. И дома нет проблем!

Глава 3. Формирование и совершенствование орфографических навыков.

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографических навыков, пунктуационной грамотности обучающихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

- высокий научный уровень преподавания орфографии;

- связь между формированием орфографических навыков и развитием

- знание орфографических правил; -

- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Формирование орфографических навыков является сознательным процессом.

1. Средства наглядности.

Русский язык - один из трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к родному языку - это, прежде всего, воспитать интерес к нему.

Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остается вопрос о формировании и совершенствовании орфографических навыков обучающихся. Перед нами, учителями-филологами, возникает необходимость искать наиболее эффективные средства для решения задач в области обучения орфографии.

Одним из таких средств, позволяющих учителю легче и быстрее добиться усвоения детьми знаний, сформировать у них прочные орфографические навыки, являются средства наглядности, Педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах».

Правописание слов с безударными гласными - трудный материал программы. Ошибки на это правило допускают обучающиеся как средних, так и старших классов. Поэтому, готовясь к уроку, особенно тщательно нужно продумывать, как лучше показать детям материал.

Особую трудность для усвоения представляют слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению. На помощь обучающимся в этом случае приходит таблица, которая выглядит так: на одной стороне листа помещается рисунок, на котором нарисована девочка, занимающаяся физкультурой, на другой - рисунок, изображающий крепость с развевающимся знаменем. Под каждым рисунком написаны предложения. Девочка хорошо развивается. Знамя на ветру развевается.

Обучающиеся рассматривают рисунки, читают вслух предложения, в выделенных словах находят корень, подбирают к выделенным словам однокоренные слова. Предложения записывают в тетради.

Чтобы хорошо усвоить правила русского языка, быстро и точно применить их на практике, обучающийся должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - это умение быстро вспомнить нужные проверочные слова.

Изучая слова с непроверяемой безударной гласной хорошо использовать экскурсии пот городу. Проходя мимо аптеки, например, можно обратить внимание детей на это учреждение, а потом познакомиться с правописанием слова аптека и составить предложения с этим словом.

Но дороге обучающиеся знакомятся и запоминают названия многих зданий (администрация, музей, гостиница, минимаркет, парикмахерская и др.).

Гуляя в парке, можно обратить внимание обучающихся на такие предметы, как скамейка, аттракцион, колесо обозрения, лунопарк и др. и объяснить их написание. А потом в классе вывесить плакат с написанием этих слов и провести разбор. Учащиеся быстрее и лучше усвоят правильное написание этих слов. Аналогичную работу можно проводить при проведении тематических праздников, например, «Дары природы», «Осенний бал».

В работе над словами с непроверяемой безударной гласной можно использовать загадки, которые вызывают у детей всех возрастов живой интерес.

Загадка: Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Показать картину с этим деревом. Составить предложения с этим словом. Дети сами придумывают загадки на новые слова с непроверяемым написанием, предлагают одноклассникам отгадать их.

Кроме таблиц, схем, плакатов, наглядной записи, на уроке русского языка используются карточки, перфокарты, графические диктанты, ребусы.

При повторении пройденного материала по орфографии использовать различные виды наглядных пособий. Это вызывает интерес у обучающихся. А где работа идет с интересом, там и результаты лучше. Важно, чтобы любая работа проходила эмоционально, живо, с огоньком и вызывала у каждого ученика желание знать больше, чем знает его товарищ. Добрый дух соревнования всегда является верным спутником в познании нового.

2. Нестандартные задания на уроках русского языка.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков её решения находит своё отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание — понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь « с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения};

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений), из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

В первую очередь‚ чтобы стимулировать творческие поиски обучающихся, настроить их на дальнейшую работу, хочу обратить внимание на нестандартное начало урока и указать лишь некоторые из возможных начальных моментов урока.

1. Словарный (слуховой, зрительный) диктант.

Этот диктант проводится в самом начале урока как комментированный, предупредительный, объяснительный, с записью в тетрадях или на доске. Он проводится и как зрительный с использованием доски или проектора для восприятия диктуемого текста и проверки записанного.

Положительное в таком начале урока - то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Словарный диктант может диктоваться учителем учениками на определенные правила по материалу упражнений учебника, проведенного словарного диктанта, изложения (сочинения), проверки тетрадей и т.д. Его объём — не более 30-35 слов (8-10 минут урока).

2. Пятиминутные «разминки».

Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности. В течение 5 минут нужно решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставится пятерка. Желательно, чтобы отбор пятиминуток был не случаен, а связан с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения (возвращения к изученному).

Найти такой материал нелегко, его надо систематически собирать из книг по занимательной грамматике, научной литературы и т. д. Приведу только несколько примеров.

Правописание безударных гласных в корне слова.

«На наши уроки часто будут приходить два спорщика: Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня». На доске написано с Е деть. Речевичок настаивает на букве И, Слушок говорит, что надо писать Е.А как вы думаете, ребята?

Буквы И, У, А после шипящих.

Игра: кто больше вспомнит за две минуты имен сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие Ж, Ч, Ш, Щ с гласными и, а, У? (Чиполлино,Чудо - Юдо, Зайчик - Побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука).

Раздельное написание предлогов.

Слушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня под носом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Или: перед каким из созвучных слов стоит предлог, а в каком есть приставка?

Имя существительное.

Слушайте присказку: «Есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные — и с мягким знаком на конце». Кто больше назовет таких слов? (Слова типа речь, течь, сечь, стать).

Местоимение.

В загадках часто употребляются местоимения. Почему? Игра по типу выигрывает последний, т. е. тот, кто последний назвал загадку с местоимением, например:

1. Как зовут меня, скажи: часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок. Синеглазый ...

2. Он с ежом во многом схож, но цветок он, а не ёж.

В загадках не называется предмет, а лишь раскрываются его признаки, на сам же предмет указывают местоимения он (она, оно) или загадка даётся как бы от лица этого предмета (я такой-то и такой-то).

3. Эмоциональная зарядка.

Эмоциональная зарядка — это выразительное чтение класса хором (это важно!) в самом начале урока ярких высказываний о русском языке Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, К.Г. Паустовского и др. Конечно, не все уроки следует так начинать урок; но два — три разав неделю можно читать Обучающиеся с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно на всю жизнь, запоминая их, и учатся выразительному чтению. Эта эмоциональная зарядка как камертон, на звучание которого настраивается весь урок. Высказывания о русском языке есть в учебнике и в других источниках. Их подбирает не только учитель, но и дети. На основе таких материалов могут создаваться альбомы, книжки - самоделки и т.д.

4. Разговорная пятиминутка.

- Что происходит в мире?

Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти словеснику на разговор © том, чем живет страна, мир, молодежь. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. Эти разговорные пятиминутки (так можно их условно назвать), естественно, могут начинаться иначе. Например:

- Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу «Встреча школьников с учеными». Кто смотрел эту передачу? Хотели бы вы участвовать в такой встрече? Что бы вы спросили у ученых? И т.д.

Так как эти разговорные пятиминутки проводятся на уроках русского языка, надо стремиться к тому, чтобы и постановка вопроса, и выбор задания позволяли естественно «вписать» материал этих разговоров в урок.

Так, могут стать предметом анализа предложение, часть речь, слово, его состав и т. д. Например, можно предвидеть, что, отвечая на вопрос: «Что сейчас происходит в мире?» - обучающиеся будут употреблять глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, существительные в предложном падеже. Следовательно, урок, посвященный теме «Времена глагола» или теме «Е и И в падежных окончаниях имен существительных», можно начать с разговорной пятиминутки «Сегодня в мире».

Такие «разговорные» формы работы должны проводиться регулярно (хотя бы раз в неделю), чтобы обучающиеся увидели-в в учителе человека, который хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и по поводу того, что происходит в жизни. Детям становится понятно, что учителю - словеснику хочется говорить с ними, знать их вкусы, склонности, суждения, потому что они, обучающиеся, ему интересны. Но и учитель должен быть интересным собеседником, искренним и уважительным. Без этого общение не состоится.

Хочу еще рассказать о некоторых видах нестандартных заданий, которые, как показывает опыт, помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у обучающихся удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде её результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами. Выполняя эти задания. Обучающиеся должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным. Синонимическая же замена делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке;

- «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого

стиля (лингвистические сказки);

- «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам обучающихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О. Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист. «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из неё. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.

Задание 2. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось. Например: «глаз» автомобиля; «архитектурное строение» пчел; родной или крёстный; лесной барабанщик.

Задание 3. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Например: 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3.Она пуще неволи.

Задание 4. Сформулируйте развернутый ответ на вопрос.

Например:1. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукните — стукнете. В пенье птиц — в пении птиц, В «Песне о Соколе» - в «Песни о вещем Олеге».

Задание 5. Дайте ответы на вопросы — шутки. Как можно проверить их правильность? Например: 1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. Чего не следует сыпать на рану? И др.

Задание 6. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада,

реферата, сказки, детектива и др.- в зависимости от формулировки темы).

Например: 2. Портреты суффиксов (-чик-- -щик, -тель-), приставок (пре- —- -при-, раз- -- -рас-). 2. Пропала буква (детективное расследование).

Нестандартные задания активизируют обучающихся, повышают интерес к изучению русского языка.

3. Игровые технологии.

Игра, ее значение (роль игры на уроке).

«Для ребенка игра - это самое серьезное дело.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский …

Игра помогает не только привить интерес к знаниям по своему предмету, но и внести в школу элемент щадящего обучения: непроизвольно концентрируется внимание обучающихся на уроке, урок проходит на «одном дыхании».

Технология - это:

1) это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

2) это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния.

Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения;

- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающаяся деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия);

-  творческий, импровизационный, очень активный характер,

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

Игру как метод обучения люди используют с древности. Широкое Применение игра находит в педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы;

- как элементы урока;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы (игра типа «Зарница»).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной Целью обучения н соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий на уроках создается при помощи игровых приемов и ситуаций. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физической и интеллектуальной, трудовой, социальной и психологической.

Но характеру педагогического процесса выделяют группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

6) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики выделяют следующие типы:

а) предметные;

6) сюжетные;

в) ролевые;

г) деловые;

д) имитационные;

е) игры-драматизации.

Рассмотрим технологию деловой игры. Она состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Игра начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия.

2. Этап проведения - процесс игры — никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.

Групповая работа:

- работа с источником, тренинг, мозговой штурм

- работа с игротехникой.

Межгрупповая дискуссия — выступление групп:

- защита результатов

- правила дискуссий

- работа экспертов.

3. Этап анализа, обсуждения, обобщения и оценки.

Спектр целевых ориентаций.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умений сравнивать, сопоставлять и т.д.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

А.М. Горький высказывает такую мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожен, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.А. Рубинитейн, Д.Б „Эльконин считают игру ведущей деятельностью, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. По выражению С.А. Рубинштейна ‚ «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются все стороны психической жизни личности». Обучение требует разнообразных методов; игра — один из них; и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Игры-упражнения на уроках русского языка.

В развитии интереса обучающихся к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игры на уроке. Наиболее действенными являются игры-упражнения. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Учитель выступает в роли руководителя и судьи играющих. Перед обучающимися или их группами ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения‚ навыки.

Материалом для игр служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные упражнения, преподносимые особым образом. Интерес вызывается нелегкостью заданий, а игровой формой работы, помогающей преодолеть трудности.

Грамматические упражнения, предназначенные для игр, имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Но грамматические игры-упражнения имеют очень важное преимущество: они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. Эти игры могут применяться на уроках различного характера, и прежде всего на уроках объяснения нового материала. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность обучающихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от обучающихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для нее должно быть оставлено достаточно времени.

Еще большие возможности открываются для игр-упражнений на уроках закрепления изучаемого материала, а также на уроках обобщающего повторения, охватывающих большую тему. Для таких уроков учитель отбирает игры, требующие применения многих правил, например «Найди свою пару». Здесь игры-упражнения также лучше всего проводить в конце урока, перед домашним заданием. Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда к ним обучающиеся готовились дома. Изредка можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки (игра «Парный выход).

Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений, творческих и предупредительных диктантов, вызывает активность обучающихся. Например, учитель наметил провести выборочный диктант с целью закрепления темы «Проверяемая безударная гласная в корне». Для выполнения этой работы он дает задание двум рядам выписать из текста в тетрадь за определенный промежуток времени больше слов с безударной гласной. Выигрывает тот ряд, у которого выписано больше слов.

Или проводится игра «Одень корень». На доске записан корень вод -. Как можно «одеть корень», чтобы получить родственные слова с безударной гласной: вода, водица и т.д. Если учитель запланировал провести изложение с целью закрепления темы «Обособленные определения». Эту работу он начинает с выразительного чтение связного текста, насыщенного нужными конструкциями. Затем проводится, например, игра «Грамматическая эстафета».

Учащиеся выбирают из текста и выписывают на доске определения, распространенные и нераспространенные ‚ вместе с определяемыми словами, объясняют знаки препинания и орфограммы. Затем текст читается еще раз, и учащимся предлагается восстановить его.

Большой эффект дает проведение игр-упражнений на уроках работы над ошибками. Чтобы игра проходила более активно, ей предшествует коллективная работа над наиболее трудными типичными ошибками. Затем игра «Кто дольше продержит мелок?» На доске чертится три колонки.

В первой учитель или ученик пишет правильно слова, в которых сделаны ошибки; во второй объясняют и проверяют написание слова; в третьей приводят дополнительные примеры. Если ученик не в состоянии объяснить написание или допускает ‹ошибку, мелок передается в другую команду.

Упражнения для игры должны быть составлены так, чтобы возбуждать дух соревнования и не приучать обучающихся к механической работе. Для этого полезно чередовать в упражнении легкие грамматические операции с более трудными, ставить детей перед орфографическими и пунктуационными трудностями, учитывая при этом типичные ошибки обучающихся на данные правила. Например, школьники часто механически запоминают правило о правописании суффиксов -ан-, -ян- и не обращают внимания на то, что прилагательные с этим суффиксом обозначают материал, из которого что- либо сделано. Поэтому полезно включить в упражнение слова с другим значением и написанием (почвенные воды, замасленный комбинезон).

Полезно проводить игры, основанные на сопоставлении; они развивают анализирующие способности детей.

Одно и то же упражнение может быть выполнено в различной игровой форме, и выбор игры зависит от учителя, от тех задач, которые он ставит перед собой, от его педагогического мастерства. Одни игры развивают орфографическую и пунктуационную зоркость, другие учат приемам применения правил, третьи расширяют словарный запас обучающихся.

Игра на уроке — это серьезная работа, поэтому следует предлагать для выполнения содержательные и достаточные по объему упражнения, отводя для этого необходимое время (10-12 или игры-пятиминутки). Некоторые игры не могут пройти успешно без предварительной домашней работы обучающихся (например, подобрать пословицы, поговорки, загадки, примеры из художественной литературы).

Иногда дается задание подобрать нужные слова на правила по орфографическому словарю, для чего можно распределить между группами учащихся буквы алфавита: каждая группа ищет слова на определенную букву.

При подготовке обучающихся к игре эффективность работы возрастает. Следует отметить, что школьники, готовясь к игре, выполняют задания гораздо лучше, чем обычно.

Игры-упражнения могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Устные формы более экономны по времени, они обычно предшествуют письменным работам обучающихся, подготавливая формирование орфографических и пунктуационных навыков, предупреждая ошибки. Устные упражнения целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений и внимание обучающихся к ним ослаблено. Для устной работы следует брать упражнения, требующие преимущественно грамматического анализа слов и предложений, а не зрительного запоминания.

Однако проведение игр — упражнений в письменной форме более желательно, ибо орфографические и пунктуационные навыки вырабатываются в процессе письма.

Активность обучающихся во время игры во многом зависит от учета соревнования детей. Обучающиеся должны видеть свои успехи и промахи,

Способы учета результатов игры разнообразны: начисление командам очков за каждую правильно выполненную грамматическую операцию; снятие очков за каждую ошибку; запись образованных обучающимися слов или словосочетаний на доске, в колонке соответствующей команды, и подсчет этих слов; обмен тетрадями и проверка упражнений под руководством учителя; установление знаний детей с помощью поднятия рук или карточек с орфограммами; подсчет времени, затраченного на выполнение упражнений («Кто скорее и лучше»).

Учитель должен иметь в своем распоряжении большое количество грамматических игр, чтобы выбрать для данного урока наиболее подходящую и интересную. Можно проводить следующие игры - упражнения:

1. Игра типа «Кто больше ... (Кто быстрее ...) тот победит.

Примеры: кто больше найдет слов с определенной орфограммой, тот будет победителем. Эта игра может проводиться устно: ученики распределяются по рядам — командам, представители каждого ряда отвечают поочередно. На доске отмечаются только верные, или только неверные, или те и другие ответы (условные знаки могут самыми различными: палочки, цифры, кружки, плюсы, минусы). Если же она проводится письменно, то вначале учитель выясняет, у кого больше пяти, восьми и т.д. СЛОВ. Если за каждое правильно названное слово засчитывается очко, то выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

2. Игра на внимание типа «Кто меньше сделает ошибок в написании?».

При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске.

3. Выписать слова с разделительным мягким или твердым знаками, когда пишется разделительный ъ; ь и т.д.)». Подсчитывается количество ошибочно поднятых рук. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.

4. Игра типа эстафеты. С последней парты по рядам передается листочек с примерами на какое- либо правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок.

5. «Молчанка»

6. «Кто дольше продержит мелок?»

7. «Кто лучше знает правила?»

8. «Найди свою пару»

9. «Парный выход»

10.«Грамматическая эстафета»

11 «Пустое место»

12. «Восхождение на пик орфографии».

13. «У кого самая интересная орфограмма».

14. «Чьи трофеи богаче?»

15. «Прыгун»

16. «Отвечаем без слов»

17. «В две колонки»

18. «У кого больше примеров»

19. «Кто останется в строю?»

20. «Узнай свое слово»

21. «Чье правило»

22. «Утадай».

Психотехнические игры на уроках русского языка и развития речи.

Развивающие игры для подростков и старших школьников.

Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Для развития мышления, создания условий для активизации творческого отношения к учению необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения (развивающие игры, интеллектуальные турниры, дискуссии, проблемные семинары, конференции).

1. Игры для развития мышления обучающихся — интеллектуальные игры могут помочь:

а) снятию усталости обучающихся и «разрядки» на уроке;

6) активизации учебной работы в классе, повышении активности и инициативы обучающихся;

в) развитию личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

г) улучшению взаимоотношений учителя с классом после конфликта;

д) укреплению взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Если учитель организует специальное игровое занятие для слабых учащихся, то полезно подобрать группу из 5-12 школьников: длительность занятия в этом случае 30-40 минут: на таком «игровом уроке» могут быть применены в среднем 5-7 игр. Частота игровых занятий — 1-2 раза в неделю.

Одна и та же игра может быть «прокручена» несколько раз на разном материале.

Замечено, что слабые обучающиеся, особенно подростки, на первых занятиях быстро устают от интеллектуальных игр. Уже после 2-3 игровых упражнений они становятся безразличными, начинают проявлять апатию, пассивность. Желательно разнообразить интеллектуальный тренинг и проводить его вперемешку с групповыми психокоррекционными играми.

При проведении интеллектуальных игр следует придерживаться таких правил:

1. Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные, странные, есть ответы «правильные». Вообще, на игре не существует «правильных» или «неправильных» ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.

2. Поддерживать у обучающихся стремление к поиску новых эвристических ответов.

3. На игровых занятиях обязательно давать эмоциональные подкрепления: «Молодец!», «Как у нас хорошо получается!» «Умница!» «Ничего, все у тебя получится!»

4. Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной. Учитель и обучающиеся наслаждаются игрой. Всем хороню, весело.

1. Упражнение «Три слова».

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Можно менять падежи, дополнять предложения и другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

2 вариант: улица, книга, фартук.

3 вариант: мяч, небо, цветок.

4 вариант: очки, сумка, велосипед.

Например: «Медведь опустил в озеро карандаш».

2. Упражнение «Поиск общего».

Даются два случайно выбранных слова. Назвать для них как можно больше общих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка

2 вариант: дерево, дом

3 вариант: солнце, рубашке

4 вариант: самолет, ложка

Ответы: в.: 1) Лодка и тарелка имеют углубление.

2) В них можно налить жидкость.

3. Упражнение «Исключение лишнего слова».

4. Упражнение «Поиск аналогов».

Называется какой-нибудь предмет. Нужно найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам.

Для развития речи можно предложить описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в «главных ролях».

5. Упражнение «Поиск противоположных предметов».

1) «Человек» - животное»; 2) «полено» - ?

Следует обосновать свой ответ на основе логических рассуждений.

6. Упражнение, Поиск предметов по заданным признакам?

Например: «жесткий» - хлеб, металл, нрав, ритм; «инструменты для физического труда»: топор, молоток, рубанок.

7. Упражнение «Поиск соединительных звеньев».

Например: 1) шкаф, завод.

Ответ: шкаф - пиджак (висит в шкафу) - человек (носит пиджак) - завод (человек работает там).

Количество «шагов» не нормируется.

8. Упражнение «Способы применения предмета».

Назвать как можно больше способов применения заданного предмета.

Например: помидор (можно скушать, сделать маску, сделать салат, добавить в борщ ...).

5. Упражнение «Выражение мысли другими словами».

Задается несложная фраза. Назвать несколько вариантов предложений, в которых будет заложена первоначальная фраза, но мысль будет передана при помощи других слов. Игру можно совместить с игрой в мяч, перебрасывая его друг другу.

11 Упражнение «Ситуация».

Задается определенная ситуация, например: «Когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет».

Причины:

1. На лесную поляну села летающая тарелка,

2. Впереди в лесу был пожар;

З. В лесу горел костер;

4. Впереди всходило солнце.

1 вариант: «Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута ... ».

2 вариант: «Я проснулся среди ночи и заметил какое-то существо в углу комнаты.

Если цель игры не только развивать мышление ребят, но и воспитывать характер, то надо предложить такие ситуации:

1 вариант: «Катя не успела выучить домашнее задание».

2 вариант: «Стас прогулял урок».

Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять их некоторые поступки: почему они не учат уроки, прогуливают школу ...

В тех игровых моментах, когда обучающиеся анализируют последствия развития заданных ситуаций, учитель может сделать акцент на том, как реагируют другие люди на те или иные поступки ребят. Так можно показать причины, почему учитель сердится, когда подросток или юноша опаздывает на урок и т. д. Такие ненавязчивые обсуждения в игровой ситуации помогут показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и в своем поведении следует соотноситься с реакцией окружающих людей.

12. Упражнение «Заглавие».

Предложить первой команде придумать маленький рассказ; вторая команда придумывает к нему 5-7 названий. Затем команды меняются: рассказ придумывает вторая команда, а первая команда осуществляет поиск к нему.

13. Упражнение «Сокращение».

Зачитывается короткий рассказ (12-15 предложений). Участники игры должны передать его содержание «своими словами», используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное.

К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов. Не разрешается допускать искажения смысла рассказа. ( За каждое искажение обучающиеся платят штрафные баллы).

Заключение.

Вследствие моей работы успеваемость по предмету составляет 100%. Таблица уровня знаний по одному и тому же предмету (русскомуязыку) показывает, что уровень знаний остается стабильным. Результаты выпускных экзаменов улучшаются ежегодно на 0,2-0,4 %.

Улучшились результаты контрольных работ (при 100%успеваемости повысился процент качества). На ГИА по русскому языку обучающиеся получили хорошие и удовлетворительные оценки.

Я постоянно работаю над формированием и развитием орфографических навыков, обогащаю словарный запас обучающихся, грамматический строй речи, активизирую мыслительную деятельность. Работаю над совершенствованием чувства языка, умением понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц.

Все это способствует развитию творческих возможностей детей. Они активно работают на уроке, с интересом воспринимают учебный материал, часто сами создают по аналогии свои работы (загадки, игры, сказки, кроссворды, ребусы).

Подводя итоги своей работы, считаю, что необходимо продолжить работу по развитию орфографической зоркости у обучающихся, при изучении предмета использовать нестандартные формы обучения. Это активизирует учебный процесс, повышает интерес ребят к изучению русского языка.

 

Список литературы:

1. Аверин А. А. Психология детей и подростков. - С.-П..:1998

2. Баранов М. Т. Воспитание интереса к урокам русского языка. Сб. статей, - М.:

3. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии. Русский язык в школе. —1997.

4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевой Л.А.. Секреты орфографии. М: Журнал «Русский язык в школе»: № 5, 1993г., № 4, 1995г., № 3, 1998г.

5. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка - М.: 1993.

6. Менджерицкая Д.В. Воспитание интереса к игре.- М.:1998.

7. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 1998.

8. Панов М.В. Занимательная орфография. М: 1965.

9. Панов М.В. Психология растущего человека. М.: Творческий центр, 2002.

 

.  .  .