Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни "Твоё здоровье в твоих руках"

Дата публикации: 2023-10-13 23:20:22
Статью разместил(а):
Никитина Наталья Юрьевна

Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни "Твоё здоровье в твоих руках"

Автор: Никитина Наталья Юрьевна

ГБОУ № 509, Санкт-Петербург

 

Раздел 1. Общие положения.

1.1. Основные проблемы охраны здоровья и необходимость их решения.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9-10 % выпускников школ можно считать здоровыми.

Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка учащихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.

Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тес­ным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечи­вать   преемственную связь между программами начальной и средней школы.          

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. 

Здоровье детей отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом определяется экологической ситуацией, уровнем развития образования и условиями обучения, воспитанием, материальной обеспеченностью, бытом, развитием здравоохранения и другими факторами.

Поэтому необходимо формирование в образовательном учреждении здоровье сберегающего пространства, чтобы за получение знаний ребенок не расплачивался своим здоровьем.

В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. Среди школьников России такие дети составляют 70-80 %.

В целом по России лишь 34 % детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10 % детей начальных классов и от 3 % до 5 % старшеклассников.

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

По данным департамента здравоохранения администрации Ульяновской области, динамика общей заболеваемости детей всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Притом, что именно эти годы проходят под постоянным, каждодневным контролем со стороны педагогов.

Одним из способов решения этой проблемы, стала необходимость формирования знаний по здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений.

Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Здоровье человека на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влиять на факторы, имеющие к здоровью отношение. Исполнительный комитет ВОЗ отметил, что "осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными".

1.2. Цель программы: Разработка целостной со­циально-педагогической системы, здоровье сберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья учащихся; формирование мо­тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.

1.3. Задачи программы:

-      выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии;

-      улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзал, приобрести современное спортивное оборудование;

-      внедрить современные методы мониторинга здоровья;

-      разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации в школе для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии;

-      разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков;

-      пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы);

-      сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой;

-      повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

-      оказывать помощь родителям в вопросах сохранения здоровья ребенка;

-      помогать в рационализации досуговой деятельности, каникулярного и летнего отдыха детей; 

-      создавать условия для полноценного питания школьников;

-      воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; 

-      повышать заинтересованность работников школы в укреплении здоровья учащихся.

Раздел 2. Основные направления программы.

1-е - укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создание технологий обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурного - оздоровительной работы.

2-е – мониторинг состояния здоровья.

3-е – повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.

4-е – создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.

5-е – повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.  

Раздел 3. Обеспечение реализации основных направлений программы.

3.1. Организационно-методическая деятельность по здоровье сбережению обучающихся.

-      Мониторинг здоровья школьников, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.

-      Выработка рекомендаций по проведению спортивно-оздоровительного классного часа в школе, динамических пауз, физкультминуток на уроке.

-      Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.

-      Организация педагогической помощи детям и их родителям.

-      Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровье сберегающим технологиям.

3.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование

санитарно-оздоровительных мероприятий.

-      Организация  профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе.

-      Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей в школе.

-      Мониторинг состояния здоровья школьников  с целью определения важнейших направлений их оздоровления.

3.3. Организация питания.

-      Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.

-      Охват всех обучающихся горячим питанием.

3.4. Инновационная деятельность по укреплению и

сохранению здоровья детей в школе.

-      Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей.

-      Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.

-      Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.

3.5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.

-      Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.

-      Организация занятий по ритмике, фитнесу, танцам

-      Организация мероприятий по ЗОЖ,  ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях.

-      Организация отдыха во время перемен.

-      Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.

3.6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

-      Подбор педагогических кадров

-      Проведение круглого стола по  вопросу «Здоровье сберегающая организация образовательного процесса».

-      Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.

-      Организация массовых соревнований.

-      Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.

-      Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик.

-      Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.

3.7. Внедрение оптимальной системы профилактического  обеспечения по оказанию помощи детям.

-      Контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом д/з.

-      Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.

-      Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.

-      Профилактика болезней (близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа).

-      Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.

-      Проведение уроков здоровья, тренингов.

-      Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.

Раздел 4. Оздоровительная модель школы.

Раздел 5. Мероприятия по реализации программы.

мероприятия

сроки

Исполнители

Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно-методического обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья

1

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

Каждое полугодие

Заместитель директора,

мед. работник

2

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

ежегодно

Администрация

3

Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике  ЗОЖ.

ежегодное

дополнение

Заведующий библиотекой

4

Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей, Педсовета.

ежегодно

Администрация

Внедрение оптимальной системы медико-педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

1

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Ежедневно

Учителя-предметники

2

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса).

Ежедневно

Учителя-предметники

 

3

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

Начало четверти

Администрация

4

Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.

Начало четверти

Зам.директора по ВР

 

5

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Один раз в полугодие

Администрация, Медсестра

6

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

Один раз в год

Администрация Мед.сестра

7

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.

Ежегодно

Психолог,

мед. сестра

 

8

Организация медицинских осмотров к службе в армии

Один раз  в год

Мед. сестра, преподаватель -организатор ОБЖ

9

Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.

Два раза в год

Психолог

 

10

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.

Два раза в год

Администрация  Классные

руководители

11

Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей школьников».

Один раз в год

Администрация

12

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса

Один раз в четверть

Психолог

13

Проведение с учащимися коррекционно– оздоровительных мероприятий (коррекция зрения, дыхательная гимнастика, психокоррекция.)

Постоянно

Учителя – предметники, психолог

14

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.

Два раза в год

Комиссия

15

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

-      организация досуга школьников во время перемен;

-      соблюдение т/б при организации учебно – воспитательного процесса

Постоянно

Преподаватели

Санитарно-просветительская работа

Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся:

-      Режим дня младшего школьника

-      Гигиена внешней среды

-      Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

-      Зарядка и физкультура в жизни школьника

-      Влияние курения на организм человека

-      “Твой режим дня”

-      “Питайтесь правильно”

-      “Организация досуга”

-      Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома

-      Развитие человека и вопросы гигиены

-      Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

-      Вопросы здоровья и нравственности

-      Рациональное питание, как основа здоровья

-      Влияние вредных привычек на организм

-      Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

-      Организация режима дня

-      Двигательная активность

-      Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

-      Специфическая гигиена

-      Режим питания

-      Зависимость здоровья от окружающей среды

-      Вредные привычки и здоровье человека

-      Режим дня старшеклассника

-      -Здоровый образ жизни – необходимое условие благополучного будущего

-      Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой

-      Особенности физического воспитания

-      Двигательная активность подростка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

 

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Сентябрь

Октябрь

 

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

Апрель

Май, сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

 

Апрель

Май

1-4

1-4

1-4

 

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

 

5-8

5-8

 

5-8

5-8

5-8

5-8

 

5-8

5-8

5-8

 

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

 

9-11

 

9-11

9-11

Выступление по параллелям на родительских собраниях по вопросам физического воспитания: “Особенности физического воспитания в младшем школьном возрасте”.

Сентябрь

1-4

Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности. 

1

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Постоянно

Администрация,

преподаватель-организатор ОБЖ

2

Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов.

Ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

3

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

-      проведение классных часов, Дней здоровья;

-      организация тематических выставок плакатов, рисунков;

-      проведение конкурсов сочинений;

-      проведение массовых спортивных праздников;

-      проведение тематических радиолинеек по пропаганде ЗОЖ

Весь период

Классные

 руководители,

старшая

 вожатая,

 преподаватели физ. культуры, ОБЖ

 

4

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

-      Дни ГО;

-      «Зарница»

По плану

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры

5

Участие в операции « Внимание дети!», смотре – конкурсе «Безопасное колесо»

Ежегодно

Старшая  вожатая,  руководитель  отряда ЮИД

Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

1

Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

Учителя физкультуры

2

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация, Учителя физкультуры

3

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

-      организация спортивных секций, танцевального кружка;

-      обучение спортивным играм.

Постоянно

Руководители секций, кружков.

Организация питания школьников

1

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор,

Классные руководители

2

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.

1 раз

в четверть

Директор

 

3

Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок

В течение года

Администрация, Комиссия

4

Улучшение  материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

Ежегодно

Администрация

5

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

- систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

- игры, конкурсы, беседы,

- встречи с медработником школы

Постоянно

Классные руководители, медсестра

6

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания.

Ежегодно

Классные руководители

Организация летнего отдыха детей и подростков.

1

Определение смен пришкольного лагеря

Апрель – май

Администрация,

Начальники смен.

2

Организация полноценного питания

Май – август

Администрация

3

Охват летним отдыхом детей различных категорий

Апрель – август

 

Администрация,

Классные руководители

4

Организация работы кабинета-психолога  в пришкольном лагере

Весь период

Психолог

 

5

Организация не медикаментозных методов  оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере

Весь период

 

Медсестра

 

Раздел 6. Необходимые для реализации мероприятий ресурсы:

6.1. Учебно-спортивная база:

Учебно-спортивная база

Наличие

1.

Спортивный зал (173,3м2)

 

2.

Тренажерный зал

 

3.

Оборудованная спортивная площадка    

 

4.

Полоса препятствий                                    

 

5.

Тир

 

6.

Кабинет ритмики

 

7.

Стадион

 

8.

Зона отдыха

 

6.2. Перечень инвентаря и учебно-спортивного оборудования для выполнения учебной программы по предмету  «Физическая культура»:

Оборудование и инвентарь

Количество

1.

Стенка гимнастическая

 

2.

Скамейка гимнастическая

 

3.

Козёл гимнастический

 

4.

Конь гимнастический

 

5.

Перекладина универсальная

 

6.

Мост гимнастический пружинящий

 

7.

Мат поролоновый в чехлах

 

8.

Канат для лазанья

 

9.

Эстафетные палочки

 

10.

Стойка для прыжков в высоту

 

11.

Кегли

 

12.

Обручи

 

13.

Скакалки

 

14.

Мяч набивной

 

15.

Мяч футбольный

 

16.

Мяч баскетбольный

 

17.

Щит баскетбольный с кольцом и сеткой

 

18.

Мяч волейбольный

 

19.

Мячи для метания

 

20.

Стойки волейбольные универсальные

 

21.

Сетка волейбольная с тросом

 

22.

Граната 0,5 кг

 

23.

Тренажёры

 

24.

Бревно гимнастическое

 

Раздел 7. Ожидаемые конечные результаты Программы:

Реализация мероприятий Программы позволит:

-      Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;

-      Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;

-      Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время;

-      Постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей;

-      Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-      Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Раздел 8.Координация и контроль реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы:

-      анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-      осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-      координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;

-      ежегодно информирует Отдел образования о выполнении Программы.

План мониторинга программы

Контроль

Показатели

Осуществление контроля

Сроки

Кто

контролирует

Образовательный процесс:

урочная деятельность

Пропуски уроков физкультуры

Отметка в журнале

Ежедневно

 

Учителя

физкультуры

Успеваемость и качество выполнения программы, сдача экзаменов

Отметка в специальной ведомости по классам

В конце каждого триместра

Заместитель директора по УВР

Интерес и

мотивация к урокам физкультуры

Анализ динамики годовых показателей у уч-ся одного и того же класса

В течение года

Заместитель директора по УВР

Анкетирование учащихся

В течение года

Учителя физкультуры

Образовательный процесс:

внеурочная деятельность

Посещение кружков, спортивных секций

Отметка в журнале

Ежедневно

Учителя физкультуры

Выполнение программы кружковой работы

Проверка присутствия уч-ся

Раз в четверть

Заместитель директора по ВР

Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика

Проверка журналов

В конце учебного года

Заместитель директора по ВР

Привлечение новых обучающихся к занятиям в спортивных секциях

По итоговым протоколам и приказам

По окончании проведения

Учителя физкультуры

 

Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера

Анализ количества посещений

В сентябре + контроль в мае

Учителя физкультуры

Состояние здоровья обучающихся

Пропуски уроков по болезни

Отметка в классном журнале

Еженедельно

Классный руководитель

Наличие хронически больных детей

По мед.картам с определением динамики

В конце года

 

Заместитель директора по УВР

Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств)

- Анонимное анкетирование

- Наблюдение

Учет фактов по линии ОВД

В начале и конце учебного года - ежегодно

Мед.сестра

Заместитель директора по СР

Состояние

санитарно-гигиенических условий

работы

Соблюдение режима проветривания

Наблюдение

Ежедневно

 

Зав. кабинетами

Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях

Наблюдение

1 раз в две недели

Зав. кабинетами

Регулярная влажная уборка помещений

При

составлении расписания

Ежедневно

Заместитель директора по АХЧ

Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой (не более)

При составлении расписания

Еженедельно

Заместитель директора по АХЧ,

Директор

Соблюдение  гигиенических норм и правил

Мытье рук перед едой

Наблюдение

Ежедневно

Классные руководители

Мытье рук после посещения туалета

Наблюдение

1 раз в неделю

Учителя физкультуры

Наличие чистой одежды для занятий физкультурой

Наблюдение

Ежедневно

Учителя физкультуры

Наличие сменной обуви

Наблюдение

Ежедневно

Классные руководители

Эффективность работы кабинета здоровья

Посещаемость кабинета

Улучшение измеряемых по программе показателей

Учет посещения, его динамика

1 раз в четверть

 

Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом

Подведение промежуточных итогов

Подведение общего итога работы по программе

Анализ

1 раз в четверть

 

.  .  .