Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обучение детей счету как основа формирования вычислительной культуры младших школьников

Дата публикации: 2023-04-15 20:07:14
Статью разместил(а):
Яковлева Светлана Викторовна

Обучение детей счету как основа формирования вычислительной культуры младших школьников в системе развивающего обучения

Автор: Яковлева Светлана Викторовна

 

Актуальность.

Формирование вычислительной культуры учащихся, а именно обучение детей счету, является одной из актуальных проблем современности. Именно в начальной школе закладываются основы обучения математике.

В требованиях к уровню подготовки выпускника начальной школы записано: «В результате изучения математики ученик должен уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100».

Изменение содержания начального общего образования с введением Федерального государственного образовательного стандарта требует достижения личностных и метапредметных результатов наряду с предметными.  Русская школа отличалась большим вниманием к устным вычислениям, считая, что устный счет способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, связи с жизнью. Обучение детей счислению, - писал Александр Иванович  Гольденберг, один из основоположников методики начальной арифметики - имеет целью научить их производить сознательно действия над числами и развивать в детях навык прилагать эти действия к решению задач общежитейского содержания.

Устные вычисления необходимы в повседневной жизни, а недостаточный уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение не только разделов курса математики, но и школьных предметов, таких как информатика, история, физика, химия, создает трудности при выполнении практических работ. Ошибки, допускаемые в процессе вычислений трудно устранить в старших классах. Не овладев счетом, даже взрослые люди не могут обойтись без калькулятора порой для самых элементарных подсчетов.

Формирование прочных и осознанных вычислительных умений и навыков в системе развивающего обучения, является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

Степень новизны.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим. Новизна заключается в том, чтобы используя известные методики, внести в них новое содержание, методы, формы и средства для обучения детей  счету, как основы формирования вычислительной культуры.

Выявление противоречий.

Перед учителем на уроке стоит проблема необходимости использования таких методов обучения предмету, которые  позволят учащимся получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям. Возникает противоречие между имеющимся потенциалом школьной математики и недостаточной практической разработанностью существующих способов формирования вычислительной культуры учащихся. 

Цель: Формирование прочных, осознанных вычислительных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Задачи: 

- Разработать эффективный способ  формирования вычислительных навыков  в начальной школе.  

- Определить педагогические условия успешности  реализации данного способа. 

Методологическая основа.

Глен Доман в своей методике “Как обучить вашего ребенка математике» утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество - две точки, а мы взрослые – значок – цифру «2». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их.

В своей теории немецкий педагог В.А. Лай утверждал, что если ребенку дать несколько предметов (от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может узнать число этих предметов  сразу, не считая их. Понятие числа возникает у детей путем непосредственного восприятия. В практике часто встречается  подобное  восприятие у детей. Так, не пересчитывая, ребенок может назвать 5 яблок в вазе, 3 картинки, 6 машинок и т.д. если они будут выставлены в определенном порядке. Как только предметы расположить в хаотичном порядке, ребенок станет их пересчитывать.

Описание системы работы.

Основываясь на этих теориях, для первоначального обучения счету, я разработала и использую карточки  с соответствующим числу  количеством фишек (размер карточек 5×8), Фишки-кружочки, имеют размер, удобный для того, чтобы ребенок мог закрыть их пальчиком при счете. Начиная с числа 3, фишки расположены в определенном порядке – тройками в ряду. Так детям легче запомнить, и применив  свернутое умственное действие называть число сразу.Факт наличия фишек при разглядывании карточки ребенок сопоставляет со знаком-цифрой. 

С этими карточками ученики легко усваивают состав чисел. Закрывая нужное количество фишек соотносят их с оставшимися (закрою 2 фишки, останется 4, значит 6 это 2 и 4; закрою 3 фишки, останется 3, значит 6 это 3 и 3 и т.д.)

Детям на уроке не надо выкладывать фигурки, т.к. они всегда рядом с числом, это экономит время, позволяет работать прямо на карточке, закрывая пальчиком нужное количество фишек. Выкладывая числа последовательно в порядке возрастания или убывания , наглядно видят увеличение или уменьшение на 1.

Легко сравнивают числа, а с помощью наложения карточек, узнают, на сколько одно число больше или меньше другого.                      

Сложение выполняется на основе усвоенного состава чисел, а слабые  учащиеся на начальном этапе  могут назвать результат с помощью пересчета фишек. 

Отнимать, используя карточки тоже легко, закрывая пальчиком нужное количество фишек или с помощью накладывания карточек.

Ежедневная работа с такими карточками также подготавливает к действию умножения (6 это 2 раза по 3, 7 это два раза по 3 и одна фишка осталась ). Начиная с числа 5 некоторые фишки закрашены черным цветом, что является для ребенка подсказкой - столько фишек нужно добавить, чтобы получить 10. Например у числа 7 закрашены 3 фишки (если мы добавим 3 фишки к числу 7, получим десяток). Таким образом происходит непроизвольное усвоение состава чисел и быстрое усваивоение приема добавления до 10.

В дальнейшем, при сложении и вычитании в пределах 20, карточки помогают легко усвоить способ добавления до 10. Числу 8 до 10 не хватает 2 (2 фишки черного цвета - недостающее количество, подсказка, их мы забираем у 5). Получился десяток и 3 единицы.

Карточки являются опорой, и на начальном этапе осмысления и запоминания помогают ребенку прочно и быстро усвоить счет. А на уроке экономить время на выкладывание фишек, счетных палочек и работе с ними.

Усвоение числа путем непосредственного восприятия приводит к тому, что в дальнейшем у детей исчезает потребность  пользоваться карточками.

Дифференцированный подход дает возможность слабому ученику использовать карточки, а сильные учащиеся сами заявляют о готовности решать примеры  без опоры на наглядность. Задания  выполняются с проговариванием изученного алгаритма  вслух  (16-9=? использую способ добавления до 10. 9 не хватает 1, 10-10=0- десятков нет, а к 6 единицам прибавим 1, в ответе получится 7).

Чтобы ребенок быстро и правильно считал, необходимо  постоянно развивать и совершенствовать полученные вычислительные умения и навыки.

В начале каждого урока математики 5-7 минут отводится на устный счет, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, а также способствует развитию памяти, речи, внимания, быстроте реакции, умению  воспринимать сказанное на слух. 

Для мотивации я использую игровые приемы: «Сохрани цепочку» - при ошибке в подсчетах, «разрыве цепочки», следующий ученик должен решить два примера, т.е. восстановить ее. Таким образом, не только формируется вычислительный навык, но и воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, формируются личностные качества.  

«Латаем дыры», дыра в воздушном шаре-ошибка, неправильный ответ обводится на карточке в кружок и на воздушном шаре тоже показывается.

Ошибки устраняются на уроке  с проговариванием решения вслух, а на следующий день этот пример снова включается в устный счет.

Важно чередование беглого слухового счета (когда задания дети воспринимают на слух, развивая слуховую память) и зрительного (с использованием слайдов, записи на доске, таблиц, плакатов) - это дает положительный результат.

Результативность.

В 1 классе 28% учащихся имели трудности в усвоении предмета. 

Во 2 классе качество знаний по математике составило 72%; 4 место за участие в городской олимпиаде.

В 3 классе - качество знаний 84%.

Понизился процент вычислительных ошибок при выполнении контрольных работ.

50% учащихся принимают активное участие во Всероссийской  олимпиаде по математике «Кенгуру».

100% учащихся посещают платный кружок «Клуб интеллектуальных игр».

Перспективы развития опыта.

Исходя из положительных результатов работы, я считаю, что разработанный мною способ обучения детей счету обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося, способствуя формированию вычислительной культуры младших школьников.

Использовать этот опыт, можно начиная с подготовки детей в школу, затем как на уроках  математики, так и в индивидуальной работе со слабыми учащимися.

Если мы научим детей быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к калькулятору, то тем самым воспитаем личность, соответствующую современным Российским и международным требованиям.

 

.  .  .