Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС на уроках физики

Дата публикации: 2023-04-10 18:02:40
Статью разместил(а):
Комзолаков Алексей Викторович

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС на уроках физики

Автор: Комзолаков Алексей Викторович

МБОУ «Лицей «Эврика»

 

Введение.

Мы живем в особое время – время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений, навыков к формированию компетентности ученика

Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко отражены в портрете выпускника.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к «компетентностному подходу» потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование современных педагогических технологий в учебном процессе.

Современные педагогические технологии позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

В своей работе на уроках физики я использую следующие образовательные технологии:

• метод проектов;

• игровые технологии;

• анализ практических ситуаций (case-study);

биоадекватная методика обучения; 

здоровьесберегающие технологии;

фронтальный и домашний эксперимент.

Выбор тех или иных технологий  зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия.

Примеры применения педагогических технологий.

Пример 1. В 11 классе проводилось занятие в форме ролевой игры «Суд над ядерной энергетикой». Для этой игры из группы учащихся выделялись «обвинители», «защитники» и «члены суда» во главе с председателем суда, остальные учащиеся были «зрителями» в зале суда.

В начале занятия учащимся раздавались правила поведения «в суде» и описание ролей. Обвинители должны были сформулировать, в чем Ядерная Энергетика способствует гармоническому развитию общества.

Для подготовки к «суду» давалось 15 минут. При этом детям разрешалось пользоваться заранее подобранной преподавателями литературой. Вот примерный список этой литературы: энциклопедия по физике, большой энциклопедический словарь, словарь иностранных слов, учебники по физике для 10-11-х классов, подборка компьютерных журналов.

Основная сложность в проведении данного вида занятия состоит в том, чтобы задействовать учащихся в соответствии со свойственными им стилями научения. В данном случае правильно распределить роли.

Пример 2. Занятие проводилось в 11 классе по теме «Производство, передача и использование электроэнергии» с использованием технологии «case-study».

Для проведения этого занятия учителем готовится три кейса, ГЭС, АЭС и ТЭЦ. Кейс состоит из:

1. Введения.

2. Описания ситуации.

3. Задания по работе с кейсом.

4. Методические рекомендации по работе с кейсом.

5. Приложение (документы, экспериментальные данные и тд.).

Учащиеся в начале занятия делятся на три группы. Каждой группе раздается кейс по своей тематике. В течении 10 минут они изучают предложенную им ситуацию, предварительно изучив методические рекомендации по работе с кейсом. Затем в течение 20 минут учащиеся начинают выполнять задания, предложенные в кейсе. Для помощи в выполнении заданий, в кейсе имеются приложения, в которых находятся информация о электростанциях.

Третьим этапом проходит защита согласно ответам на вопросы кейса. В ходе этих рассуждений, учащиеся должны прийти к мнению, что каждая электростанция обладает своими достоинствами и недостатками и самый главный вывод в том, что электрическая энергия, это универсальный вид энергии, который в дальнейшем можно преобразовать в любой другой вид.

Основная сложность в проведении занятия с использованием технологии case-study, это отсутствие у учащихся умений работать с большим объемом информации, а так же отсутствие аналитических навыков, но и конечно очень большая подготовка со стороны учителя.

Пример 3. При обучении учащихся 7-9 классов часто использую фронтальный эксперимент при формировании многих понятий. Они самостоятельно проводят маленькие эксперименты и опытным путем, а самое главное самостоятельно, получают различные закономерности или приходят к пониманию о существовании той или иной величины. Использование фронтального эксперимента также ведет к повышению познавательной активности.

Экспериментальные я так же включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.

Пример 4. В нашей школе практикуется биоадекватная методика преподавания. Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования правого и левого полушария головного мозга, то есть релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. А как всем известно, правое полушарие головного мозга отвечает за творческое мышление, которое мы практически не включаем при изучении школьных предметов. А это тоже напрямую связанно с эстетическим воспитанием.

Примером биоадекватного урока по физике это «Дисперсия света». Для того чтобы было понятно я включу отрывок релаксации к данному уроку:

Сейчас мы отдохнем и помечтаем. Сядьте удобно, ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятна волна расслабления, охватывающая вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Представьте свое любимое место отдыха. Что вас там окружает? Какие предметы или объекты природы? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, как вы там выглядите? Какое у вас настроение? Вдохните энергию любви вашего места покоя, поселите ответную любовь. Почувствуйте себя отдохнувшим.

Найдите тропинку в вашем любимом месте. Нашли? Какая она? Почувствуйте ее под ногами, комфортно вам на ней? Ступайте по тропинке вперед, и вы ощутите, что словно птицы, поднимаетесь наверх по мере продвижения по ней. И вот вы на высоте птичьего полета, что вы ощущаете, смотря на Землю? Давайте оставим ее и продолжим подниматься все выше и выше.

Оглянитесь вокруг, вы достигли облаков. Какие они? Какой они формы, цвета? Почувствуйте их запах, какие они прекрасные на ощупь. Среди этих облаков есть небольшие тучки. Они орошают Землю капельками дождя. Возьмите одну из капель в руки. Рассмотрите ее. Какая она? Какой она формы? Размера? Какова она на ощупь? Попросите ее стать символом оптики, поделиться с вами информацией.

А вот выходит солнышко. Капелька начинает сверкать радугой в его лучах. Рассмотрите ее.

Первый сверху лучик радуги в капельке окрашен красным цветом. Рассмотрите его. Какую он информацию в себе несет?

Ниже расположился второй – оранжевый лучик. Потрогайте его. Почувствуйте, какой он приятный на ощупь.

Третий лучик – желтый, цвета солнышка на небе. Потрогайте его. Почувствуйте его тепло.

На четвертом месте расположился лучик цвета травы на летней полянке – зеленый лучик. Почувствуйте его приятный аромат.

Пятый лучик цвета неба над головой – голубой лучик. Потрогайте его, почувствуйте его нежность.

Шестой лучик – синий. Пусть он пройдет через ваше тело, наполняя вас ощущением мира и покоя.

А самый нижний лучик радуги – фиолетовый. Пусть он поможет улучшить вашу память, зрение, насыщая каждую клеточку организма здоровьем.

Внимательно присмотритесь, на радуге написано: дисперсия – это явление разложения белого света на семь составляющих его цветных лучей.

Белый свет, идущий от солнышка, состоит из всех семи цветов. Вместе они образуют спектр. Посмотрите еще раз на капельку, на ней написано дисперсия. Вспомните, что это за явление? Запомните всю информацию, которую вам подарила капелька. Попрощайтесь и отпустите ее.

Наше путешествие заканчивается. Мы обязательно будем путешествовать еще. Возвращаемся в класс. Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами ног, рук. Сделайте глубокий вздох. Улыбнитесь друг другу.

Во время релаксации учащиеся понимают, на сколько же все таки прекрасный и в свою очередь сложный окружающий нас мир. И им предоставляется возможность изобразить то, что они увидели во время релаксации. Данные образоны дети очень ценят, так как это их личное произведение искусства, и оно несет как духовную так и научную ценность.

Проблема проведения данных уроков по физике заключается в том, что довольно для не много тем можно написать релаксационный текст, а его написание занимает очень много времени.

Подводя итог, хочется сказать, что среди множества способов повышения эффективности урока, использование различных инновационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. С их помощью уже сегодня я могу решать  множество дидактических, организационных и методических проблем.

Надо отметить, что в рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности инновационных технологий, важно система их внедрения в обучения. Эту систему может и должен построить каждый преподаватель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

 

Список литературы:

1. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения. Методический лекторий, Москва, 2009.

2. Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики. Журнал "Физика в школе" №7. 2003.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.

4. Новузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. – Волгоград. Учитель, 2008.

5. Беляева А. Управление самостоятельной работой учащихся / Высшее образование в России, №6, 2003.

6. Шилов В.Ф. Экспериментальные задания. Ученические мини-проекты.

 

.  .  .