Использование приемов пескотерапии в формировании метапредметных УУД у детей с ОВЗ
Использование приемов пескотерапии в формировании метапредметных УУД у детей с ОВЗ
Автор: Гурьянова Марина Владимировна
МБОУ СШ№39, г. Красноярск
Конспект урока:
Тема: Использование приемов пескотерапии в формировании метапредметных УУД у детей с ОВЗ.
Автор: Гурьянова Марина Владимировна
МБОУ СШ№ 39, г. Красноярск
Цель: Знакомство с личным опытом формирования метапредметных УУД у детей с ОВЗ посредством методов пескотерапии.
Задачи: 1. Дать понятие пескотерапии — как одного из методов нетрадиционной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
- Раскрыть многообразие приемов работы с песком.
- Посредством работы с песком развивать у детей с ОВЗ внимание, мышление, память, воображение, речь.
- Раскрыть преимущество технологии пескотерапии.
Пескотерапия (sand – play) — игра с песком как способ развития ребенка.
Пескотерапия — один из нетрадиционных методов коррекционной работы с детьми с УУО мощно мотивирует к учебной деятельности.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песок действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно начинают пересыпать и просеивать песок, строить горы, выкапывать ямки.
А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный
мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать самостоятельно
и добиваться цели.
Упражнение «Знакомство»
Цели: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Дефектолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):
- поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.
Дефектолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.
Упражнения «Чувствительные ладошки»
- Скользить по поверхности песка (цифры, буквы)
- Щепоткой высеять дорожку
- «Необыкновенные следы»
Игры с набором миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир
- «Найди, что спрятано»
- «Найди спрятанные буквы и составь из них слоги»
- Преимущества песочной терапии:
Частичный перенос педагогических занятий на пескостол дает большой образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во — первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во — вторых, при работе с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В- третьих, работая на пескостоле более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика),
увеличивается время произвольного удерживания внимания на уроке.
В — четвёртых, песок «заземляет» отрицательную энергию и как следствие, снижается агрессивность детей, зарождаются новые формы общения.
Вывод: Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе описанных упражнений дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.