Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование композиционных умений учащихся ДХШ через выразительные средства живописи

Дата публикации: 2020-09-22 06:32:14
Статью разместил(а):
Ванькаева Наталья Николаевна

Формирование композиционных умений учащихся ДХШ через выразительные средства живописи

Автор: Ванькаева Наталья Николаевна

МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Минусинск

 

Основной задачей современного образования является воспитание свободной, творческой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

С раннего возраста в своей изобразительной деятельности для выражения своих чувств, эмоций ребенок использует цвет. Ведь цвет окружает человека в течение всей его жизни: небо, солнце, вода, трава. Любой предмет имеет свою окраску, а некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Цвет сопровождает нас повсюду. Цвет – это  вся наша жизнь.

 Ребенок  изображает мир, события и явления, которые его окружают  и, одновременно  учиться   понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Композиция, выполненная живописными средствами, помогает ребенку   расслабиться, выплеснув свои чувства, и, наоборот собраться, быстро приняв какое-либо решение.

Дети от природы очень любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, используя цвет, решать сложные задачи композиции. 

А композиционные задачи, решаемые с помощью цвета обширны: выделение цветом, объединение цветом, передача пространства, материальности, уравновешенность, статичность и монументальность, передача движения, динамичность, эмоциональную выразительность. Цветовое решение композиции влияет на характер художественного образа произведения: радостные, грустные, лирические, героические, эпические и т.д. Это зависит, прежде всего, от замысла. Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах, что подтверждает его практическую значимость.

Для решения этих сложных композиционных задач учащимся необходимы теоретические и практические навыки. Требуется создание особых педагогических условий, способствующих формированию представления о цвете как выразительном средстве композиции. Необходимо, чтобы в течение всего процесса обучения рядом с ребятами находился грамотный, опытный  педагог,  который в любой момент мог прийти на помощь, показать, как рисовать, как исправить ошибку, поддержать в трудную минуту. Приобретенные в процессе обучения знания  дадут  возможность учащимся с легкостью и интересом решать композиционные   задачи при помощи цвета. 

Художники-педагоги считали, что их главная задача – научить рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам сочинить эскиз, а на основе его и картину.

Знание законов и правил является необходимым компонентом технологии исполнения и составления композиции. Существуют общепринятые понятия, позволяющие в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности. Изучение законов композиции не может заменить живого творчества, но знание различных приемов, лежащих в основе принятых понятий, дает ту подготовку, без которой  невозможна успешная работа. Построить композицию, следовательно, учесть все условия для наиболее полной передачи художественного замысла.

Композиционные умения учащихся художественной школы

Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного,  умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. 

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» в художественной школе построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления. Обучение идет по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.  Работы ведутся через эскизы, начиная с 1 класса.

Начальная школа 10-11 лет.

В  начальной школе необходимо научить  ребят решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения. Для этого преподавателем предлагаются задания на развитие образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, развитие творческого потенциала. Ребята знакомятся с  основными правилами и законами построения композиции, средствами выражения, с простейшими композиционными понятиями: пятно, линия и их роль в композиции. Учатся использовать в работе жизненные наблюдения.

К концу  обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:

передавать простейшие смысловые связи между предметами; 

- гармонически заполнять изображением всю поверхность листа;

- использовать цвет и тон, как средства композиции;

- выделять сюжетно-композиционный центр, находить равновесие в композиции;

- решать  лист как единое целое;

- ритм в композиции (принцип орнамента);

- уметь прорабатывать детали в композиции;

- колорит, эмоциональная характеристика цвета и её роль  в образном строе композиции.

Средняя школа 12-13 лет.

В средней школе происходит закрепление теоретических знаний по предмету, получают дальнейшее развитие задачи обучения композиции. Работы обучающихся становятся более аккуратными и качественными. Последовательность заданий  ведется от простого к сложному. Обучающиеся выполняют на отдельном листе короткие зарисовки и эскизы для длительных работ.  В заданиях закрепляются такие понятия, как  силуэт, масштабность, ритм, статика и динамика, равновесие сюжетно-композиционного центра. Большое внимание уделяется заданиям на ассоциативность, абстрактность, вариативность. Изучаются  графические приемы работы. От задания на развитие воображения, фантазии, происходит постепенный переход к воспитанию умения видеть и отражать в композиции значительное в окружающей жизни. Необходимо развивать в обучающихся увлеченность жизнью, действительностью, поддерживать композиционные пристрастия, что часто является признаком дарования. Усложняются цветовая палитра и технические возможности гуаши.

К концу  обучения в средней школе учащиеся  должны уметь:

- в работе над композицией опираться на жизненные наблюдения, сравнивать свою работу с натурой;

- сознательно использовать композиционные средства;

- различными изобразительными средствами выделять главную мысль в работе;

- передавать смысловые связи предметов в сюжетной композиции;

- использовать светотень как средство художественной выразительности;

- использовать цветовой контраст и цветовая гармония, принцип контраста: линий, форм, тона, цвета;

- решать композиции листа на основе ритма;

- передавать пространство через ослабление цветовой насыщенности, формы и пропорции предметов;

- находить гармонические сочетания цветов для решения образа;

- видеть в окружающей действительности явления, созвучные личным переживаниям; целенаправленно наблюдать натуру.

Старшая школа 13-15 лет.

Старшая школа – завершающая стадия обучения станковой композиции в детской художественной школе.

Ставятся задачи создания художественных образов, способствующих развитию способностей обучающихся образно мыслить. Обучающиеся уже владеют средствами выражения и используют их в раскрытии заданной темы, умеют образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй  композиции.

Вводятся задания, где замысел, тема рассматриваются в развитии, в движении. Это позволяет рассмотреть идею с различных сторон и позиций.

Ведется обязательная серьезная работа с натуры в процессе поиска композиционного решения для некоторых тем. Зарисовки с натуры должны быть выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне. На экзаменационных просмотрах обязательно учитывается весь ход работы над композицией: обучающиеся показывают и эскизы, и весь рабочий материал.

Учащиеся должны уметь:

- видеть в окружающей действительности мотивы для творчества;

- самостоятельно находить темы, сюжеты для своих работ, выражать свой замысел на основе наблюдательности и воображения;

- использовать выразительные средства живописи, графики;

- сознательно использовать композиционные средства: выбор точки зрения, размещение изображения на листе с учетом зрительного равновесия и смыслового акцента, использование различных масштабов, контрастов, ракурсов, компоновать в рисунке изображаемую группу предметов;

- правильно передавать пропорции и объемную форму предметов;

- точно передавать основные цветовые и световые отношения, видеть изменения цвета в зависимости от освещенности;

- придерживаться определенной последовательности и стремиться к достижению законченности работы; сохранить единство достижению законченности работы; сохранить единство композиционного целого при детализации;

- введение пейзажа, интерьера.

Наличие познавательных интересов у подростков, интенсивно развивающееся логическое мышление, произвольность внимания, способность работать целенаправленно и последовательно дают основание учить их грамотно вести творческую работу, последовательно осуществлять процесс создания композиции.

Уроки изобразительного искусства в старшем возрасте не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно – значимые ценности, а это основная задача личностно-ориентированного обучения.

Особенности цвета в живописном искусстве как средства формирования композиционных навыков.

Наиболее доступным выразительным средством в живописном искусстве для  учащихся  является использование цвета.

Цвет в изобразительном искусстве (живописи, композиции)  является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения и  находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных.

Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, конечно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд.

Но, познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.

С развитием восприятий и эстетических чувств  учащиеся начинают использовать цвет для передачи настроения образа, используют цвет   в эмоциональном плане. 

Передача цветом динамического или статичного состояния изображаемого объекта, а также выделение  и объединение, передача пространства, материальности, уравновешенности, ритма и симметрии  является одним из выразительных средств, которые использует  ребенок.

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств  - неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны.

Цвет в композиции.

Художник, задумывая свое произведение, ставит перед собой определенные задачи, которые индивидуальна в каждой картине и, которым, обычно служат все изобразительные средства.  Одним из средств достижения таких задач является цвет. 

Композиционные задачи, решаемые с помощью живописи и цвета очень обширны. Это - выделение цветом, объединение цветом, передача пространства, материальности, уравновешенность, статичность и динамичность, эмоциональная выразительность.

Цвет - одно из средств живописи, которое всегда участвует в создании художественного образа, совместно с другими средствами. Он приобретает  художественную выразительность лишь тогда,  когда вступает в содружество с остальными цветами, то есть в систему цветов.

Эмоциональная выразительность цвета.

Цвет может не только радовать, а и  вызывать раздражение, тревогу, чувство грусти и тоски, огорчать. Другими  словами, оказывает эмоциональное воздействие на человека. Каждая картина несет в себе разнообразный эмоциональный настрой, и цвет часто играет здесь определяющую роль. Ассоциативность цвета тесным образом связана с психологическими аспектами, но, как средство композиции, цвет значительно расширяет свои возможности,  давая художнику богатую шкалу тонких оттенков настроения. В  каждой своей работе художник пытается выразить ту или иную мысль, то или иное настроение, передать свое состояние, эмоции. Каждый мастер предлагает свой, только ему присущий набор приемов для достижения эмоциональной выразительности.

Передача пространства.

Пространственное воздействие цвета может зависеть от разных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявить глубину пространства. Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможности изменения насыщенности цвета и его распространении. Основные цвета образуют промежуточную ступень между желтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым в качестве «блудного родственника». Это доказывает, что для оценки впечатления глубины общий цвет фона  также же важен, как и отдельные цвета. Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеет  такую  картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется  таким  же глубоким, как черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий, наоборот, сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается на своем месте, а желтый только слегка выдвигается вперед.

Все светлые тона всегда будут выступать вперед на черном фоне соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона останутся на уровне белого фона, а темные постепенно выступать вперед.

Чем дальше предмет находится от наблюдателя, тем слабее выявляется объем предмета – и свет, а тени сближаются по цвету друг с другом. В пейзаже дальний план из-за маскирующего рассеивания света приобретает голубоватые или серовато-сиреневые оттенки, что, возможно, психологически объясняет иллюзию удаленности голубых тонов.  Таким образом, цветовая композиция, передающая пространство, строится по общему принципу: ближние предметы изображаются контрастно и цветно, с удалением в глубину уменьшается четкость и разноцветность, чаще всего в сторону обобщения холодных тонов, хотя в некоторых случаях можно обобщать и теплые тона (пример заката).

Для переднего плана художники выбирают контрастные по светлоте сочетания. Чем дальше от нас пространство, тем меньше контраст и насыщенность цветов.

Цветовое единство в композиции.

В композиции выделение цветом, возможно, самый убедительный прием для определения «главных героев» и  хорошее средство для сохранения целостности картинного поля. Это типичный колорит  с цветовым акцентом. Здесь совсем не обязательно  согласование с задачами передачи пространства, но во многих случаях, именно выделение цветом помогает усилить ощущение пространственной глубины картины. Контраст может строиться светлотой, насыщенностью, цветовым тоном.

Колорит с цветовым акцентом отличается от монохромного или полихромного колорита  ритмом цветовых пятен, пожалуй, наиболее ярче всего выраженным по сравнению с вышеперечисленными колоритами. 

Произведения с выделенным цветовым акцентом, безусловно, выразительны. Но именно поэтому к композиции таких работ необходимо подходить тщательно и осторожно.

Именно цветовой акцент в картине делает ее эмоциональной, напряженной и динамичной. В монохромии объединение цветом происходит автоматически, в этом сама природа колорита.

Сложнее всего объединять  многоцветие, особенно, если картина имеет большое количество мелких деталей.  В этом случае объединять нужно  или все поле картины, или отдельные предметы, используя в первую очередь тон и насыщенность.

Этот композиционный прием чаще всего и приводит к колориту теплому или  холодному, нейтрально – серебристому или огненно – горячему, т.е. к бесконечному ряду колоритов, которые часто путают с типом колорита. Общее у колоритов одно: доминирующий цветовой тон «индивидуальный для каждой картины».

Статичность. Динамичность.

Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее устойчивой неподвижности и крепкого равновесия.

Композиция, в основе которой можно визуально отчетливо наблюдать использование для построения скрытую структуру листа. В статичной композиции существует условный порядок построения.

Предметы для статичной композиции выбираются более близкие по форме, по массе, по фактуре. Присутствует некая мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвета.

Динамичная композиция, соответственно, строиться может по обратному. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Какая бы композиция ни была, всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях - вверх и вниз, вправо и влево, и по диагонали.

И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте - переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, общими массами и цветовыми, тональными пятнами она должна быть также хорошо просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт.

Задачи на статичность  довольно часто ставит перед собой художник. Если картина задумана как монументальное, обобщающее, основательное полотно, то и краски должны выражать эту ассоциацию. Психология цвета отдает первое место в области неподвижности и тяжести тёмно-коричневому цвету и его оттенкам, а из других цветов этому свойству отвечают неяркие, темные, сложные тона.

Движение привлекает внимание человека чаще, чем статика. Например, более эффективно действует на зрителя движущаяся реклама. Но на статичном полотне передача движения требует особых усилий и приемов.

Ассоциация с движением появляется при наличии контрастных цветов, при фактурной, неспокойной, негладкой живописи.

Объект на картине будет выгладить движущимся при следующих условиях:

- если на картине используется одна или несколько диагональных линий, направлений движения;

- если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

- если выбрать определенный момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией.

Свободное расположение мазков, столкновение больших и малых пятен, нечеткие границы предметов – эти классические приемы в общем случае обеспечивают динамику произведения. Но не меньшее значение имеет открытость, незамкнутость композиции. Изображение, стремящееся уйти за пределы поля картины, заставляет домысливать пространственную структуру, что создает динамику.

Чем интереснее ритм контрастных по цвету и свету пятен, тем больше возможности создать динамику в картине.

Уравновешенность.

Равновесие - это такое состояние  в композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно  зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это смысловой центр  композиции.

Значение цвета, как средства выражения художественного образа.

Как уже было отмечено, все предметы, окружающего нас реального мира имеют локальную окраску, одинаково порожденную цветами спектра, то есть белого цвета, разложенного на составляющие его семь цветов.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в его природе.  Феномен цвета непрост: в нем содержатся и объективное начало – свет, и субъективное – зрение. Только один свет может рождать  цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, его  воздействия  на человека, его восприятия всегда привлекала людей. На всем протяжении развития науки о цвете мы встречаем имена художников, философов, ученых, которые посвятили свою деятельность этой проблеме: Лукреций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие.

Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т.д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью.

Чем богаче эмоциональная память художника, чем острее он переживает происходящие вокруг него события, тем богаче художественные образы, рожденные им. У каждого художника индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и ту же тему каждый трактует по-своему. Поэтому искусство как метод познания мира глубоко индивидуально. Каждое произведение – это субъективный мир переживаний художника. Через цвет, который должен иметь необходимую ему форму, автор произведения доносит до нас определенные образы.  Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощью которых передается гармоничный контраст

Вывод.

Обучение композиции - один их самых сложных вопросов, от решения которого во многом зависит успех обучения школьников рисованию. Композиция является неотъемлемой частью изобразительной деятельности учащихся детской художественной школы.

Учитывая, что композиция является не только технологической, но и эмоциональной, эстетической характеристикой произведения, большую значимость приобретает формирование композиционных навыков учащихся. Обучен ие созданию композиции учащихся старших классов идет по двум основным направлениям: изучение законов и основных принципов композиции и совершенствование умений и навыков в рисовании. Ведь изучение правил – это необходимый компонент технологии построения композиции. Также необходимо развитие наблюдательности, т.к. это является неотъемлемой составляющей процесса познания, который активизируется благодаря различным композиционным упражнениям. Изучение законов и принципов композиции проводится частично в процессе объяснения тематики заданий и раскрытия сюжетов, а также во время уроков – бесед об искусстве.

Овладение умением  изображать натуру правдиво, лаконично и выразительно требует определенного опыта, значительного количества упражнений, тренировок. Мастерством  быстрого рисования нельзя овладеть сразу, в течение небольшого отрезка времени. Необходимо совершенствование зрительского восприятия, мышления, исполнительских действий, систематическая и целенаправленная работа над композицией.

Композиционные умения занимают основополагающее место в структуре способностей к изобразительной деятельности: они определяют высокий уровень развития творческого воображения и мышления, тесно взаимосвязаны с творческой деятельностью художника. Таким образом, композиционные  умения – это сложное синтетическое образование, охватывающее свойства, без  которых невозможна какая – либо продуктивная художественная деятельность: видеть целое прежде составляющих его частей, выявлять композиционный центр изображения, выделять доминанты и определять иерархию элементов, объединять противоречия, организовывать пространство средствами гармоничного сочетания форм, цвета, фактуры, использовать ритм для эмоциональной выразительности  произведения, оригинально сочетать необычные элементы и понятия.

Развитию композиционных  умений  благоприятствует обогащение знаний о композиции и принципах ее построения, формирование навыков создания целостности художественного образа. Специфика художественного языка живописи обусловливает особенности композиционных решений, акцентируя размеры и пропорции элементов в масштабности целого, форму и орнаментальный декор, возможности материала.

Каждое занятие должно быть направлено на овладение основ изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой  работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются  композиционные начала.

 

.  .  .