Применение информационных технологий в преподавании дисциплины «Основы философии»
Применение информационных технологий в преподавании дисциплины
«Основы философии»
Автор: Рожкова Ирина Александровна
преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства
Задача преподавателя дать знания и умения, но важно при этом обязательно обеспечить и участие дисциплины в формировании компетенций. При изучении дисциплины «Основы философии» речь идет о формировании общих компетенций (ОК).
Поэтому планирование занятий, выбор форм их проведения начинаем со стандарта специальности, где прописаны ОК. Затем планирование занятия идет по принципу: что должны знать и уметь обучающиеся. Следующий шаг: какими методами мы обеспечим получение обучающимися планируемых знаний и умений. И последнее: как мы проверим полученные знания и умения и сформированные компетенции.
Главное в планирование – ориентация не на умения и знания, а на сформированные компетенции. Просто знания есть в массе источников, задача преподавателя показать эти источники, научить эффективно использовать их для выполнения разного рода заданий.
Назовем лишь две ОК, которые формируются при применении информационных технологий в преподавании дисциплины «Основы философии»:
1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
2. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Особая роль в формировании названных компетенций принадлежит процессам компьютеризации и информатизации обучения. Обычно выделяет следующие виды электронных средств обучения: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные справочные издания, компьютерные программы, в том числе тестирующие, образовательные Интернет-ресурсы.
Электронный учебник – компьютерное педагогическое программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Следует подчеркнуть важное положение, которое акцентируют все исследователи: электронный учебник не должен пониматься как аналог печатного учебника и не должен сводиться к тексту, реализованному в электронном формате. Электронный учебник, в отличие от печатного, является принципиально нелинейной системой, работающей в формате гипертекста, или «интертекстуальности», поскольку благодаря гиперссылкам для учебника создается возможность постоянного выхода в другие тексты.
Можно выделить следующие положительные моменты в использовании электронных учебников. Электронный учебник обладает гораздо большей доступностью, чем печатные издания, количество которых в библиотеках может быть и ограничено. Во-вторых, электронный учебник не ограничен в своих объемах в такой степени как печатный. За счет содержащихся в нем гиперссылок объем его информации практически не ограничен.
Электронный учебник не ограничен в возможностях по использованию иллюстративного материала, схем, таблиц, диаграмм, которые обладают высокой дидактической значимостью. Электронный учебник по учебной дисциплине может содержать материал нескольких уровней сложности, что повышает индивидуализированность обучения. С помощью определенных технологий электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий. Электронный учебник позволяет задания и тесты выполнять в интерактивном режиме.
Несмотря на эти преимущества, использование электронных учебников имеет и свои недостатки. Наибольшую трудность представляет собой переход от текстовой информации к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, однако с подобными проблемами можно столкнуться и при использовании печатного учебника. Определенные трудности могут возникнуть в результате неограниченной свободы в поиске информации, предоставляемой электронным учебником.
Касаясь вопроса непосредственно возможностей использования электронных учебников в преподавании дисциплины «Основы философии», следует отметить практическое отсутствие подобных информационных обучающих средств. Есть электронные варианты печатных учебников, которые не содержат гиперссылок и т.п., что обеспечивает компактность в обучении – все в одном учебнике и доступно без подключения к сети Интернет.
Даже если такие учебники есть, то они вряд ли будут соответствовать программе дисциплины, мировоззренческим взглядам преподавателя, структуре теоретического материала и т.д. Поэтому ряд преподавателей работают над созданием электронных учебников и пособий, формируя тем самым УМК дисциплины. Плюс собственного электронного учебника: разработан под программу дисциплины, под содержание, которое дает преподаватель на занятии и под планируемые формы и виды занятий, под контрольно-оценочные средства. Другими словами под методическую базу преподавателя.
Проблемы однозначно есть: много времени на создание, быстрое устаревание и др. Понятно, что электронный учебник должен в силу своего открытого характера постоянно развиваться.
Электронные учебники позволяют обеспечить информатизацию обучения, развивают способности использовать готовую информацию для выполнения заданий. Со временем у обучающихся складывается мнение о легкости добычи информации и происходит приспособление к такому контролю знаний, как тестовые задания вэлектроном учебнике. Обучающиеся приспосабливаются к логике тестовых заданий.
Помимо использования электронных учебников в процессе преподавания дисциплины использую мультимедийные технологии. Мультимедиа презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу и анимацию. Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность. Преимущества презентации определяются тем, что при ее создании упорядочивается материал лекций и повышается наглядность.
Применение информационных технологий обеспечивается доступом к сети Интернет. Кроме того, в зависимости от специфики учебной дисциплины, конкретной лекции и учебного курса, даже в абстрактном философском знании возможен выход от теоретической сферы к прикладному исследованию наглядных примеров. Все это способствует тому, что преподавание философии может сопровождаться демонстрацией с помощью ряда медиаресурсов. Например, просмотр с помощью проектора или индивидуально на рабочем месте обучающегося, оборудованном персональным компьютером записей лекций известных философов (курс философии), показ фотографий, трудов философов и т.п.
Возможности Интернета огромные, масса информации в нем и работать сложнее, чем с электронным учебником, в котором преподаватель подобрал только нужную информацию. Обучающиеся считают, что Интернетом они умею пользоваться. А на самом деле, практика показывает, что как образовательным ресурсом Интернетом обучающиеся владеют не достаточно, как хотелось бы. Для преподавателя, чтобы результативно применять Интернет на занятиях, надо научить обучающихся умению отбирать, искать и т.п. нужную информацию. При этом информация должна быть научной, достоверной и т.п. Задача – научить использовать официальные ресурсы Интернета.
На занятиях «Основы философии» используем Интернет для выполнения творческих заданий, которые способствуют развитию творческого мышления изучающих историю и проблемы философии. Особое внимание уделяется процессу реконструкции мысли выдающихся философов, умению анализировать и систематизировать теоретический и практический материал. В отдельных случаях допускаются альтернативные ответы на контрольные вопросы; оценивается их приближение к подлинному варианту, глубина и оригинальность понимания поставленного вопроса. Творческие задания могут быть использованы преподавателями в ходе семинарских занятий, в качестве заданий для самостоятельной работы, обучающимися для самоконтроля знаний по философии, для подготовки к аттестации. Пример творческого задания: Тибетский мудрец Шенраб учил, что есть 3 великих врага человека: ложь, обман... А что он считал третьим врагом?
Что главное в таких заданиях – поиск ответа и развивающееся при этом мышление, напряжение ума – вопрос то интересен. В учебниках и хрестоматиях его можно найти, а время сколько потратить. Поэтому используем Интернет. Здесь опять развивается логическое мышление: как искать. Учим обучающихся выбирать только ключевые слова и поиск осуществлять по этим словам.
Если задаем реферат в качестве самостоятельного задания, то чтобы такая работа принесла пользу обучающемуся, а не просто он работу скачал с Интернета, надо обязательно дать план, ссылки на информационные ресурсы.
Надо научить обучающихся скачивать учебники, осуществлять поиск и многое другое, что позволит сформировать заявляемые во ФГОС ОК.
Использование информационных технологий в изучении и преподавании дисциплины «Основы философии» позволяет не только вызвать интерес к дисциплине, но и вникнуть в содержание, потому что знание обучающийся добывал сам, тем оно и ценно. Оно не насаждалось сверху как сумма догматических знаний, а постепенно усваивалось самостоятельно и добровольно, с интересом. Обучающийся чувствует себя равноправным, причем активным участником образовательного процесса и полученные знания – это и результат его деятельности.
Чтобы обеспечить место дисциплины «Основы философии» в формировании ОК, надо понимать, что цель преподавателя каждой дисциплины – формирование компетенций в процессе получения знаний.
Преподаватель должен четко отвечать на следующие вопросы: какие формы и методы проведения занятий нужны для этого и какими должны быть задания?
Тем не менее, использование электронных технологий в рамках гуманитарных курсов имеет одну опасность. Применение электронных учебников и иных средств компьютерного обучения не должно отразиться на количестве часов непосредственного контакта и совместной работы обучающегося и преподавателя. Конечно, электронные учебники способны помочь в самостоятельном усвоении знания. Однако для гуманитарных дисциплин принципиальной задачей является формирование мировоззрения, аналитических способностей и коммуникативных навыков, достигнуть чего вне живого общения невозможно.
В целом, широкое внедрение информационных технологий потенциально содержит опасность отчуждения человека от человека, подмену человеческого общения простым обменом текстом посредством клавиатуры и компьютера. Поэтому, учитывая позитивные моменты, надо понимать, что информационные технологии – это одна из технологий обучения и в гуманитарных дисциплинах важная, но не самая главная. При этом все применяемые технологии должны дополняться другими видами взаимодействия преподавателя и обучающегося, позволяющими формировать специалиста, соответствующего требованиям рынка труда и общества.
Литература:
1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
2. Медведев В.П., Денисова Л.Н. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2 – С. 96-99.
3. Е.Н. Ягодкина. Технология построения инновационной модели образовательного стандарта среднего педагогического образования на основе модульно-компетентностного подхода. // Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: Педагогика.