Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование междисцплинарных возможностей на уроках информатики

Дата публикации: 2019-02-04 03:50:51
Статью разместил(а):
Рожкова Наталья Александровна

Использование междисцплинарных возможностей на уроках информатики

Автор: Рожкова Наталья Александровна

МБОУ "Центр образования № 7 им. Героя Советского Союза С.Н. Судейского, г. Тула

 

В настоящее время информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Поэтому, в своей работе я стараюсь акцентировать внимание на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал дисциплины и максимально добиться достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дисциплины, формирования ИКТ-компетентности у учащихся.  

Именно в развитии междисциплинарных связей информатики с другими предметами и областями социальной жизни человека выстраивается моя деятельность. За 4 года работы в школе я заметила, что чаще всего при изучении новых тем, особенно, не вполне понятных, молодому педагогу дети задают вопрос: «А зачем нам это нужно?». В ту же секунду класс делится на два условных лагеря: тех, кто искренне ждет ответа от педагога, и тех, кто ждет от учителя полной профессиональной капитуляции.  При этом в каждой из сторон находятся дети, готовые задать этот вопрос в первую очередь себе. Задать его без риторических восклицаний и сарказма или иронии, а в искренней надежде открыть для себя области применения получаемых знаний.

Несмотря на то, что чаще всего дети задают этот вопрос отнюдь не из стремления к познанию и расширению сферы применения своих возможностей, они правы. Потому что простой, четкий и аргументированный ответ на этот вопрос – основа целеполагания и мотивации ребенка к работе на уроке. Но только в том случае, если ребенок не получает этот ответ, а добывает его самостоятельно. Я убеждена, что не может быть продуктивной работы в деле, в котором дети не заинтересованы. Значит, каждый из них должен найти в изучаемых направлениях что-то важное для себя, своей жизни, развития и самореализации.

Огромное подспорье в реализации и воплощении этих идей в жизни принесли федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, меняющие роль ученика и учителя, меняющие подход к самой структуре и типологии урока как основной формы организации учебного процесса в школе. Первым в школу «пришел» урок открытия новых знаний. Апробировав подготовку и проведение данного типа урока, я подготовила юмористическое методическое пособие для учителей школы – нарезку видеофрагментов художественных фильмов «Как провести урок  по ФГОС». В приведенных там отрывках обобщены и продемонстрированы, на мой взгляд, принципы, «изюминки» проведения такого типа урока. Дополненный моими комментариями, материал позволил учителям снять психологические барьеры и в комфортной форме с легкостью принять и усвоить основные принципы проведения урока по ФГОС.

На уроках открытия новых знаний большое внимание уделяется именно мотивации ребенка, поэтому весь изучаемый предметный материал я стараюсь использовать как инструмент, облегчающий учебную нагрузку и улучшающий жизнь моих учеников. Так, в 5 классе изучение возможностей текстового редактора строится вокруг работы учеников со своим портфолио. Простейшие операции по набору и редактированию осуществляются не на абстрактных текстах, а на анкетах, затрагивающих сферу интересов и увлечений детей. На одном из уроков, на этапе мотивации мы послушали фрагменты песен, клипов известных исполнителей, посмотрели портреты знаменитых в разных сферах деятельности людей.

В школьном возрасте вряд ли найдется ребенок, мечтающий о скромной должности мерчендайзера в торговом центре. Каждому из учеников представляется, что именно он внесет вклад в развитие какой-то области, будет известным врачом, танцором, актрисой, бизнесменом и т.д. И это прекрасно, потому что в этих мечтах заложено стремление к развитию личности ребенка. Узнав о мечтах получить признание в той или иной области, мы представляем, что есть человек, в силах которого помочь исполнить все мечты, но как ему узнать о нашем существовании? Дети предлагают различные способы заявить о себе, а я выступаю в роли сварливого секретаря, мешающего это сделать. Именно такая игра в препятствия помогает детям раскрепоститься, не бояться строить диалог и включаться в обсуждение темы урока, а мне, как учителю, - помогает оценить и расширить знания детей и подвести их к использованию портфолио как самого удобного способа представления своих целей и достижений.

В дальнейшем все темы раздела по редактированию и форматированию текстовых документов, изучению возможностей текстовых редакторов дети выполняют на своих портфолио. Таким образом, по итогам изучения темы я добиваюсь достижения предметных, личностных и метапредметных результатов, а дети получают портфолио, лучшие из которых в дальнейшем отправляются на конкурс портфолио учащихся школ.

Я вижу достаточно высокий уровень нагрузки на учащихся, поэтому стараюсь построить свою работу так, чтобы задания по информатике помогали ученикам справиться с работой по другим дисциплинам.

Например, при изучении темы «Моделирование» старших классах я использую прикладные компьютерные программы, применяемые в других предметах: «Mathcad» - надежный инструмент построения и исследования графиков функций, «Geogebra» - программа для изучения звездного неба и другие.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Моделирование» по содержанию заданий существенно отличался от «классического варианта» заданий типа «Один объект – одна модель», представленного в учебниках и рабочих тетрадях детей. Детям был  предложен только один объект для моделирования по различным основаниям – символ наступающего года. Использование такого объекта создало ребятам хорошее настроение и снизило риск страха не справиться с поставленными задачами, увеличилась эвристическая составляющая урока. Некоторым микрогруппам по жребию «выпали» модели, требующие развитого воображения, сообразительности, смелости и нестандартного подхода к выполнению задания. Составляя разные виды моделей для одного объекта, дети не только сами обобщили полученные знания, но и составили выводы о целесообразности использования конкретных видов моделей на основе своего практического опыта.

Изучение возможностей редактора по созданию презентаций MicrosoftPowerPoint лучше всего позволяет ученикам перенести свои знания на другие предметные области. Ведь многие творческие задания, особенно по предметам гуманитарного цикла, основаны на создании тематических презентаций. На уроках информатики мы сравниваем, анализируем и дорабатываем  презентации, созданные ребятами по другим предметам, формируя для себя не только общие правила составления качественной презентации, но и выстраивая логику раскрытия заявленной темы (т.е. способствует развитию алгоритмического, логического мышления учащихся). Таким образом, дети не только отрабатывают предметные навыки, но видят результаты своей практико-ориентированной деятельности, осознавая «зачем им это нужно».

«Изюминкой» работы для меня стала проектная деятельность. Приведенные выше примеры во многом уже доказали мою симпатию к данному виду работы. Именно работа с проектами позволяет максимально реализовать возможности предмета в соответствии с требованиями нормативных документов и темой работы школы («школа акмеологической направленности – школа самореализации, творчества и успеха»), снизить риск учебных перегрузок учащихся, интегрировать образовательную и воспитательную среды, приобщить учащихся к внутреннему мониторингу качества и оценки эффективности работы школы.

Приведу несколько примеров:

Одним из условий участия в традиционном школьном конкурсе классных коллективов «Знакомьтесь, это - мы» является наличие презентации о своем классе. Сроки участия в конкурсе совпадают со сроками изучения презентаций и видеоредакторов в курсе информатики. Разрабатывая проект представления класса, нередко дети во время урока имеют возможность для обсуждения идей, съемки и монтажа своих фильмов.

В старших классах темы проектов при изучении возможностей видеоредакторов также посвящаются предстоящим мероприятиям. Например, видео, подготовленные к 23 февраля, вечеру встреч с выпускниками, 8 марта и т.д., демонстрируются на переменах в школьных рекреациях, выступая в качестве информационного сопровождения системы воспитательной работы в школе. Например, творческая новогодняя открытка школе.

В 2013 году одним из таких событий стало проведение на базе школы библиографической игры «От истоков к успеху», в рамках которой учащимися для конкурсантов была подготовлена краеведческая викторина-презентация «Фотолото», и в сотрудничестве с информационно-библиотечным центром школы проведен заочный этап игры «Контрольная закупка читательских формуляров».

В качестве примера внутреннего мониторинга приведу пример изучения табличного редактора Microsoft Excel в 10 классе. По согласованию с методическим объединением учителей начальной школы, группы учащихся 10-х классов выходят к первоклассникам с целью проверки у малышей техники чтения. Полученные результаты обрабатываются в табличном редакторе Excel с построением  графика, отражающего результаты первоклассников и позволяющего сравнить их с принятыми нормами чтения для первоклассников.

Завершая проект, ребята подписывают сертификаты участников для каждого первоклассника и вручают их ребятам. Полученные данные анализируются не только 10-тиклассниками, но и методическим объединением учителей начальной школы и администрацией в качестве материала для внутреннего мониторинга и оценки качества работы школы.

Еще одним из примеров проектирования как социально-значимой деятельности учащихся является разработка тематических мастер-классов для учащихся начальной школы. Ученики 6-х классов по согласованию с учителями, работающими в 3 классах, определяют темы, в рамках которых готовят фото-мастер-классы для третьеклассников. Например, мастер-классы по изготовлению подарков ко Дню матери. Данные мастер-классы в формате слайд-шоу или видеоинструкций используются в качестве методических разработок на уроках технологии в начальной школе.

В качестве приоритетной параллели мной определены 3 классы, так как пока именно они обучаются во 2 смену, что дает 6-ти классникам, авторам мастер-классов, лично принять активное участие в реализации своих проектов вместе с учителей начальной школы. Подобная находка позволяет обеспечить преемственность ступеней общего образования и улучшить дальнейшую адаптацию выпускников начальной школы за счет налаженной коммуникации со своими старшими товарищами.

Таким образом, опыт работы позволил мне наметить и начать выстраивать систему своей деятельности в соответствии с принципами и  темой работы школы в интересах самореализации, творчества и успехов наших учеников. Я употребила выражение «начать выстраивать систему» неслучайно. Она еще не выстроена, а только формируется. Крупных, общеизвестных авторских систем в педагогике не так уж и много, но все они – результат многолетнего исследовательского, экспериментального труда и постоянного творческого поиска, который может длиться десятилетиями в сотрудничестве со всеми педагогами школы. Ведь, чтобы оценить систему, надо видеть результаты, а результаты в образовании – сфера, весьма отсроченная во времени.Но на этом пути формирования своей системы работы я не определяю отдельное, автономное  место информатики в нише школьной жизни.

Я рассматриваю уроки информатики в качестве основного инструмента, позволяющего интегрировать различные сферы жизнедеятельности школы, улучшить их и оптимизировать.

Я стараюсь, чтобы мои уроки позволяли ученикам самостоятельно, уверенно и четко находить для себя ответ на вопрос «Зачем мне это нужно» во всех сферах своей деятельности. И опыт моей работы позволяет им еще в школе почувствовать, осознать себя частью социума, понять свою роль в его успешном функционировании, уметь ставить цели и находить способы их достижения, развивать себя и улучшать жизнь вокруг себя.

.  .  .