Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психолого-педагогическая характеристика процесса социальной адаптации младших подростков в сельской школе

Дата публикации: 2018-11-16 13:01:55
Статью разместил(а):
Снегирева Ирина Викторовна

Психолого-педагогическая характеристика процесса социальной адаптации младших подростков в сельской школе

Автор: Снегирева Ирина Викторовна

 

Понятие “социальная адаптация” в психолого-педагогической литературе.

В последние годы становится все более употребим термин “адаптация”. Впервые этот термин появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом  Г.Аубертом в 1865 году и обозначал изменения чувствительности  кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В настоящее время адаптация достаточно изучена только с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Так ее рассматривают, как чисто физиологическую особенность, то есть приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием приспособлений и действующих на него раздражителей, перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

В конце 19 века Габриель Тард, французский социолог, впервые поставил проблему изучения социальной адаптации в обществе силами социологической науки. По его мнению, социология должна была ответить на два вопроса: “1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптаций, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?” 

К 30-40-ым годам двадцатого столетия появляется все больше исследований на стыке физиологических, психологических и социальных наук. Исследователи приходят к выводу, что слишком узкое понятие адаптации не перспективно. К нему начинают обращаться не только физиологи, но и философы, экономисты, политологи, конечно же психологи, ибо адаптация, как механизм приспособления присуща растениям, животным, людям. О яблоне, которую пересадили из одного сада в другой и которая не прижилась, говорят, что она “не адаптировалась”, т.е. не приспособилась к новым условиям. С таким же правом можно говорить о животных, которых перевели из одного зоопарка в другой, а они, не приспособившись - погибли. Это происходит и с людьми (целыми народами, группами, отдельными личностями). Не случайно от историков, археологов можно слышать о вымерших народах, которые так и не адаптировались в каких-либо климатических, географических, политических или экономических условиях. Таким образом, данная категория может претендовать на огромную широту и даже всеобщность.

Рассматривая адаптацию, как категорию человеческую ее следует понимать и как явление философское, политическое, климатическое, географическое, экономическое, социальное и психологическое. Действительно, меняется общественный строй, происходят политические потрясения и целый народ, измученный, израненный, начинает постепенно привыкать, приспосабливаться  к новой жизни, т.е. адаптироваться. Несколько групп детей (из малокомплектных сельских школ) объединяются и переводятся на новое место учебы, начинается согласование, привыкание, при этом нередко меняется микроклимат в малых группах, устанавливается лидерство и социальный статус детей, и это тоже адаптация. Наконец, человек как сложная психологическая система, постоянно взаимодействуя со средой, окружением, группой, действуя, общаясь, познавая: или входит в гармонию с внешним миром и самим собой, т.е. адаптируется; или не достигает гармонии, и результатом чего являются внутренний дискомфорт, биологические и психологические сбои, эмоциональный надрыв, конфликт с окружающими людьми, т.е. процесс адаптации не произошел.

Большой вклад в решение проблемы социальной адаптации человека сделан западными теориями личности, где так или иначе затрагивается проблема социальной адаптации личности. Хотя в работах некоторых из авторов отсутствует сам термин, но по существу в них речь идет именно об адаптации. И даже в случаях декларируемого отрицания адаптации, она все же утверждается в том понимании, какое существует в психологии, но утверждается косвенно, вопреки воли самих авторов теорий.

Молодцова Т.Д. в книге “Психолого - педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков” описывает различные теории существующие в психологии, в которых так, или иначе затрагиваются проблемы социальной адаптации человека: “Выдающийся австрийский психоаналитик З.Фрейд не отрицал явления адаптации личности, утверждая, что личность, имеющая такие подструктуры, как “Оно”(ид.), “Эго”(Я) и “Супер-Эго”(или “Супер- Я”), постоянно бороться со страстями, бушующем в “Оно”(или ид.) и адаптируется в среде, спасаясь от неврозов при помощи “психологической защиты” (вытеснения, регрессии, рационализации, проекции и т.д.) Нередко эти механизмы защиты, примирив личность со средой, приводят к снятию неврозов, но одновременно некоторые из них задерживают ее развитие, самоусовершенствование и могут на каком-то этапе носить далеко не позитивный характер.

И все-таки, адаптация по Фрейду носит положительный характер, она защищает организм от неврозов. Однако в тех случаях, когда защита ведет к регрессу, деградации, ее нельзя рассматривать как явление положительное. В такой ситуации необходима корректировка поведения личности, которая игнорируется в концепции З.Фрейда, за что его критикуют многие психологические школы.

Несколько по иному к проблеме адаптации личности подходит ученик З.Фрейда, А.Адлер. Если с точки зрения Фрейда врожденными являются главным образом, инстинкты сексуальный и разрушения, то у Адлера это врожденное чувство общности. Именно оно обеспечивает адаптацию личности к среде. При этом люди являются самодостаточными, уникальными в своих способах адаптации к жизни. В то время как З.Фрейд рассматривает среду как нечто враждебное для личности и уделяет мало внимания ее активности, динамике становления, А.Адлер считает, что два чувства постоянно обеспечивают активность личности - чувство неполноценности и стремление к превосходству, которые являются носителями энергии. Именно им он предает статус механизмов адаптации к обществу, приводящих к неполной компенсации, полной компенсации, псевдокомпенсации. По сути говоря, данные типы компенсации можно назвать типами приспособления к среде. Если у человека, например, неполная компенсация, то он тревожен, не уверен в себе, завистлив, и тогда следует говорить о его неполной адаптации.

Интересную теорию предложил один из последователей З.Фрейда Э.Фромм. Им вводятся такие понятия, как “укоренение”, “индивидуализация”. По мнению Фромма, “укоренение” - это путь “быть как все”, а “индивидуализация” - это стремление “быть самим собой”. Эти два начала в личности постоянно борются. Если, согласно Фромму, рассматривать индивидуализацию как “свободу от других”, то на наш взгляд, при этом происходит определенная дезадаптация в обществе при психологической адаптации, если же укоренение - это “свобода от себя”, тогда человек дезадаптируется внутренне, адаптируясь со средой. Это противоречие по Фромму рождает четыре механизма психологической защиты - садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. У каждого человека какой-то механизм преобладает, что следует учитывать при подходе к каждой личности. Средством адаптации личности Фромм считает любовь, которая помогает гармонизации человека.

Одной из ярких представительниц неофрейдизма является К.Хорни, по

мнению которой, личность от рождения имеет чувство беспокойства, или “коренной тревоги”. Это чувство приводит к так называемому изначальному конфликту, который личность стремится преодолеть при помощи специальных стратегий, перенося данный конфликт на внешнюю ситуацию. Бесспорно, подобная стратегия выступает как “защитный механизм”, способствующий адаптации личности.

Если обобщить все перечисленные теории фрейдизма и неофрейдизма, с точки зрения проблемы адаптации личности, то можно заметить, что все они сходятся во мнении о наличии каких-либо врожденных особенностей, которые в ряде обстоятельств отчуждают личность от среды , а в других - способствуют вхождению в среду, создавая “защитные механизмы” (вытеснение, регрессию, компенсацию, мазохизм, садизм, конформизм, деструктивизм и т.д.), но во всех случаях речь идет о примирении личности со средой и самим собой или ее адаптации.                                                          

Несколько другое отношение к адаптации у представителей гуманистической психологии.

Обратимся к теории Э. Эриксона - ”Эго - психологии”. Автор описывает восемь этапов развития личности, утверждая, что у человека развивается идентичность, т.е. самотождественность. Показывая развитие идентичности у человека, Эриксон рассматривает условия, при которых личность адаптируется к возрастным изменениям и изменениям среды. Например, при описании периода младенчества, он подчеркивает развитие базового доверия у ребенка к миру. А это не что иное, как психологическая адаптация. Говоря о второй стадии раннего детства, автор указывает на необходимость равновесия автономии ребенка и среды. Такое равновесие, по его мнению, должно стать положительным для ребенка, а значит и адаптировать его вхождение  в общество. Аналогично можно проанализировать любую из стадий развития, описанных Эриксоном, который подчеркивает особенности каждой из них, показывает, в каких случаях развитие гармонично вписывается в отношения и ситуации, т.е., по существу, пишет об адаптации.

Обратимся к концепции другого представитель гуманистической психологии - А.Маслоу, который в своих трудах резко критиковал З.Фрейда за принижение роли сознания, рассматриваемого как приспособление, адаптация к среде. По мнению автора, очень важно стать Самостью, не допускать равновесия. Он анализирует ряд коренных потребностей личности, которые обеспечивают ее развитие: 1) физиологические потребности; 2) потребности в безопасности (стабильности, порядочности); 3) потребность в любви и принадлежности; 5) потребность в уважении (самоуважении, признании); 5) потребность в самоактуализации. Разбор перечисленных потребностей показывает, что отрицая адаптацию, А.Маслоу, по сути говоря, ее отстаивает. Разве потребность в стабильности, порядке, любви, принадлежности, уважении, не является стремлением к адаптации в обществе, к деятельности, к общению? Очевидно, что данные потребности как раз и должны гармонизировать отношения личности и общества, а значит, и адаптировать ее к обществу. Только при их удовлетворении, человек может переходить к удовлетворению высшей потребности - потребности в самоактуализации, которая обеспечивается адаптацией.

Известным представителем гуманистической психологии, принесшим ей большую практическую пользу, является К.Роджерс. Он рассматривает такое важное качество человека как конгруэнтность, от которой зависят отношения человека с окружающим миром. Сама же конгруэнтность в свою очередь зависит от самооценки, формируемой в детстве. Роджерс предложил методику, которую он назвал “группы встреч”. Эти группы призваны перестроить отношение человека к самому себе, снять отчуждение, создать новый “гештальт”. Такая перестройка, изменяя самого индивида, изменяет его “феноменальное поле”, примиряет с окружающим миром, делает конгруэнтным. А это фактически психологическая и социальная адаптация.

Обобщая теории представителей гуманистической психологии, можно с уверенностью сказать, что в ряде случаев, не употребляя термин “адаптация”, они объективно говорят о ней.

Термин “адаптация”, чрезвычайно популярный в первой половине 20 века, до сих пор является предметом самого пристального внимания. Ученые пришли к выводу, что нельзя изучать какой-то из видов человеческой адаптации, полностью игнорируя другие ее виды. Многие видят глубокую взаимосвязь между различными видами адаптации человека. В “Справочнике по дошкольному воспитанию” справедливо отмечается: “Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. В дошкольном, особенно в раннем возрасте, изменение среды и обычного образа жизни приводит к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушения в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность, ухудшение сна, потеря аппетита). Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что часто приводит к заболеваниям. Эти явления в разной степени выражены у детей и объясняются недостаточной тренированностью механизмов адаптации”. Подобные явления, в большей или меньшей степени, наблюдались и у младших подростков, вошедших в группу  исследованных пятиклассников Пятилетской сельской школы.

В современной социально-психологической литературе социальную адаптацию рассматривают по-разному.

В “Большой Советской энциклопедии” написано: “Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей”. Близко к этому следующее определение из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”: “Адаптация социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности”.

В “Социологическом словаре” под редакцией А.Н.Елсукова дается такое определение: “Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды... Социально - психологическая адаптация - процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми”.

А.В.Мудрик так определяет социальную адаптацию - “это процесс и результат становления индивида социальным существом”.

В словаре “Реабилитация социально - дезадаптированных детей и подростков” написано: “А адаптация ребенка (социальная) - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде , к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально - психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность этой средой. Показатель низкой социальной адаптации ребенка -его отклоняющееся поведение”.

А.А.Налчаджян определяет социально - психологическую адаптированность личности  “как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей”.

Адаптация, это сложное, неоднозначное явление, естественно, что существует разночтение при определении сущности данного феномена. Социальная адаптация стала пониматься как готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, иногда ее стали называть неосознанным формированием навыков и обычаев общественного существования. Появились работы, которые, рассматривая адаптацию как философско - психологическое явление, называют ее “адаптивностью”. Так, В.А. Петровский в книги “Личность в психологии” пишет: “Адаптивность - в самом широком смысле  - характеризуется соответствием результата деятельности индивида и принятой им цели”. Как следует, адаптивность рассматривается как некая способность любой личности “строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром”. Появившись, термин “социальная” или “средовая” адаптация, не только прочно завоевал свои позиции, но и стал одним из самых популярных и часто употребляемых в самых в самых разных науках, не говоря о науках психолого - педагогических.

В “Кратком психологическом словаре” дается следующее определение социальной адаптации: “Адаптация социальная - 1. Постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной Среды. 2. Результат этого процесса.

Таким образом, количество определений, связанных с социальной адаптацией растет, и термин “социальная адаптация” начинает занимать все более прочное место в отечественных социальных и психологических науках.

Проблемами адаптации активно занимаются ученые за рубежом и в России. Но серьезным препятствием в этой работе остается неясность вопроса о критериях социальной адаптации, очень скупо освещенного в литературе. Критерии социальной адаптации - это независимые показатели и признаки, по которым можно судить об этом явлении.

Рассматривая специфику социальной адаптации, М.В.Ромм предлагает: “Для того чтобы понять социальную адаптацию личности, найти ее критерии, следует выйти за пределы биологических и психологических детерминант (причинное обусловливание) адаптивного процесса человека и постараться найти такие критерии, которые, будучи производными от его биосоциальной природы, сами бы к последним не относились. В противном случае анализ критериев адаптации замыкается либо на физиологических измерениях параметров человеческого организма до и после адаптации, либо в круге сложнейших нейропсихологических когнитивных проблем”.

Если сделать вывод о необходимости выхода за рамки биологической и психологической оценки индивида, именно то как индивид и социальная среда взаимодействуют в процессе адаптации и будет той частью социальной реальности, в которой следует искать критерии социальной адаптации. М.В.Ромм считает, что такими критериями могут выступать: “1)Скорость адаптации, равная времени с момента поступления информации об изменении характера социальной Среды и условий деятельности до выработки адекватной новой адаптивной ситуации стратегии приспособления. 2) Продуктивность деятельности как следствие успешности адаптивной стратегии. 3) Эффективность информационного взаимодействия на базе создания индивидуального адаптивно - культурного пространства. 4)Эмоциональная удовлетворенность результатами приспособления. 5)Высокий социальный статус индивида в социальной среде”.

Итак, вопрос о критериях в настоящее время остается открытым. Явление социальной адаптации в науке находится на стадии разработки и формирования. Хотя, какой бы ученый не затрагивал проблему социальной адаптации, он всегда пытался определить те параметры, по которым можно классифицировать эти приспособительные процессы. Вспомним Адлера с его “Типами компенсаций”. В работах  Р.К.Мертон можно найти пять способов адаптации индивида к условиям существующим в обществе или группе: конформность, инновация, ритуализм, ретреатизм и мятеж. Под конформизмом, подчинением  понимается сочетание целей, провозглашаемых цивилизацией и путей их достижения. Инновация - это такой способ адаптации, когда индивид принимает цели культуры, но отвергает законные средства их достижения (так коммерсанты пытаются достичь желаемого путем хозяйственных правонарушений). Ритуализм - предполагает принижение целей цивилизации или даже полный отказ от них, пока не удовлетворены запросы каждого в отдельности. Ретреатизм означает “уход от мира”, когда личность используя различные способы, не может достичь целей, выдвигаемых цивилизацией, реагирует на это апатией, уходом от мира (душевно больные, алкоголики, бездомные и т.д.). При мятеже все старые цели и методы отвергаются и заменяются новыми (революции, терроризм, убийства).

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. А.Н.Елсуков выделяет 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальную стадию, когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в  своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадию терпимости - индивид и новая среда проявляет взаимную терпимость к системам ценностей и образом поведения друг друга;

3) аккомодацию - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

4) ассимиляцию - полное совпадение систем ценностей индивида и Среды”.

Преподавателями факультета социальной педагогики Ростовского ГПУ были проведены наблюдения, который позволили выделить различные типы людей в зависимости от того, как они адаптируются в обществе.

Первый тип - “адаптированные”, т.е. люди, у которых личностные связи вполне гармоничны с положительным окружением, что проявляется в деятельности и  отношениях. У таких людей в целом отсутствуют стрессы, у них преобладают спокойные эмоциональные реакции, не проявляются конфликты в отношении с окружающими, они в согласии со своим “Я”, нашли свои роли в среде, у них высокий социометрический статус.

Второй тип - “частично адаптированные”, или преддезадаптированные. Это те люди, у которых ситуативно нарушены личные связи, отношения, характер деятельности, но эти нарушения не стали устойчивыми психологическими образованиями (если это психологические нарушения) и не превратились в серьезные социальные нарушения. Однако при определенных условиях отрицательные факторы могут углубиться, укорениться, что чревато переходом в третий тип.

Третий тип - “дезадаптированные”, т.е. те, кто не приспособился к обычным для большинства людей условиям. У них есть определенный внутренний и внешний дискомфорт, они неудобны другим, а иногда и самим себе, у них нет гармонии в отношениях, деятельности, поведении, а иногда нет и внутренней гармонии. Большинство таких людей подвержены стрессам, фрустрациям, неврозам, они часто мешают окружающим.

Четвертый тип - “неадаптированные”, или те, для кого обычные для большинства людей условия неприемлемы, неинтересны. Для данных людей важен сам процесс преодоления. Спокойная обстановка и стабильность вызывают у них только скуку. Именно такого типа люди становятся испытателями, путешественниками, альпинистами, каскадерами.

Пятый тип - “адаптированные к асоциальным условиям”, или отрицательно адаптированные. Среди них можно выделить две подгруппы: 1) активно адаптированные к асоциальным условиям, с чувством эмоционального удовлетворения принимающие внешние нравственно отрицательные условия, вписывающиеся в них, гармоничны с ними;     2)адаптированные конформно, т.е. не имеющие  характера принципиальности, устойчивости, неспособные противостоять нравственно- отрицательным условиям. Если в первой подгруппе в основном наблюдается полный эмоциональный комфорт, то у второй группы за внешней адаптацией нередко кроется дезадаптация внутренняя.

Шестой тип - “дезадаптированные к асоциальным условиям”, т.е. те, кто умеет благодаря сильному характеру, твердости и убежденности противостоять отрицательной среде. Такие люди являются нонконформистами, они очень слабо поддаются влиянию, в том числе и отрицательному. Среди них такие две подгруппы: а) люди, не приемлющие условия, выдвигаемые асоциальной средой, которые нередко становятся изгоями в асоциальном обществе; б) люди, которые стараются асоциальное окружение переделать, положительно на него влиять, а если не получается, становятся представителями первой группы.

Седьмой тип - “адаптированные к дезадаптированным”, или глубоко дезадаптированные. Это люди, которые смирились со своей дезадаптацией, которые от жизни ничего не ждут (бомжи, алкоголики, попрошайки, наркоманы и т.д.). Нередко такой тип появляется из людей как бы “выброшенных” из жизни в силу различных обстоятельств.

Конечно, приведенные в пример критерии и признаки далеко не исчерпывают всех тонкостей адаптации, но такие классификации дают некоторые представления о приспособлении к среде.

“Социальная адаптация” - это общее понятие. В настоящее время появляются такие понятия, как “культурная адаптация”, “школьная адаптация”, “семейная адаптация” и т.д., причем каждый из видов адаптации имеет свои признаки, критерии, виды и условия. Так, например, Е.В.Веттенберг определяет понятие культурная адаптация как “приспособление к новой культуре, сопровождающееся ассимиляцией и преодолением культурного шока; разрабатывает стадии культурной адаптации: “медовый месяц- оптимизм, восторженное отношение к новой культуре, стадия враждебности к новой к новой культуре, фрустрации из- за невозможности решить проблемы привычным способом, стадия выздоровления, стадия завершенной адаптации, шок после возвращения домой, реадаптация”. Г.А.Цукерман рассматривает школьную адаптацию, называя ее периодам “привыкания к новым условиям и требованиям”, восстановлением “нарушенного равновесия в отношениях с миром и собой”. Классификация адаптации происходит и по возрастным параметрам (дошкольная, подростковая и т.д.). В данной работе мы подробнее остановимся на социальной адаптации младших подростков в условиях сельской школы.

Получив некоторое представление о том, как явление социальной адаптации отражено в научной литературе, можно заключить, что социальная адаптация- это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении. Наиболее заметным показателем ее нарушения является разбалансированность личностная, деятельностная, поведенческая и эмоциональная.

     Сущностная характеристика процесса социальной адаптации младших подростков.

Немаловажную роль в успешной адаптации к школе играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы младшему подростку перешедшему в пятый класс, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.

Для того чтобы понять, как протекают процессы адаптации в сельской школе, рассмотрим особенности личностного развития подростка проживающего в сельской местности, эти особенности во многом определяются социально- экономическими, культурными, природными условиями жизни села. Сельский подросток несет на себе отпечаток той Среды, в которой растет, что приводит к формированию определенного средового типа личности. Представляя обобщенный социально-психологический портрет сельского подростка, выделим наиболее типичные особенности его развития.

Процесс социального формирования личности сельского ребенка протекает в условиях довольно замкнутой социальной общности людей, изолированной от внешнего мира, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам, в относительно простой, культурно бедной, социально примитивной среде, где труд на земле и в личном подворье занимает значительное место в жизни каждой семьи.

Социально и культурно ограниченные условия сельской Среды позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития  личности подростка, что негативно отражается на темпах этого развития. У сельских подростков психологи отмечают повышенный уровень монотомии (психологического пресыщения), связанный с ограниченным кругом общения.

Пространственная ограниченность сельской Среды определяет узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов, под влиянием которых растет и развивается ребенок. Как и городскому школьнику, ему доступны средства массовой информации, но сказывается дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений, недоступность культурных очагов города (театров, выставок, музеев, библиотек). Отсюда - более медленный темп культурного развития, меньший уровень коммуникативных навыков, речевой культуры, общей образованности сельского школьника, что отражается на процессе социально - психологической адаптации в школе. В своем исследовании В.И.Семенов дает такую характеристику современным учащимся сельской школы: “Речь детей бедна, невыразительна. Они не могут излагать свои мысли последовательно и связано. У них плохо сформированы пространственные представления. У детей очень неустойчивое внимание. Они рассеяны, не умеют сосредоточиться при объяснении нового, быстро утомляются, не умеют преодолевать трудности при выполнении задания, чрезмерно подвижны и повышено возбудимы”.

Общий уровень образованности городского и сельского учащегося отличается, мало того, существует такое отличие и между учениками сельских школ разных типов. Например, таких как средняя сельская школа и малокомплектная сельская школа (а таких 10% от всех сельских школ, не смотря на процессы укрупнения с 2010 года). Если в средней сельской школе часто встречается отсутствие параллелей и многопредметность в работе учителя, малая наполняемость классов, то для малокомплектной школы характерно еще и наличие класса- комплекта, т.е. одновременные учебные занятия учащихся двух, трех, четырех классов в одном помещении под руководством одного учителя. Вот что говорит преподаватель литературы средней школы п.Безменово М.И.Ишевская, педагог с тридцатилетним стажем, об учащихся из малокомплектных школ: “с поступлением детей в 5 класс к нам в школу встает проблема общего развития детей: из-за отсутствия широкого круга общения они имеют бедный словарный запас, часто не умеют строить свои взаимоотношения со взрослыми, не понимают целесообразности той или иной деятельности.

Интересы многих детей не развиты, многим трудно учиться. Родители, занятые на работе в подсобном хозяйстве, не имеют возможности, а иногда и желания, приехать к нам в школу. У многих отсутствуют способности развивать детей, или не могут помочь детям- школьникам в учении. Школьного урока таким детям часто недостаточно для усвоения программного учебного материала. Репетиторства на селе нет. Адаптация в среднем звене школы накладывается на адаптацию к большому коллективу учащихся  и преподавателей”.

На характере поведения ребенка рано начинает сказываться социальная установка его семьи. Если ребенок с детства живет в атмосфере трудовой деятельности, если с ранних лет родители последовательно включают его в комплекс необходимых для сельского жителя видов труда, тогда к подростковому возрасту он уже полностью проникается трудовой установкой.

Раннее включение ребенка в трудовую жизнь семьи накладывает определенный отпечаток на характер его личности, формирует целый ряд особенностей его поведения, развивает смекалку, предприимчивость. Пропитанная трудовой установкой сельская Среда уже младшего подростка снабжает рядом жизненно полезных навыков, формирует привычку и положительное отношения к труду, социально адаптирует к дальнейшему вхождению во взрослую жизнь. В этом случае сельский подросток находится в более выгодном положении, чем городской сверстник. Бесспорно, сам факт раннего включения ребенка в трудовую жизнь семьи имеет позитивную основу для воспитания и развития социальной зрелости личности. Проблема лишь в том, в какой мере это включение делается с учетом сил и интересов ребенка, насколько эта трудовая деятельность способна обогатить его целым рядом функций, служит средством развития его личности, средством адаптации к окружающей среде.

В этой связи возникает и другая педагогическая проблема: раннее включение ребенка в трудовую жизнь очень часто идет за счет подавления и ослабления целого ряда других функций, которые должны были иметь большой удельный вес в его раннем развитии. Речь идет об участии ребенка в игровой деятельности, в музыкальном, художественном творчестве, интеллектуальной работе, физкультурно - оздоровительной деятельности. Жизнь сельской семьи обозначила и третью проблему, которая заключается в том, что многие сельские дети не приучены в семье даже к элементарному домашнему труду. В этом случае дальнейшая адаптация, даже в знакомой сельской среде будет проходить не просто. Пострадает от этого и социальная адаптация в школьном коллективе. Так как, начиная с 5-го класса, вся школьная жизнь подростков пронизана производственной деятельностью (посадка, обработка, сбор урожая на школьных огородах и полях, ремонт школьных помещений и мебели, зимняя уборка снега в школьном дворе и многое другое).

В своем стремлении к развитию младший подросток продолжает равняться на окружающую его среду, стремясь приблизиться к значимым для него взрослым. Сельская среда представляет  собой изолированное пространство, поэтому подросток сравнительно быстро приспосабливается к ней, становится активным и равноправным ее членом. Включенность сельских детей в среду обитания осуществляется сравнительно быстро в силу целого ряда причин. Сельский подросток, в отличие от городского, постоянно видит своего отца, мать, соседей, односельчан, погруженными в трудовые дела в домашнем хозяйстве, в сельскохозяйственном производстве.

Доля участия подростка в домашнем хозяйстве зависит от позиции родителей, типа хозяйства, количества скота в хозяйстве, количества членов семьи. Нагрузка подростка в домашнем хозяйстве варьируется в зависимости от времени года, степени оснащенности хозяйства средствами малой механизации, требований родителей. Привлекая подростков к труду, родители руководствуются  известным народным педагогическим принципом “чтобы не баловались”. Деятельность отца и матери, протекающая на глазах ребенка, сравнительно проста, понятна и доступна для подражания. Овладев ею, приблизившись по своим навыкам ко взрослым, подросток лишается одного из самых сильных стимулов для развития.

Огромное влияние на воспитание подростков оказывают отрицательные явления в поведении и образе жизни взрослого населения. Более низкий уровень культуры, сквернословие, курение, злоупотребление алкоголем, свойственные определенной части сельских жителей, находят почву для распространения в подростковой среде. Отчужденность детей от родителей, членов семьи друг от друга, безразличие родителей к дальнейшей судьбе своих детей имеют место и в сельской среде. Очень часто сельскому подростку трудно вырваться  из “ловушки” своей среды. Поэтому школа для многих детей становится второй семьей, главным источником умственного и нравственного развития, позволяет избежать дезадаптационных влияний асоциальной среды.

Образцы речевого поведения часто оказываются неадекватными тем идеалам речевых навыков, на которые должна равняться формирующаяся личность. Поэтому сельский подросток медленнее овладевает речевыми навыками родного языка, чем его городской сверстник. Более медленный темп речевого развития, бедность словаря обусловлены бедностью речевых стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности.

Ритм сельской жизни менее напряженный по сравнению с городским. Поэтому сельский подросток испытывает гораздо меньше психологических нагрузок, чем его городской сверстник. Это отражается на нервной системе, проявляется в более спокойном, неторопливом поведении человека, выросшего на селе.

Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающие большей устойчивостью. Внимание подростка носит сравнительно пассивный характер.

Различаются городские и сельские подростки характером мыслительных процессов. Городскому школьнику предметы даются в их законченном, результативном виде, для него не ведом весь огромный и длительный процесс, предшествующий появлению предмета. У сельского школьника есть представления о сложности предмета, у него есть установка видеть в этом сложном предмете его составные части.

Сельский подросток младшего и старшего возраста, непривычен к быстрой ориентировке в новой ситуации. Круг его представлений о мире в среднем значительно меньше, чем у городского сверстника. Очень часто многие явления, предметы окружающего его мира ему не знакомы. При объяснении учебного материала учителя сталкиваются с незнанием детьми тех или иных явлений, предметов городской жизни. Основная причина этого- в бедности и однообразии сельской среды. Если город наделяет обилием впечатлений, давая огромный материал, обогащая кругозор городского школьника, то однообразие сельской среды дает ограниченный запас представлений. Однако сельский школьник воспринимает их более основательно, всесторонне.

Постоянное общение с природой приближает сельского подростка к ее жизни, смене явлений. Времена года, капризы погоды- все это переживается ими куда более интенсивно, чем сверстниками в городе. Картины природы, строгая закономерность их смены вырабатывают в нем последовательный, устойчивый в своем поведении тип, характеризующийся созерцательностью, отсутствием торопливости, спокойствием. Эти же условия создают из сельского подростка реалиста, чуждого сентиментальности, сдержанного в выражении своих чувств, несколько грубоватого и наивного в понимании окружающих и в отношении к ним.

Представления сельского подростка оказываются более живы, ярки, конкретны. Их отличительным свойством является наглядность, предметность, тогда как представлением городского подростка свойственна более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность, ибо многое, о природе, о трудовых процессах он узнает из книг или пояснений взрослых. Здесь, видимо, кроются и затруднения сельского школьника в восприятии отвлеченных, абстрактных понятий.

 Житель деревни нерасположен к новому, непривычному. Он очень неохотно выходит за пределы привычных условий, в большей степени консерватор, чем горожанин. Сельского жителя захватывает каждое яркое явление, заинтересовывает новый человек, но он также недоверчиво на первых порах относится к каждой попытке внести в его жизнь что- либо новое. Все это отражается и в восприятии сельского подростка, который также склонен к привычным формам поведения, хотя и быстрее адаптируется к изменениям жизни.

В целом сельские подростки разные. Каждые ребенок- это целый мир, особенный и неповторимый. И вместе с тем в сельских детях есть что-то общее, что отличает их от городских сверстников. Условия сельской среды ( занятость людей преимущественно сельскохозяйственным трудом, близость к природе) во многом определяют весь склад личности сельского подростка, своеобразие этого средового типа. Сельские дети более непосредственны, отзывчивы, в большей степени самостоятельны в быту, лучше адаптированны к среде проживания.

Жизнь сельского подростка в постоянном соприкосновении с природой, домашними животными, наполненная неформальным общением с родственниками, соседями, способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание.

Итак, сельская среда создает особые условия для развития личности подростка. В то же время, в среднем звене школы меняются условия обучения. Отсюда и вытекают те особенности процесса социально- психологической адаптации младших подростков в условиях сельской школы.

Позитивные моменты облегчающие процесс адаптации сельского подростка:

- Своеобразие средового типа личности, формируемого в сельской местности способствует более быстрому и менее конфликтному протеканию адаптационных процессов.

- Количество сельских детей одного возраста невелико, поэтому в школе часто отсутствуют параллели, существует малая наполняемость классов.          

Территориальная и психологическая близость жителей села содействует развитию естественных контактов подростков друг с другом, предварительному знакомству и более тесному общению детей со своими будущими учителями. Эти факторы также смягчают процесс адаптации к обучению в среднем звене школы.

Негативные моменты затрудняющие процесс адаптации сельского подростка:

- Замкнутый социум, что приводит к отсутствию широкого круга общения.

- Отсутствие у отрицательных лидеров положительного опыта общения.

- Формирование нового коллектива (там, где происходит приток школьников из начальных малокомплектных школ). Уменьшается сплоченность членов коллектива, возрастает вероятность распада на мелкие группировки. Статус и авторитет одних членов коллектива растет, других- уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними.

- Наложение двух адаптационных процессов: адаптации к новому школьному коллективу и к изменившимся условиям обучения (кабинетная система, система классный руководитель - учителя предметники).

Таким образом, трудности, которые могут возникнуть у ребенка в период обучения в 5-ом классе, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка, которые могут затруднять адаптацию детей к средней как городской, так и сельской школе.

А особенности социальной адаптации младших подростков в условиях сельской школы связаны, во-первых, с особыми условиями окружающей среды, во-вторых, с особыми условиями обучения в сельской школе.

   

ЛИТЕРАТУРА:

1.Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе. В гл.: Адаптация детей к школе // Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. С.М.Громбаха - М.: Медицина, 1988

2. БСЭ, 3-е изд. Т. 24/1

3. БЭ Кирилла и Мефодия,2001

4. Битянова М.Н. “Как вы яхту назовете...”//Школьный психолог,- № 12.- 2000

5. Березин А.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация у человека.- Л.: Наука, 1988

6. Белая Е.А. Формирование профессиональной готовности педагога к управлению социально- психологической адаптацией младшего школьника. Москва, 2001. Автореферат.

7. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика.- Минск “Амалфея” 2000

8. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А.- М., 1995

9. Елсуков А.Н. Социологический словарь. 1991

10. Зеленова Т.Г. Педагогизация Среды в условиях села: Ярославль 1998. Автореферат.

11. История теоретической социологии. В 4х т. Т.3

12. Краткий психологический словарь. М. 2000

13. Кле М. Психология подростка.- М., 1991

14. Каган В.Е. Школьная дезадаптация: К определению понятия// Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства.- М., 1993

15. Левина И.П. Школьная адаптация и ее нарушения.- Изд-во ИПК Новокузнецк, 2002

16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику-М: ИПП,1997

17. Молодцова Г.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков- РостГПУ. 1997

18. МеерсонФ.З.Адаптация,стресс и профилактика- М.:Наука,  1981

19. Налчаджян А.А. Социально- психологическая адаптация личности- Ереван: Луйс, 1988

20. Немов Р.С. Психология. В 3х т. Т.1,2- М.1998

21. Овчинникова Г.Г. Социально- психологическая адаптация, как фактор становления Я-концепции подростков- М., 1997. Автореф.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога-М.,1996

23. Петровский В.А. Личность в психологии- М., 1978

24. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1997

25. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально- психологической адаптации подростков./                  Под ред. С.В.Кривцовой- М., Генезис, 1997

26. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987

27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. М., 1994

28. Рогачев С.А. Социально- педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе. Воронеж, 1997. Автореферат.

29. Рулев С.И. Взаимодействие учащихся малочисленной сельской школы, как фактор их социального становления. Ярославль.1999.Автореферат.

30. Словарь. Реабилитация социально- дезадаптированных детей и подростков. М., 1998

31. Справочник по дошкольному воспитанию- М., 1996

32. Семенов В.И. Особенности становления и развития воспитательной системы сельской малочисленной школы. М.,1998.

33. Социология. Под ред. Игнатьева В.И., Ромм М.В. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000

34. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками- М.: Генезис, 2000

35. Солнцев А.А., Жиеев Р.Р. Социальная адаптация детей// Основные механизмы адаптации человека/ В.Н.Захаров, З.К.Трушинский, Е.М.Бурцев и др.- М.: Наука, 1993

36. Степанов С.С. Кому не уютно в школе?// Школьный психолог, 2000- № 12

37. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция- Мн.: Ильин В.П., 1996

38. Шерайзина Р.М. Сельская малокомплектная инновационная школа: Социально- педагогические основы управления. Новгород. Изд-во НГЦРО, 1994

39. Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М.Громбаха- М.: Медицина, 1988

40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М., 1989

.  .  .