Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности

Дата публикации: 2018-03-20 22:04:23
Статью разместил(а):
Кудряшова Ольга Павловна

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Автор: Кудряшова Ольга Павловна

МБОУ «Начальная образовательная школа № 39», г. Череповец

 

Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

Этот эпиграф выбран мною неслучайно, ведь чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, теряется  интерес к познанию.  Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100». Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.   Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательс­кой деятельности.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Организуется исследовательская работа детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

 

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

 

Фрагмент урока № 1. Рассказ В. Драгунского «Арбузный переулок».

- Ребята, обратите внимание на портрет, который вы видите на экране. Может, кто-то из вас узнал этого человека? Могу подсказать вам: «Это известный детский писатель, очень любимый ребятами».  Совершенно верно, это Виктор Юзефович   Драгунский.  (Открывается надпись под портретом)  

- Мы неоднократно встречались с его произведениями в наших учебниках.  Назовите произведения этого автора, которые вам запомнились. («Дымка и Антон», «Тайное становиться явным», «Независимый горбушка», «Надо иметь чувство юмора»)

 (представляется выставка книг автора).

 - Сегодня мы познакомимся с новым произведением Виктора Драгунского.   Я попрошу вас открыть 187 страницу учебника литературного чтения, прочитать название этого произведения и внимательно рассмотреть иллюстрацию к нему. А, теперь не читая самого произведения, попробуем по названию и иллюстрации предположить, о чём пойдёт речь в нем.

(Коротко записываются предположения детей на доске)

1. «Переулок назван по наличию магазина, где продаются арбузы»;

2. «По фамилии известного человека»;

3. «В переулке выращивают арбузы»).

А сейчас мы проверим, совпадут ли ваши предположения с содержанием этого рассказа. 

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений, учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

         Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.  При анализе текста использую разные приемы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой.  Хочу обратить особое внимание на два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.  Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко, когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и вовремя перечитывания – все зависит от особенностей текста.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста). Как показала практика, уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Комментированное чтение используется преимущественно вовремя перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Рассмотрим, что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания.  Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!  Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»).  Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.

Фрагмент урока № 2. Рассказ В. Драгунского «Арбузный переулок» .

Чтение по ролям 1-й части. 

Вопросы после чтения: 

– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным».)

– Каким видим Дениску? (Капризным, недовольным.) А маму? (Расстроенной, озабоченной, беспокойной.) 

– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? (Шуткой.) Как он отнёсся к тому, что Дениска не ест молочный суп?

– На чьей стороне ваши симпатии?

Чтение 2-й части учителем. 

Задания и вопросы после чтения: 

– Мы говорили раньше, что между Дениской и папой существует взаимопонимание. Так ли это? Прочитайте предложения, доказывающие это.

– Почему эту историю папа помнит, хотя прошло много лет?

– Автор несколькими словами воссоздаёт трудное военное время.

Перечитайте эти слова. Что вы представили?

– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?

– Когда папа рассказывал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе?

Чтение 3-й части про себя.

Повторное выборочное чтение.

– Какой была осень в Москве 1944 года?

– Автор показывает войну глазами ребёнка. Что особенно запомнилось мальчику? Почему не бомбёжки, налёты вражеской авиации? Он создаёт образ военного времени по-иному. Как?

– Почему переулок мальчики назвали арбузным?

Чтение 4-й части вслух, диалог с автором. 

После 2-го предложения: 

– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время.)

После чтения 4-й части: 

– Что представил Дениска после рассказа отца? Что он понял?

– Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на него?

 

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения, прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.  По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание.  При выборе творческих заданий учитываю особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.

Фрагмент урока № 3. Рассказ В. Драгунского «Арбузный переулок».

 - Что хотел сказать В. Драгунский читателю в этом рассказе?

 - Какую идею он вложил в него? (Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.) 

 – Почему рассказ так называется?

Ответы на вопросы учебника (с. 192).

 

Рассказ учителя о Ленинградской блокаде.

– Кому адресован рассказ?

 - О чём задумывается современный маленький читатель при встрече с ним?

Творческое задание.

Групповая работа с текстом.

Задание даётся четырём группам учащихся: раздаются иллюстрации к разным частям произведения и конверты с цитатами из рассказа. Ребята должны соотнести данные им иллюстрации и цитаты и выбрать к какой части рассказа можно отнести данный материал.

Представитель от группы отвечает, аргументируя свой выбор. Остальные учащиеся соглашаются или опровергают выбранную версию.

Таким образом, на доске появляется картинно-цитатный план к произведению.

         Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.  

 

Литература:

1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010 

2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 

3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8 

4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9) 

5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 

6. Д. Фельдштейн Образовательная система «Школа 2100».

.  .  .