Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок литературы в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»

Дата публикации: 2018-02-28 12:27:29
Статью разместил(а):
Тихоненко Ирина Александровна

Урок литературы в 8 классе

"Тема любви в повести И.С.Тургенева "Ася"

Автор: Тихоненко Ирина Александровна

 

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, в частности рассмотреть отношения с Полиной Виардо, влияние этих отношений на судьбу писателя и особенности освещения темы любви в творчестве писателя, познакомить с историей создания повести «Ася», её сюжетом, сформировать представление о том, что тема любви – главная в творчестве писателя, проанализировать развитие отношений героев повести «Ася»; развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного текста, умение делать презентации на заданную тему; воспитывать понимание, что любовь- главное чувство в жизни человека.

Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок-погружение)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Эпиграф к уроку: Первая любовь – та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало – смерть или новая жизнь, - всему она шлёт свой восторженный привет

И.С.Тургенев.

 

ХОД УРОКА

 

I. Оргмомент.

II.Объявление темы и целей урока. Распределение индивидуальных заданий.

1)    Найдите в повести «Ася» словесный портрет Аси (первая встреча с Н.Н.)

2)    Какие особенности в поведении Аси отмечает Н.Н., наблюдающий за девушкой?

3)    Подготовьте выразительное чтение диалога Аси и Гагина, подслушанного  Н.Н.

III. Объяснение нового.

Слово учителя.

Имя И.С.Тургенева вам уже хорошо известно. В 5 классе вы открыли для себя его рассказ «Муму» и уже тогда определили основного его врага: крепостное право. А потом были новые встречи и удивление: насколько многогранен его талант и насколько велика его любовь к русскому народу. Неслучайно И.Франко писал: «Даже если бы Тургенев не написал ничего, кроме «Записок охотника», он был бы величайшим писателем современности».

Не менее значительными в истории русской литературы были созданные Тургеневым стихотворения в прозе – полные глубокого смысла философские рассуждения о жизни и смерти, любви и ненависти, жестокости и милосердии.

Как и многие русские писатели, И.С.Тургенев начинал свою литературную деятельность со стихов.

Выразительное чтение стихотворения И.С.Тургенева «Цветок».

Тебе случалось — в роще темной,

В траве весенней, молодой,

Найти цветок простой и скромный?

(Ты был один — в стране чужой.)

 

Он ждал тебя — в траве росистой

Он одиноко расцветал...

И для тебя свой запах чистый,

Свой первый запах сберегал.

 

И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой.

 

И вот, идешь дорогой пыльной;

Кругом — всё поле сожжено,

Струится с неба жар обильный,

А твой цветок завял давно.

 

Он вырастал в тени спокойной,

Питался утренним дождем

И был заеден пылью знойной,

Спален полуденным лучом.

 

Так что ж? напрасно сожаленье!

Знать, он был создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

Вопросы на восприятие:

- Какова основная тема стихотворения?

- Какова его идея?

- Согласны ли вы с автором, утверждающим, что непродолжительное счастье любви, возможность быть рядом с любимым дороже всего на свете, даже жизни?

Тема любви неслучайно стала основной в жизни писателя, и потому наш сегодняшний разговор о писателе мы начнём с ответа на вопрос: как И.С.Тургенев относился к любви?

 

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ: «ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА».

Слово учителя.

Действительно, любовь для Тургенева составляла смысл жизни. В стихотворении в прозе «Воробей» он писал: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

В жизни самого писателя тоже была одна-единственная любовь, любовь всей его жизни, изначально обречённая и обрекающая самого Тургенева на одиночество. Это, обращаясь к ней, Тургенев напишет: «Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживёшь меня, не ходи на мою могилу…Тебе там делать нечего».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЮБОВЬ И.С.ТУРГЕНЕВА И ПОЛИНЫ ВИАРДО».

(презентация учащегося).

Слово учителя.

О непростой любви Тургенева и Полины Виардо никто не может рассказать так искренне и правдиво, как сами герои этой печальной истории.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ГОРЬКИЕ ПИСЬМА»

(презентация учащегося)

Слово учителя.

Горечь, боль, отчаяние, сумасшествие – всё в этих строчках. Грустью и сожалением наполнена и история любви героев повести «Ася».

Весной 1857 года после ссоры с Виардо писатель покидает Париж, едет в Лондон, а потом – в Германию, в небольшой немецкий городок Занциг, расположенный недалеко от Бонна. Именно здесь и родилась очаровательная повесть о любви «Ася».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЮЖЕТ ПОВЕСТИ «АСЯ».

(презентация учащегося)

 

IV. Вопросно-ответная беседа.

- что же представляет собой героиня, именем которой названа повесть?

(сообщение учащегося, получившего индивидуальное задание в начале урока)

- о чём свидетельствует портрет героини? (вопрос классу)

- что отмечает Н.Н., наблюдая за Асей?

(сообщение учащегося)

- как вы думаете, почему Ася себя так ведёт? (вопрос классу)

Слово учителя. Герой постоянно чувствует какую-то неопределённость в отношениях героев: Аси и Гагина. Послушайте их диалог.

ЧТЕНИЕ ДИАЛОГА.

- почему Н.Н. так огорчился, подслушав этот разговор? (вопрос классу).

Рано или поздно всё тайное становится явным, и Н.Н. узнаёт от Гагина историю Аси.

ИСТОРИЯ АСИ (сообщение учащегося).

- как эта история объясняет поведение Аси? (вопрос классу).

 Слово учителя. Отныне всё понятно, нет никаких преград, и счастье так близко, так возможно, «высоко вьётся яркое знамя любви», но, как и любая революция, она требует смелости, решительности и силы. Хватило ли всего этого героям повести? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе изучения повести.

V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок. Объявление  домашнего задания.

Прочитать главы 1-7, подготовиться к литературному диктанту по содержанию.

.  .  .