Урок литературы в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»
Урок литературы в 8 классе
"Тема любви в повести И.С.Тургенева "Ася"
Автор: Тихоненко Ирина Александровна
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, в частности рассмотреть отношения с Полиной Виардо, влияние этих отношений на судьбу писателя и особенности освещения темы любви в творчестве писателя, познакомить с историей создания повести «Ася», её сюжетом, сформировать представление о том, что тема любви – главная в творчестве писателя, проанализировать развитие отношений героев повести «Ася»; развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного текста, умение делать презентации на заданную тему; воспитывать понимание, что любовь- главное чувство в жизни человека.
Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок-погружение)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Эпиграф к уроку: Первая любовь – та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало – смерть или новая жизнь, - всему она шлёт свой восторженный привет
И.С.Тургенев.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Объявление темы и целей урока. Распределение индивидуальных заданий.
1) Найдите в повести «Ася» словесный портрет Аси (первая встреча с Н.Н.)
2) Какие особенности в поведении Аси отмечает Н.Н., наблюдающий за девушкой?
3) Подготовьте выразительное чтение диалога Аси и Гагина, подслушанного Н.Н.
III. Объяснение нового.
Слово учителя.
Имя И.С.Тургенева вам уже хорошо известно. В 5 классе вы открыли для себя его рассказ «Муму» и уже тогда определили основного его врага: крепостное право. А потом были новые встречи и удивление: насколько многогранен его талант и насколько велика его любовь к русскому народу. Неслучайно И.Франко писал: «Даже если бы Тургенев не написал ничего, кроме «Записок охотника», он был бы величайшим писателем современности».
Не менее значительными в истории русской литературы были созданные Тургеневым стихотворения в прозе – полные глубокого смысла философские рассуждения о жизни и смерти, любви и ненависти, жестокости и милосердии.
Как и многие русские писатели, И.С.Тургенев начинал свою литературную деятельность со стихов.
Выразительное чтение стихотворения И.С.Тургенева «Цветок».
Тебе случалось — в роще темной,
В траве весенней, молодой,
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один — в стране чужой.)
Он ждал тебя — в траве росистой
Он одиноко расцветал...
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой.
И вот, идешь дорогой пыльной;
Кругом — всё поле сожжено,
Струится с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
Вопросы на восприятие:
- Какова основная тема стихотворения?
- Какова его идея?
- Согласны ли вы с автором, утверждающим, что непродолжительное счастье любви, возможность быть рядом с любимым дороже всего на свете, даже жизни?
Тема любви неслучайно стала основной в жизни писателя, и потому наш сегодняшний разговор о писателе мы начнём с ответа на вопрос: как И.С.Тургенев относился к любви?
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ: «ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА».
Слово учителя.
Действительно, любовь для Тургенева составляла смысл жизни. В стихотворении в прозе «Воробей» он писал: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
В жизни самого писателя тоже была одна-единственная любовь, любовь всей его жизни, изначально обречённая и обрекающая самого Тургенева на одиночество. Это, обращаясь к ней, Тургенев напишет: «Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживёшь меня, не ходи на мою могилу…Тебе там делать нечего».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЮБОВЬ И.С.ТУРГЕНЕВА И ПОЛИНЫ ВИАРДО».
(презентация учащегося).
Слово учителя.
О непростой любви Тургенева и Полины Виардо никто не может рассказать так искренне и правдиво, как сами герои этой печальной истории.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ГОРЬКИЕ ПИСЬМА»
(презентация учащегося)
Слово учителя.
Горечь, боль, отчаяние, сумасшествие – всё в этих строчках. Грустью и сожалением наполнена и история любви героев повести «Ася».
Весной 1857 года после ссоры с Виардо писатель покидает Париж, едет в Лондон, а потом – в Германию, в небольшой немецкий городок Занциг, расположенный недалеко от Бонна. Именно здесь и родилась очаровательная повесть о любви «Ася».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЮЖЕТ ПОВЕСТИ «АСЯ».
(презентация учащегося)
IV. Вопросно-ответная беседа.
- что же представляет собой героиня, именем которой названа повесть?
(сообщение учащегося, получившего индивидуальное задание в начале урока)
- о чём свидетельствует портрет героини? (вопрос классу)
- что отмечает Н.Н., наблюдая за Асей?
(сообщение учащегося)
- как вы думаете, почему Ася себя так ведёт? (вопрос классу)
Слово учителя. Герой постоянно чувствует какую-то неопределённость в отношениях героев: Аси и Гагина. Послушайте их диалог.
ЧТЕНИЕ ДИАЛОГА.
- почему Н.Н. так огорчился, подслушав этот разговор? (вопрос классу).
Рано или поздно всё тайное становится явным, и Н.Н. узнаёт от Гагина историю Аси.
ИСТОРИЯ АСИ (сообщение учащегося).
- как эта история объясняет поведение Аси? (вопрос классу).
Слово учителя. Отныне всё понятно, нет никаких преград, и счастье так близко, так возможно, «высоко вьётся яркое знамя любви», но, как и любая революция, она требует смелости, решительности и силы. Хватило ли всего этого героям повести? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе изучения повести.
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок. Объявление домашнего задания.
Прочитать главы 1-7, подготовиться к литературному диктанту по содержанию.