Авторская концепция воспитательной системы "Воспитание юного петербуржца"
Авторская концепция воспитательной системы
«Воспитание юного петербуржца»
Автор: Якушенко Людмила Александровна
Система реализуется в МОУ «Бугровская средняя общеобразовательная школа» п. Бугры Всеволожского района Ленинградской области
Краткая аннотация.
Из окон моего класса видны новостройки Санкт-Петербурга. Возрождение Петербурга немыслимо без возрождения культуры населения. Одним из многих путей ее формирования является изучение петербургского наследия. Основы этих знаний закладывают в школе. Вот уже несколько лет веду во 2-4 классах кружок «История Санкт-Петербурга», а с 2011-2012 учебного года веду его в 1-х классах.
Цель: воспитание истинных горожан, знающих, любящих свой город, понимающих его ценности и проблемы.
Задачи:
1) дать учащимся основы разнообразных знаний о крае и городе: показать многогранность петербургского наследия;
2) пробудить познавательный интерес к краеведению, что является основой формирования нравственных чувств, как гордость за свой город; бережное отношение к его наследию; уважение к предкам и согражданам;
3) заложить умение самостоятельно работать с разнообразными краеведческими источниками
Достижения поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
1) заинтересованность учительского коллектива в краеведческой работе;
2) наличие дидактического оборудования (учебников, методических пособий, наглядности)
Для реализации деятельности использую разные формы, методы и приемы: беседы, наблюдения, чтение книг, конкурсы «Эрудит-бой», викторины «Что? Где? Когда?», игры «Счастливый случай», «Крестики-нолики», игра по станциям «Знаешь ли ты свой город?», видеофильмы, презентации, экскурсии.
Направление деятельности: урочная и внеурочная
Изучение любого учебного материала начинаю с местного, понятного, доступного восприятию учеников.
Окружающий мир является центральным звеном в краеведческой подготовке младших школьников. Обращаю внимание на следующие темы: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город».
Дополняются и углубляются знания на уроке русского языка, когда учащиеся знакомятся с правописаниями названия города, улиц, проспектов, площадей, рек и т.д.
В список литературы для классного и внеклассного чтения включают произведения о нашем городе, о знаменитых земляках:
Рубинштейн Л. «Дедушка русского флота», Алексеев С. «Сто рассказов о войне.», Лободин М. «За оборону Ленинграда», Басина М. «Мы идем по Ленинграду»
На уроках математики использую книгу Григорян Н.В. «Задачи для петербургских школьников». При решении этих задач дети знакомятся с историей и культурой Санкт-Петербурга.
Внеурочная деятельность состоит из кружковой работы, системы классных часов и экскурсий. Стараюсь привлечь родителей учащихся в качестве помощников к организации внеклассной работы.
В 2011-2012 учебном году разработала рабочую программу для кружка «История Санкт-Петербурга» 1 класс (прилагается).
Что достигается данным опытом.
Результатом является умение ориентироваться в окружающем мире города, осознать пользу и проблемы Петербурга, его красоту и уникальность; расширение общекультурного кругозора, развитие любознательности, мышления, внимания; стимулирование творческой деятельности ребенка; способствует интеллектуальному сближению семьи, инновационные методы обучения, что несет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих возможностях.