Конспект открытого занятия в старшей группе "Вулканы"
Конспект открытого занятия в старшей группе "Вулканы"
Автор:Григоренко Юлия Викторовна
Цели:
1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога.
2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире. 2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ: Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем.
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Экран, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокая тарелка, сода, моющая жидкость, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Речь с движением.
Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта). Плакат - карта
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?
Ребенок: Вулкан.
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: Хотите посмотреть как извергается вулкан?
Тогда поиграем в викторину – тащите вопросы по очереди.
Викторина.
Воспитатель: А как образуются вулканы?
Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Почему он извергается?
Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
Воспитатель: какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется? Показываем на жерло.
Дети: это жерло похоже на красновато-оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т.д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана.
Дети: Лава.
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу - лава?
Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни - лава.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор, и начинается извержение.
Воспитатель: Как именно лава может извергаться?
Дети: Ну, иногда вулкан как-будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.
Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля.
Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?
Дети: Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.
Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило
Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.
Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
Слайды:
1. Фото вулканы
2. Извержение вулкана (видео)
3. Камчатка (фото)
Воспитатель: Что вы испытали, когда посмотрели извержение?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
Чем это грозит?
А что происходит обычно перед извержением?
Дети: землетрясение.
А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Дети: вулканологи.
Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
Речь с движением
Рядом мы все встанем дружно
(встаём в круг , берёмся за руки)
Нам вулкан представить нужно
(закрываем глаза)
Мы на кратер посмотрели
(под козырёк голову вверх)
Мы подошву рассмотрели
(наклоняемся ,рассматриваем ноги)
Левый склон(поворот ,обе руки вытягиваем)
И правый склон (поворот ,обе руки вытягиваем)
До чего вулкан силён( борец, потрясти кулаками )
Покрутили головой
Не пора ли нам домой?
НИИ директор
Проведение опыта. Цент Экспериментирования.
Здравствуйте, рада вас видеть .
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Извержение бывают как взрывные, а бывают спокойные. У нас будет спокойное.
Воспитатель: Для этого мы возьмем наш макет вулкана и оживим его!
У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
Эта сода, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.
Внимание! Эта жидкость с особым знаком.
Что это за знак?
Дети: детям нельзя трогать.
Воспитатель: уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда будет все готово.
Воспитатель: Начинаем ? Оживим Вулкан?
Внимательно следите за действиями: в окрашенную воду в стаканчике насыпаем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое выливаем в наше жерло вулкана, а я добавляю уксус. Наш вулкан «оживает», и из него выходит лава. (Дети наблюдают извержение вулкана)
1. Диме дам стакан с водой, держи.
2. Даша, тебе цветной краситель, нам надо окрасить воду.
3. Арсений, насыпай в стакан две чайные ложки соды.
4. Серёжа, а ты налей в стакан несколько капель Ферри.
5. Лёша, а тебе надо всё как следует перемешать. Держи палочку.
6. Тася, выливай содержимое в наше жерло вулкана.
А я добавлю уксус.
Подведение итогов.
Молодцы, ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось!
Мне понравилось….
Я узнал (а…
Меня удивило… .
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось!
И я хочу вам подарить магниты с вулканом.
Из вас получились отличные вулканологи.