Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа наставника с молодым педагогом

Дата публикации: 2023-10-23 15:16:58
Статью разместил(а):
Царева Татьяна Николаевна

Работа наставника с молодым педагогом

Автор: Царева Татьяна Николаевна

ОДО филиал МБОУ «Коробицынская СОШ» в п. Красносельское

 

 

Аннотация: В статье раскрывается особенности организации работы наставника с молодым педагогом в ДОО.

Ключевые слова: наставник, молодой педагог, воспитатель, детский сад.

 

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Наставничество в ДОО - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».

Ввиду того, что наш педагогический коллектив постоянно обновляется, выработалась стратегия адресного подхода к молодым педагогам, учитывающая их личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки. По сути, в каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения.

Цель работы наставника: оказание помощи молодому педагогу  по преодолению психологических барьеров в общении с родителями и внедрению в свою профессиональную деятельность эффективных педагогических технологий.

Задачи:

- оказание всесторонней методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- ознакомление с видами педагогических технологий;

- обучение применению эффективных  форм и методов в работе с детьми группы;

- наблюдение за организацией ООД, помощь в постановке целей и задач;

- ознакомление со  здоровьесберегающими технологиями, используемыми в ДОО  во время ООД и других режимных моментах;

- помощь в составлении индивидуального плана самообразования;

- оказание помощи в организации работы с родителями.

  Можно выделить следующие основные направления:

1. Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса. 

2. Формирование навыка ведения педагогической документации. 

3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса. 

4. Развитие профессиональной компетенции. 

5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества. 

Работа с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов их деятельности:

1) Наставник – молодой воспитатель

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

2) Молодой воспитатель – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

3) Молодой воспитатель – коллеги: оказание поддержки со стороны коллег.

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Составленный алгоритм наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Данный алгоритм может служить основой для составления индивидуального плана становления и саморазвития педагога: он дополняется конкретными мероприятиями, шагами в соответствии с годовым планированием ДОО и интересами и запросами молодого педагога.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, наличие опыта практической работы с детьми, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. 

Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. 

Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста. 

Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам. 

По итогам проведения практического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.

Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как: 

- Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе. 

- На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках». 

- В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор. 

- Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. 

- Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. 

- Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса. 

- Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения. 

Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. 

В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы. 

Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач. 

На третьем аналитическом этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Результаты так  же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях. 

 

Список литературы:

1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.

2. Братаиовский С.Н., Юсупов В.А. Государственное управление образованием в России. – Волгоград: ВИЭСП, 2004. – 272 с.

 

.  .  .