Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование основ экологической культуры дошкольников

Дата публикации: 2023-09-22 11:56:05
Статью разместил(а):
Шаулина Анжела Викторовна

Формирование основ экологической культуры дошкольников

Автор: Шаулина Анжела Викторовна

МБДОУ "Детский сад "Малыш", г. Рославль, Смоленская область

 

Целевые ориентиры данной работы базируются на положении пункт 4.6. ФГОС ДО «... ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы … склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социально мире … элементарными представлениями из области живой природы, естествознания …».

Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления потребительского отношения человека к природе, негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней.

В каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно  весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. А природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия.

Основные причины, побудившие меня обратиться к данной теме:

1. Необходимость раннего приобщения дошкольников к изучению природы через знакомство с комнатными растениями как средством в решении одной из основных задач воспитания: формировании культурно-экологического сознания дошкольника  как базиса личностной культуры.

2. Востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественно-научном направлении, в интеграции природы и творчества  воспитанников.

3. Назрела потребность общества (социальный заказ) в интерьерном и ландшафтном озеленении, возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер.                  

В основе рассматриваемого вопроса лежат противоречия между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.

Названные противоречия определили проблему: низкий уровень экологической культуры дошкольников. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию основ экологической культуры на материале ознакомления с комнатными растениями через инновационные методы и приемы.

Тема моего опыта «Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями».

Цель: создание условий для формирования у детей гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями.

Достижение поставленной цели осуществляется через задачи:  

- расширить, уточнить и систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: внешнем виде, строении, особенностях приспособлении к среде обитания, истории происхождения; создание оптимальные условиях для роста и развития растений;

- способствовать  формированию практических умений и навыков при работе с растениями в процессе исследовательской и опытнической деятельности; 

- создать условия для формирования и развития творческих способностей обучающихся, через овладение основами цветоводства, применение растений в оформлении интерьера и природных композиций.

Новизна опыта заключается в создании условий для непосредственного контакта ребенка с «живыми» объектами природы.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получили возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под руководством взрослого сделать выводы, произвести обобщение.

Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций, таким образом, выполняя  важную средообразующую функцию.

Система работы реализуются через методы и принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

Методы обучения: 

- Словесный: рассказ, объяснение, беседа, указания, пояснения, чтение худ. литературы, метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

- Наглядный: демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ трудовых приёмов педагогом.

- Практический: трудовая деятельность, самостоятельная работа, дидактическая игра, дидактическая игра, конкурсы и викторины,      экологические праздники и природоохранные акции и др.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- наглядность;

- сознательность и активность;

- доступность;

- научность;

- систематичность и последовательность;

- связь теории с практикой;

- вариативный подход.

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

1) занятия, как специально организованная форма обучения;

2) совместная деятельность воспитателя с детьми;

3) самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.

В ходе ООД проводятся:

- наблюдения за комнатными растениями;

- изобразительная деятельность (особенно в старших группах); 

- обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений; 

- составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т.п.; 

- занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр;

- экскурсии.

2-й блок: совместная деятельность воспитателя с детьми:

- наблюдения в уголке природы; 

- дидактические игры; 

- рассказы воспитателя или чтение художественной литературы; 

- беседы с детьми; 

- рассматривание иллюстраций в книгах ( справочников и энциклопедий комнатных растений); 

- несложные опыты; 

- просмотры  видеофильмов; 

- работы с моделями; 

- различные виды изобразительной деятельности.

3-й блок: самостоятельная деятельность детей:

- поручения воспитателя по несложному уходу за растениями;

- самостоятельная изобразительная деятельность;

- рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.

Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты:

- у детей развит познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдения, с удовольствием выполняют поручения воспитателя, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказ воспитателя.

- развиты эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту комнатных растений. Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Охотно участвуют в украшении помещения - расстановке растений, кашпо.

- развито понимание того, что комнатные растения - живые существа, дети могут заметить и неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли), обнаружить недостаточные условия для их жизни и устранить их.

Для достижения хороших результатов неоднократно возвращалась к одной и той же теме. При этом на каждом следующем занятии не только повторяла ранее полученные знания, но и вводила  что-то новое, интересное, познавательное. 

 

.  .  .