Программа взаимодействия педагога с семьей по подготовке дошкольников к обучению в школе
Программа взаимодействия педагога с семьей по подготовке дошкольников к обучению в школе
Автор: Елена Васильевна Машьянова
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Научный руководитель: Жукова Марина Владимировна
канд. пед. наук, доцент, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Проблема готовности детей к обучению в школе на протяжении всей истории педагогики и психологии всегда относилась к одной из фундаментальных. Готовность ребенка к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития, который обеспечивает освоение образовательной программы [2, с. 47].
Для того чтобы подготовка детей к обучению в школе была более успешной, она должна осуществляться в тесном взаимодействии педагога с семьей. [3, с. 71]. Для этого нами была разработана программа «Готовимся к школе вместе!», которая предусматривала организацию занятий не только с детьми, но и с родителями.
Цель программы: создать условия для совместной деятельности педагогов и родителей по подготовке дошкольников к обучению в школе.
Задачи программы:
1. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе.
2. Формировать у родителей активность и заинтересованность к работе по подготовке дошкольников к обучению в школе.
Участники программы: педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.
Форма организации обучения:
- для детей: групповые занятия по 30 минут (развитие речи, развитие математических представлений, развитие познавательных процессов, развитие графомоторных навыков);
- для родителей: родительское собрание (вводное, заключительное), семинары-дискуссии, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий с детьми, консультации, общение посредством информационных технологий (группа в мессенджере);
- совместные (дети и родители) экскурсия по школе (День открытых дверей), викторины, итоговый праздник, проектная деятельность.
Реализация программы предполагает три этапа: вводный, основной и заключительный.
Вводный этап (первая неделя).
Цель: установка на сотрудничество, знакомство с участниками, планирование предстоящей деятельности.
Основные мероприятия:
1. Вводное родительское собрание (знакомство с родителями, ознакомление с целями и задачами предстоящей работы, с результатами диагностики готовности детей к обучению в школе).
2. Экскурсия по школе «День открытых дверей» (знакомство детей и родителей со школой, с оснащенностью учебных кабинетов, беседа с директором).
3. Создание группы в мессенджере для решения текущих организационных вопросов (расписание занятий, подготовка необходимых пособий для занятий).
Основной этап (12 недель).
Цель: взаимодействие с родителями в процессе совместной деятельности по подготовке дошкольников к обучению в школе.
Основные мероприятия:
1. Групповые развивающие занятия с детьми.
Каждую неделю проводились занятия по математике, развитию речи, подготовке к письму, развитию познавательных процессов. Продолжительность занятия 30 минут, перерыв между занятиями 15 минут. По каждому направлению запланировано 12 занятий.
2. Работа с родителями.
На основном этапе для родителей организованы следующие мероприятия: консультации (индивидуальные, групповые), семинар-дискуссия, семинар-практикум, открытые просмотры занятий с детьми, общение посредством информационных технологий (группа в мессенджере), викторины, проектная деятельность совместно с детьми, домашние задания на закрепление (заучивание стихов, штриховки и обводки, звукобуквенный анализ).
Заключительный этап (последняя неделя).
Цель: подведение итогов работы по программе, обобщение и разработка рекомендаций по дальнейшей организации подготовки детей к обучению в школе.
Основные мероприятия:
1. Заключительное родительское собрание (подведение итогов, обмен мнениями, ознакомление с результатами повторной диагностики готовности детей к обучению в школе).
2. Совместный праздник детей и родителей «Знатоки» с вручением грамот и медалей об окончании школы будущего первоклассника.
Рассмотрим содержание занятий с детьми по подготовке к обучению в школе.
Раздел 1 «Грамотей-ка» (развитие речи).
Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речи – чтению и письму (обучение грамоте).
Первый этап – узнавание неречевых звуков. Для развития умений различать неречевые звуки проводились игры «Громко-тихо», «У кого колокольчик?», «Барабан», «Что звенит?», «Отгадай, что звучит», «Музыкальный инструмент», «Постучи», «Что я делаю?», «Что насыпано?».
Второй этап – различение слов, близких по звуковому составу. Используются игры и задания на умение различать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие звуки, соноры. Это такие игры, как «Лишний слог», «Назови нужный слог», «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри», «Гонки слонов», «Запретное слово», «Незнайка запутался».
Третий этап – дифференциация фонем. В работе использовались следующие игры и упражнения: «Угадай, кто (что) это был(о)», «Какой звук лишний?», «Различай и повторяй», «Повторяй за мной только звук с», «Повторяй за мной только слоги со звуком с», «Повторяй за мной только слова со звуком с», «Озорные звуки», «Телефон», «Какой звук в слоге отличается?».
Четвертый этап – развитие фонематического анализа и синтеза. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания в игровой форме: «Найди звук», «Найди слог», «Найди слово», «Первый звук», «Последний звук», «Где звук?», «Сколько звуков в слове?», «Придумай», «Звуки поссорились», «Поменяй местами».
Пятый этап – развитие фонематических представлений. На данном этапе использовались следующий упражнения и игры: «Придумай слово на заданный звук», «Придумай слово из трех (четырех, пяти) звуков», «Придумай слова к схеме», «Собери слово», «Самое длинное слово», «Больше всех», «Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Найди слова в слове».
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению также входили такие направления, как:
- слушание текстов сказок, стихотворений, восприятие художественной литературы, в том числе произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки);
- обсуждение по итогам прочитанных произведений, беседа, ответы на вопросы учителя, оценка эмоционального состояния, рассуждения;
- составление связного рассказа-монолога с выражением своего отношения к сюжету, к героям произведения, оценка из поступков и действий;
- разучивание наизусть стихотворений, выразительное чтение по ролям, изобразительная деятельность – рисование по сюжету произведения;
- творческие задания: придумать свою концовку рассказа, изменить сюжетную линию, изменить характер героя.
Раздел 2 «Посчитай-ка» (математика).
Цель: развитие элементарных математических представлений.
На занятиях использовались игры и упражнения, которые знакомили детей с элементарными математическими представлениями по следующим темам: количество предметов, величины, сравнение предметов по величине, геометрические формы, порядок предметов, прямой и обратный счет в пределах 10, счет десятками, выполнение арифметических, расположение предметов в пространстве, времена года.
Использовались такие методы обучения, как объяснение, беседа, показ, игра, упражнение, моделирование. На занятиях по математике использовались различные средства наглядности и дидактический материал: картинки, иллюстрации, слайды, счетные палочки, геометрические фигуры, игры-лото и другие.
Раздел 3 «Поиграй-ка» (познавательные процессы).
Цель: создать психологическую основу для обучения, развитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
Методы и приемы развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: упражнения, дидактические и развивающие игры, беседа, объяснение, рассуждение, проектная деятельность, экспериментирование, изобразительная деятельность, конструирование.
На занятиях по развитию познавательных процессов использовались следующие игры:
- игры, которые были направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, например, «Сыщик», графические диктанты, игры типа «Лабиринт», «Найди выход», «Найди отличия», «Закодируй слово», «Реши ребус», «Расставь по образцу», «Кто самый внимательный» и другие;
- игры, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти, например, «Посмотри – запомни», «Сколько фигур на рисунке», «Запомни и назови слова», «Таблицы Шульте», ассоциации, сказке или рассказу, «Головоломки», «Запомни и расставь по порядку», «Что сначала, что потом», «Что изменилось», «Найди такой же», дидактически игры по типу лото;
- игры, направленные на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, например, кубики Б.П. Никитина, «Четвертый лишний», «Что не так», «Чего не бывает», «Нелепицы», «Сравни – что общего», «Сравни – чем отличаются?», «Раздели на группы», «Составь фигуру», «Разложи по порядку по возрастанию (убыванию) по длине, ширине, высоте»;
- игры, направленные на развитие связной речи, например, «Составь рассказ по картинке», «Речевой тренажер», «Рассказ-описание игрушки», «Путешествие», «Старые сказки с новыми героями», пересказы текстов, составление загадок, объяснение смысла пословиц, заучивание скороговорок;
- игры, направленные на развитие творческого воображения, например, «Волшебник», «Дорисуй фигуры», «Я художник», «Несуществующее животное», «Необычное растение», «Чего на свете не бывает?», «Кто больше придумает»;
- многофункциональные развивающие игры: доски Сегена, «Танграм», «Лабиринт», «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, лото.
Также с детьми использованы такие формы работы, как экспериментирование (опыты по изучению свойств воздуха, воды, магнита) и проектная деятельность «Мир живой и неживой природы» (создание рисунков, книжек-малышек, энциклопедий, фотоотчетов по итогам посещения выставок, музеев).
Раздел 4 «Напиши-ка» (развитие графомоторных навыков и мелкой моторики).
Задачи:
1. Развитие пространственных представлений, навыков ориентировки в схеме тела, ориентировки на листе бумаги.
2. Развитие зрительного восприятия, навыков узнавания фигур, зашумленных изображений.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, координированности и точности движений.
4. Развитие графических навыков, точности воспроизведения рисунков, узоров.
В структуру занятий были включены различные упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие кинестетического и кинетического праксиса, массажа и самомассаж, штриховки, теневой театр, конструктивная деятельность, оригами и другие.
Разработанная нами программа взаимодействия педагога с семьей по подготовке дошкольников к обучению в школе будет способствовать повышению уровня общей интеллектуальной, специальной и физической готовности детей к обучению в школе.
Список литературы:
1. Голованова Н.Г. Школа будущего первоклассника: методические рекомендации / Н.Г. Голованова, М.Г. Стрюкова, Т.Ф. Хвастунова. – Киров: Изд-во ВятГТУ, 2013. – 61 с.
2. Веракса Н.Е. Готовность ребенка к школе. М.: Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
3. Кобазева Ю.А. Психологическая готовность к школе: учебное пособие / Ю.А. Кобазева. – М.: Академия, 2014. – 171 с.
4. Педагогика классного руководства: учебное пособие / И.Ф. Исаев, И.В. Ирхина, В.Н. Кормакова; под редакцией И.Ф. Исаева. – Белгород: Белгород, 2018. – 306 с.