Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Дата публикации: 2021-03-04 14:43:44
Статью разместил(а):
Амелина Ирина Александровна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Автор: Амелина Ирина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 28 "Сказка", г. Ногинск

 

Цель: Формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности.

Программные задачи: 

- Продолжать учить детей считать в пределах 5, формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5). Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

- Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, активизировать речь.

- Воспитывать интерес к математике, желание помогать друг другу.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, художественное слово, вопросы, объяснение, показ.

Предварительная работа: Игры с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, индивидуальная работа по изучению схем – символов.

Демонстрационный материал: Аудиозапись «голос робота», мозаика «Геометрические фигуры», игра «Судоку», картинки с изображением частей суток, полоски бумаги разные по цвету и длине, набор «Логические блоки Дьенеша», мешочек, схема – символы, конструктор "Мое время для робототехники "Brain А". 

Раздаточный материал: Коробочки, палочки Кюизенера, геометрические фигуры из набора «Логические блоки Дьенеша», мозаика «Геометрические фигуры», трафареты, портреты роботов.

Место проведения: группа.

Возраст: 4-5 лет.

Посадка детей: Свободное размещение.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и задания. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!

Ребята, а как вы думаете, что надо сделать, чтобы у нас было хорошее настроение?

Дети: Надо сказать друг другу что-то приятное, поздороваться, обнять друг друга, улыбнуться друг другу.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся все за руки и улыбнемся друг другу.

Дети произносят слова приветствия:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло загадочное послание, послушайте, пожалуйста (Звучит «голос робота»).

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут робот-помощник, я живу на другой планете. Я знаю, что вы очень добрые и дружные ребята. Мне очень хочется с вами встретиться и подружиться, но для этого вы должны выполнить несколько заданий. Надеюсь, у вас все получится, с нетерпеньем жду нашей встречи!» 

Воспитатель: Ребята, вы хотите познакомиться с роботом? (да)

Послушайте первое задание, отгадайте загадку, и вы узнаете на чем прилетит к нам робот. 

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться: 

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звезд (Ракета.)

Перед вами лежат геометрические фигуры, вам нужно построить из них ракеты (Дети подходят к столу и строят ракеты), мозаика «Геометрические фигуры».

Воспитатель: Молодцы ребята, с первым заданием мы справились.

Теперь перед нами второе задание - игра «Судоку» (на полу коврик с геометрическими фигурами). Вам надо разложить недостающие фигуры в свободные места на поле так, чтобы не повторялась форма и цвет фигур ни в строчке, ни в столбце.

Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием мы тоже справились.

А вот и третье задание. Робот прилетит к нам на ракете, и спустится с нее по лесенке. Давайте построим для него лесенку. Присаживайтесь за столы.

У вас на столах лежат цветные счетные палочки.

- Сколько палочек? (пять)

Значит надо построить лесенку, которая будет состоять из пяти ступенек.

«Составим все палочки четко по росту, от низкой к высокой, это очень просто».

Сначала возьмем самую короткую палочку. Какого она цвета? (белого)

Какое число означает белая палочка? (один)

Справа от белой палочки поставим палочку какого цвета? (розового)

Какое число означает розовая палочка? (два) и т.д. до 5.

(Дети строят лесенку за столами, воспитатель на доске.)

Воспитатель: Ребята, у всех получилась лесенка? Давайте посчитаем ступеньки по порядку (дети считают).

Соня, какая по счету белая палочка? (первая)

Мирослава, какая по счету розовая палочка? (вторая)

Миша, какая по счету голубая палочка? (третья)

Варя, какая по счету красная палочка? (четвёртая)

Ваня, какая по счету желтая палочка? (пятая)

Между какими двумя ступеньками находится красная палочка? (между 3 и 5)

Палочка какого цвета обозначает самое большое число на вашей лесенке? (желтого) Назовите это число (пять).

Палочка какого цвета обозначает самое маленькое число? (белого) Назовите это число (один).

Воспитатель: Молодцы, с третьим заданием мы тоже справились.

Физминутка.

А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат геометрические фигуры из набора «Логические блоки Дьенеша.

Ребята, каждый из вас должен достать из мешочка первую попавшуюся фигуру и дать ей характеристику по четырем свойствам: цвет, форма, толщина, размер. В помощь вам вот эта схема (воспитатель держит в руках схему с символами свойств для описания фигуры).

Воспитатель: Молодцы! Теперь у каждого из вас в руках по одной фигуре, которую вы описали по свойствам. А давайте найдем ей пару. (Дети под музыку бегают по группе, как только музыка останавливается, ищут пару, например, по размеру, по цвету и т.д.).

Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете о каждой геометрической фигуре. Даже пару смогли отыскать каждой фигуре.

Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас осталось последнее задание. Надо отгадать загадки. 

1.  Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило? (утро)

2.  Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это?  (днем)

3. Наигралась детвора,

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? (вечер)

4.  На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит?  (ночь)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Когда это бывает?»

На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых дети в разное время суток. Предложить детям разложить картинки по порядку. Когда это бывает? Что изображено на картинках? Что делают дети? Уточнить последовательность (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями мы справились. А сейчас наступило время для встречи с роботом-помощником. Закрывайте глаза.

Звучит космическая музыка, воспитатель ставит перед детьми робота.  Дети открывают глаза. Звучит голос робота: «Здравствуйте, ребята! Вы очень умные и дружные дети, выполнили все задания. Я очень рад нашей встрече, надеюсь, мы с вами подружимся. Я покажу вам, что умею делать, вы научитесь управлять мной. Хочу подарить вам портреты моих друзей – роботов и трафареты, с помощью которых вы нарисуете роботов – помощников». Дети рассматривают робота, воспитатель показывает, как с помощью пульта можно управлять роботом.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы с вами делали?

Что понравилось больше всего? Сегодня вы были очень активные, правильно выполняли все задания. Занятие закончено.

 

.  .  .