Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей
Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей
Автор: Купцова Елена Александровна
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия современного общества, окружающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
И наше образовательное учреждение с коррекционной направленностью не является исключением.
Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что 50% детей в группе имеют инвалидность (основной диагноз ) и другие сопутствующие психо-моторные нарушения развития (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, РАС).
Поэтому задачей образовательного учреждения является обеспечить каждому ребенку охрану и укрепление физического и психического здоровья, физического и эмоционального благополучия.
Для решения этой задачи в образовательном учреждении с коррекционной направленностью образовательный процесс строится в несколько этапов:
-
Набор детей с разным сроком пребывания (гибким графиком посещения образовательного учреждения) по заключению ПМПК.
-
Комплексная медико-психологическо-педагогическая диагностика.
-
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.
-
Создание безопасно организованной среды.
-
Организация физического воспитания.
-
Соблюдение рационального режима дня.
-
Взаимодействие педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Комплексная медико-психологическо-педагогическая диагностика.
Включает в себя составление индивидуальных программ обучения и воспитания в соответствии с методами и программным содержанием обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с целью сохранения здоровья детей в процессе обучения.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.
При составлении сетки занятий, планов необходимо учитывать :
-
соответствие суммарной учебной нагрузки гигиеническим требованиям,
-
показатели умственной работоспособности, свидетельствующие о степени выраженности утомления.
-
Физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряженности функционирования сердечно-сосудистой системы и ЦНС.
-
Показатели физического развития и заболеваемости детей.
Для обеспечения оптимальной нагрузки на ребенка, с целью защиты от переутомления и дезадаптации, регулярно планируются проведение интегрированных занятий, учитываются организованные условия для реализации индивидуального подхода к ребенку. Для этого организуются занятия по подгруппам для детей с разными темпами психического развития.
Особая роль отводится физкультурно-оздоравливающим мероприятиям по профилактике утомления детей на занятиях:
-
физкультминутки
-
динамические паузы
-
дыхательная гимнастика
-
глазная гимнастика
-
пальчиковая гимнастика
-
коррегирующая гимнастика
-
подвижные игры
-
самомассаж
Так же проводятся с детьми занятия познавательного цикла о здоровье, которые дают детям:
-
знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура,озноб, боль в горле, насморк и т. д.)
-
знания простейших правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и тоже время, занятия чередовать с отдыхом)
-
знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, мыло, зубная щетка и т. д.)
-
знания о физических упражнениях, об их назначениях.
Создание безопасно организованной среды.
Это гигиенические, регламентированные СанПиНами требования (соблюдение освещенности, режима проветривания, требования к мебели и т. д.
При построении эффективного образовательного процесса немаловажна — эмоционально-поведенческая среда. Педагоги должны умело дирижировать состоянием активности детей и предупредить их агрессию.
Опосредованный фактор,влияющий на здоровье детей — это культурологическая среда, предполагающая включение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения — изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, куклотерапию.
Организация физического воспитания.
Оказывает существенное влияние на совершенствования защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействия овладению необходимыми движениями. Исходя из специфики нашего учреждения , вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в системе.
Формы организации физического воспитания включают в себя:
-
3 физкультурных занятия (2 в зале и 1 на прогулке)
-
спортивные досуги, праздники
-
дни здоровья
-
подвижные игры
-
коррегирующая гимнастика
-
Соблюдение рационального режима дня.
Физиологическая основа режима — это выработка у ребенка условного рефлекса на время, т. е. его определенное время действия формирует на определенный вид деятельности. Использование в общем режиме дня постоянного времени и места утренней гимнастики,КГН, закаливающих процедур, навыков самообслуживания, бодрящей гимнастики после дневного сна, НОД делает режим каждой возрастной группы оздоровительным фактором.
Взаимодействие педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Для успешной и продуктивной работы образовательного учреждения по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечить взаимосвязь в работе с родителями воспитанников.
Роль родителей в сохранении здоровья ребенка при поддержки образовательного учреждения состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов учреждения в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка , активном участии в создании культурных традиций детского сада.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянным контактами с родителями и детьми в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду.
Поэтому образовательное учреждение должно оказывать существенную помощь семье в сохранении физического и психического здоровья ребенка. В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации и рекомендации в виде ширм, альбомов, папок-передвижек на следующие темы:
«Формы оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками»
«Подвижные игры с детьми на прогулке в зимний период»
«Берегите здоровье детей»
«Физкультура и здоровье» (почему полезно заниматься физкультурой)
«Советы родителям о питании»
«Как стать Неболейкой»
«Сон — важная функция организма»
«Безопасность ребенка в быту»
«Профилактика заболеваний (здоровье без лекарств)»
«Если хочешь быть здоров, закаляйся! Закаливание в домашних условиях»
«Использование различных видов игровых гимнастик и пальчиковых упражнений»
«Опасность вокруг нас»
«Проведение зимних каникул»
Проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, совместные физкультурно-оздоровительные досуги, праздники, дни здоровья. Ничто так не сближает родителей, детей и педагогов, как совместно проведенные мероприятия. Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнивать его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость от того, что их мамы и папы пришли на праздник, досуг, открытое занятие не просто посмотреть, но и поучаствовать, повеселиться вместе с ним.
Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.