Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей

Дата публикации: 2017-10-06 21:48:19
Статью разместил(а):
Купцова Елена Александровна

Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей

Автор: Купцова Елена Александровна

 

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия современного общества, окружающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

И наше образовательное учреждение с коррекционной направленностью не является исключением.

Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что 50% детей в группе имеют инвалидность (основной диагноз ) и другие сопутствующие психо-моторные нарушения развития (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, РАС).

Поэтому задачей образовательного учреждения является обеспечить каждому ребенку охрану и укрепление физического и психического здоровья, физического и эмоционального благополучия.

Для решения этой задачи в образовательном учреждении с коррекционной направленностью образовательный процесс строится в несколько этапов:

 

  1. Набор детей с разным сроком пребывания (гибким графиком посещения образовательного учреждения) по заключению ПМПК.

  2. Комплексная медико-психологическо-педагогическая диагностика.

  3. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.

  4. Создание безопасно организованной среды.

  5. Организация физического воспитания.

  6. Соблюдение рационального режима дня.

  7. Взаимодействие педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.

     

    Комплексная медико-психологическо-педагогическая диагностика.

Включает в себя составление индивидуальных программ обучения и воспитания в соответствии с методами и программным содержанием обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с целью сохранения здоровья детей в процессе обучения.

 

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.

При составлении сетки занятий, планов необходимо учитывать :

  • соответствие суммарной учебной нагрузки гигиеническим требованиям,

  • показатели умственной работоспособности, свидетельствующие о степени выраженности утомления.

  • Физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряженности функционирования сердечно-сосудистой системы и ЦНС.

  • Показатели физического развития и заболеваемости детей.

Для обеспечения оптимальной нагрузки на ребенка, с целью защиты от переутомления и дезадаптации, регулярно планируются проведение интегрированных занятий, учитываются организованные условия для реализации индивидуального подхода к ребенку. Для этого организуются занятия по подгруппам для детей с разными темпами психического развития.

Особая роль отводится физкультурно-оздоравливающим мероприятиям по профилактике утомления детей на занятиях:

  • физкультминутки

  • динамические паузы

  • дыхательная гимнастика

  • глазная гимнастика

  • пальчиковая гимнастика

  • коррегирующая гимнастика

  • подвижные игры

  • самомассаж

Так же проводятся с детьми занятия познавательного цикла о здоровье, которые дают детям:

  • знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура,озноб, боль в горле, насморк и т. д.)

  • знания простейших правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и тоже время, занятия чередовать с отдыхом)

  • знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, мыло, зубная щетка и т. д.)

  • знания о физических упражнениях, об их назначениях.

 

Создание безопасно организованной среды.

Это гигиенические, регламентированные СанПиНами требования (соблюдение освещенности, режима проветривания, требования к мебели и т. д.

При построении эффективного образовательного процесса немаловажна — эмоционально-поведенческая среда. Педагоги должны умело дирижировать состоянием активности детей и предупредить их агрессию.

Опосредованный фактор,влияющий на здоровье детей — это культурологическая среда, предполагающая включение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения — изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, куклотерапию.

Организация физического воспитания.

 

Оказывает существенное влияние на совершенствования защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействия овладению необходимыми движениями. Исходя из специфики нашего учреждения , вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в системе.

Формы организации физического воспитания включают в себя:

  • 3 физкультурных занятия (2 в зале и 1 на прогулке)

  • спортивные досуги, праздники

  • дни здоровья

  • подвижные игры

  • коррегирующая гимнастика

  •  

Соблюдение рационального режима дня.

Физиологическая основа режима — это выработка у ребенка условного рефлекса на время, т. е. его определенное время действия формирует на определенный вид деятельности. Использование в общем режиме дня постоянного времени и места утренней гимнастики,КГН, закаливающих процедур, навыков самообслуживания, бодрящей гимнастики после дневного сна, НОД делает режим каждой возрастной группы оздоровительным фактором.

 

Взаимодействие педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Для успешной и продуктивной работы образовательного учреждения по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечить взаимосвязь в работе с родителями воспитанников.

Роль родителей в сохранении здоровья ребенка при поддержки образовательного учреждения состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов учреждения в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка , активном участии в создании культурных традиций детского сада.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянным контактами с родителями и детьми в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду.

Поэтому образовательное учреждение должно оказывать существенную помощь семье в сохранении физического и психического здоровья ребенка. В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации и рекомендации в виде ширм, альбомов, папок-передвижек на следующие темы:

«Формы оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками»

«Подвижные игры с детьми на прогулке в зимний период»

«Берегите здоровье детей»

«Физкультура и здоровье» (почему полезно заниматься физкультурой)

«Советы родителям о питании»

«Как стать Неболейкой»

«Сон — важная функция организма»

«Безопасность ребенка в быту»

«Профилактика заболеваний (здоровье без лекарств)»

«Если хочешь быть здоров, закаляйся! Закаливание в домашних условиях»

«Использование различных видов игровых гимнастик и пальчиковых упражнений»

«Опасность вокруг нас»

«Проведение зимних каникул»

Проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, совместные физкультурно-оздоровительные досуги, праздники, дни здоровья. Ничто так не сближает родителей, детей и педагогов, как совместно проведенные мероприятия. Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнивать его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость от того, что их мамы и папы пришли на праздник, досуг, открытое занятие не просто посмотреть, но и поучаствовать, повеселиться вместе с ним.

Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

.  .  .