Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края

Дата публикации: 2019-04-01 19:44:06
Статью разместил(а):
Мухаметова Гульнар Фаритовна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края

Автор: Мухаметова Гульнар Фаритовна

МАДОУ "Детский сад № 26 Радость", г. Нефтеюганск

 

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. 

В Ханты-Мансийском автономном округе самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. При знакомстве с окружающей действительностью, при общении с природой родного края, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе родного края, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе, обществе, формируется духовная личность, способная поступать нравственно по отношению к природе и окружающей действительности.

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи: 

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогащать знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к природе.

В нашей группе игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций.  Через (экологические  игры, экологические подвижные игры, викторины, дидактические игры) дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно  проводятся экологические развлечения :  «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».

На наш взгляд опытно-экспериментальная деятельность является, также  одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой  дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. В нашей группе реализуются дополнительная образовательная программа « Я исследователь», целью которой является: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности

Формированию патриотических чувств также способствует художественно-творческая деятельность. Стремление рисовать родной город, смастерить поделки из природного материала вызывает у детей не только положительные эмоций, но и гордость  за родной город, и родной край. 

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным городом, родным краем, мною была организована выставка воспитанников «Осенний Нефтеюганск». В рамках экологической акции воспитанники смастерили  Елочки из бросового материала, а также планируется провести акции: «Помоги птицам зимой», Экология – забота общая», «Чистый мир», «Посади дерево и сохрани его». Воспитанниками и их родителями создан  центр умных книг, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, созданные воспитанниками.

Обязательным компонентом нашей работы является природоохранная детская деятельность. Дети и их родители, а также педагоги ДОУ, выходят с «экологическим патрулём» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, близлежащего окружения,  принимают участие в городских акциях  «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым,  наши дети участвуют в общем деле, становятся сопричастными к жизни города, социума.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, большое внимание уделяем  « центру «Мой город Нефтеюганск» В  центре  размещен: «Макет  города Нефтеюганска», Фотоальбомы «Достопримечательности родного города, края», « Птицы и животные нашего края», «Растения нашего края», которые способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Систематический проводим «уроки доброты», не только в нашей группе, но и для ребят других групп целью которых является  развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам «Уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Любить природу - что это значит».

Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются как традиционные формы работы, так и интерактивные.  В рамках проекта «Экологический десант» проводились следующие мероприятия: анкетирование по теме «Нравственно - патриотическое воспитание», опрос с целью выявления их экологической компетентности, родительские собрания «Растим патриотов», консультации, оформление и обновление информационных стендов, выпуск экофотогазет, экологических плакатов, буклетов, организация выставок поделок из природного материала, интерактивных площадок и квест-игр. 

Родители участвуют в межрегиональных экологических конкурсах детского художественного творчества, экологических акциях «Экологическая ситуация в ХМАО», «День земли», «Накормите птиц зимой»,  «Здравствуйте птицы», «Сохраним ель – красавицу наших лесов»; интерактивные площадки, квест-игры. Участие родителей и детей в экологических  акциях позволяют сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость.

Проведение интерактивных площадок позволяют родителям овладевать способами практического осуществления различных видов детской деятельности, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания.

Совместная с родителями система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за  родной край, за  Родину за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

 

Список литературы:

1. Алешина Н.В «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитания патриотизма средствами образования.-СПб.: КАРО, 2004.-С. 3-20.

3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста,М., 2009.

4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

 

.  .  .