Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Дата публикации: 2019-02-13 12:01:05
Статью разместил(а):
Батурина Кира Олеговна

Система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Автор: Батурина Кира Олеговна

МБДОУ "Мозаика", с.п. Село Хурба

 

Физкультурно-оздоровительная работа в нашем учреждении – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива, рассчитанная на длительный срок. Основной формой  работы  являются занятия по программе ««Детство», авторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др». Для реализации программных задач используются парциальная программа авт. Полтавцева, Гордова «Физическая культура в дошкольном возрасте», используются элементы программ В.Н. Зимонина «Росинка», О.Б. Казина «Веселая физкультура для детей и их родителей», элементы программы «Старт» Л.В. Яковлева.

Занятия приводятся три раза в неделю два в спортзале одно на воздухе. В теплое время все занятия проводятся на улице. Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде,  игра в бадминтон, баскетбол.
Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, коньках, лыжах. В нашем детском саду для этого есть все условия.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям подбираю содержание и материал так, чтобы занятие доставляло удовольствие,  чтобы могло учить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
  • В среднем возрасте, чтобы развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
  • В старших группах, чтобы сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность, привить интерес к физкультуре и спорту и т.д.

В работе используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: 

  • Занятия по традиционной схеме.
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия – тренировки в основных видах движений или  школа мяча
  • Тематические – посвященные одному виду физических упражнений   (лыжи, бадминтон)
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования,  или игры-эстафеты где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Сюжетно-игровые занятия
  • Комплексные ( интегрированные) - совместно с  различными специалистами (муз.работником, логопедом, воспитателями, психологом)
  • Занятия  на спортивных тренажёрах

Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Использую принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Параллельно с физическим развитием на занятиях  обучаю  детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

2. Двигательный режим.

Вся работа  на занятиях строится на основе диагностического обследования. По результатам исследований на основе методик И.М. Воротилкиной, Г.А. Решетневой  было выявлено, что  только у 72 % детей (2017-2018 уч. год) показатели физических качеств соответствует норме. Поэтому для достижения положительных результатов в физическом развитии детей я совместно с воспитателями и специалистами  провели  в детском саду усовершенствование двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего возраста, составили алгоритмы режимов для каждой группы. Для каждой возрастной группы составлено перспективное планирование подвижных игр, а это помогает освоению, закреплению навыков ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья.

Структура усовершенствованного двигательного режима детей дошкольного возраста:

 

Формы организации.

Особенности организации

I

Физкультурно-оздоровительные мероприятия 

1.1

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале.


1.2.

 

 

 

1.3

 

 

1.4

 

1.5

 

1.6


1.7


1.8

1.9


Двигательная разминка

 

Физкультминутка.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

 

Оздоровительный бег.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Прогулки-походы.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным массажем.

Логоритмическая гимнастика.

Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статистических поз).

Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий.

Ежедневно, во время утренней прогулки, подгрупп, подобранных с учетом уровня ДА детей.

Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки.

Ежедневно, во время вечерней прогулки.

Один раз в месяц, во время, отведенное для физкультурных занятий, организованных игр и упражнений.

Ежедневно, в группах и зале. 

Два раза в неделю, индивидуально (проводится логопедом).

2

Учебные занятия. 

2.1  

По физической культуре.

Три раза в неделю (одно на улице) в первой половине дня.   

3

Самостоятельная двигательная деятельность 

3.1

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4

Физкультурно-массовые занятия 

4.1 

4.2

4.3

4.4

Неделя здоровья  

Физкультурный досуг.

Спортивный праздник.

Игры-соревнования между возрастными группами.

Один  раза в год. 

Один раз в месяц.

три раза в год, на открытом воздухе.

Один-два раза в год.

5

Дополнительные виды занятий 

5.1 

 

Олимпионик  

Два раза в неделю, во вторую половину дня Длительность - 30 минут. 

6

Совместная физкультурно-оздоровительная работадетского сада и семьи 

6.1 

6.2

 

6.3

 

Домашние задания. 

Физкультурные  праздники детей совместно с родителями.

Участие родителей в физкультурно-оздор. работе детского сада.

Определяются воспитателями 

По желанию родителей.

Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, туристических походов, посещения открытых занятий.

 

Режим двигательной деятельности охватывает все формы работы по физическому воспитанию и предполагает тесное взаимодействие инструктора по ФК с воспитателями, специалистами, медработниками. Данный режим предполагает в каждой группе наличие спортивного уголка. Он создается, для того чтобы дети могли организовать  двигательную деятельность, как  с помощью воспитателя, так и самостоятельную двигательную деятельность. Однако, проведя анализ содержания спортивных уголков в группах, а так же проведя наблюдения за воспитанниками во время самостоятельной деятельности, я пришла к выводу, что наши дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной деятельности в условиях ограниченного пространства, т.е в группе, где много мебели, игрушек, оборудования, где невозможно бегать, кидать мяч, а так же не умеют ее правильно организовывать, что часто приводит к нарушениям в поведении. Мне хотелось самостоятельное активное движение детей сделать интересным и доступным.

Разработала проект «Обучение детей самостоятельной двигательной деятельности в условиях ограниченного пространства». Этот проект реализуется совместно с воспитателями групп.

В результате реализации проекта значительно вырос интерес воспитанников к подвижным и творческим играм, снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность детей, существенно снизилось количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуаций во время самостоятельной деятельности.

3. Спортивно-туристическая работа. 

Большую роль в оздоровлении и развитии  физических качеств  детей занимает  спортивно-туристическая работа. Прогулки, экскурсии, походы пешие, походы на лыжах – представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, укрепление здоровья, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, к родному краю. Походы я планирую по  схеме:

-        переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий

-        наблюдение в природе и сбор природного материала

-        подвижные и дидактические игры, упражнения на полосе препятствий

-        самостоятельные игры (на привале)

 

4. Спортивно-досуговая деятельность.

В системе физического воспитания прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья. Сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на этих мероприятиях.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.  Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например «Спортландия», «Доктор Айболит» и т.д. Иногда провожу физкультурные досуги, объединив детей разного возраста. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Физкультурные праздники, в которых участвуют  все группы детского сада, провожу не менее 4 раз в год:

Осенний – Неделя туризма;

 Зимний, который включает в себя открытие зимнего городка;

Весенний -   проводы зимы, встреча весны (Масленица);

Летний - открытие летних олимпийских игр.

Праздники посвящаются различным сезонам года. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность от 1-1,5 часа.    

Один раз в  месяц планируются Дни здоровья.  Лучшее место для их проведения - поляна,  где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках.

Традиционно проводится каникулярная неделя, олимпийская неделя, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», в игре «Зов джунглей» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.

5. Спортивно- кружковая работа.

Формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям,  и желанием использовать их в самостоятельной двигательной деятельности  реализую через занятия в кружках и спортивных секциях.

Я веду следующие кружки: «Олимпиоик», «Спортивные игры», «Лыжные гонки».

Основное содержание деятельности по обучению детей спортивным играм я построила на материалах программы Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье», методических рекомендациях Э.Й. Адашкявичене, «Подвижные игры» Былеева, Короткова.

Свои достижения  дети демонстрируют на соревнованиях различного уровня.

Соревнование   с детьми детского сада 2 корпуса

Учащимися МОУ «СОШ № 1» сельского поселения «Село Хурба»

6. Здоровьесберегающие технологии Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы образовательных  учреждений связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления. У истоков этого направления стоял замечательный российский ученый Ю.Ф. Змановский.

Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: «Здоровый ребенок   - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития». Такое определение мне очень импонирует.   В системе своей работы я опираюсь  на принципы педагогики оздоровления, выработала свою схему оздоровительных техник.  Ключевым принципом педагогики оздоровления является индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, поэтому  на каждого ребенка детского сада   заводится  информационно – диагностическая карта «Паспорт Здоровья». Исходные данные заполняются мной и медсестрой.  На основе этих данных разрабатываются  оздоровительные комплексы для каждого ребенка, корректируются режимы двигательной активности в группе,  берутся под контроль наиболее сложные дети.

К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся:

·         развитие творческого воображения;

·         формирование осмысленной моторики;

·          создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

·         формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

В соответствии  с этими принципами я выбрала несложные, интересные   оздоровительные техники,   и успешно применяю их в работе. В систему я включила следующие техники:

Стрейчинг, Су-джок терапия, Биогимнастика, Танцетерапия.                                                                      

Для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата использую элементы специальной лечебной гимнастики на надувных эластичных мячах. Яркая игровая психоэмоциональная окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот метод двигательной реабилитации особенно актуальным для детей. Сочетание достаточно высокой физической нагрузки с благоприятным эмоциональным настроем детей приносит положительные результаты.

Все эти техники - это специально разработанные музыкально-ритмические движения, которые повышает общий жизненный тонус детей, помогают в формировании их основных движений, регуляции деятельности многих систем организма,  в развитии правильной осанки, координации и точности движений, произвольности психических функций.

7. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Одним из очень важных форм работы по физическому воспитанию является пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни,  как среди воспитанников, так и среди педагогов. С этой целью  для детей организовываю экскурсии на  спортивные стадионы, знакомлю с достижениями спортсменов  г. Комсомольска - на  Амуре и страны в целом, имеем возможность совершать виртуальные экскурсии в мир спорта через Интернет, провожу специальные занятия, беседы, читаем специальную и художественную литературу.  

8.  Просвещение педагогов по проблеме физического воспитания.

Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом. Поэтому передо мной стоит задача:
- Повысить уровень знаний и интерес педагогов  в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей  через организацию комплексного  физического воспитания. Для этого я использую различные формы.

Для воспитателей я создала ряд  методических разработок по теме «Формирование двигательного статуса дошкольников в процессе апробации инновационных технологий», выпустила сборники – подборки по игровой деятельности: «Самобытные нанайские игры», «Подвижные игры», «Значение народных подвижных игр  в процессе развития ребенка».

9. Средства физического воспитания. Организация двигательной развивающей среды.

Я не могу не отметить, что для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении большое значение имеет создание образовательной здоровьесберегающей среды в учреждении.

Для физического воспитания в детском саду оборудованы:

  • Спортивный зал с рекомендуемым набором спортивного инвентаря и оборудования, а также  с наличием тренажеров для всех групп мышц;
  • Физкультурные уголки в группах, где наряду с заводскими пособиями  используется оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей  на свежем воздухе  на участке детского сада  имеется спортивная площадка: мини-стадион и волейбольное  поле,   гимнастическая зона, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков, различные горки,  предусмотрено и свобод­ное пространство для проведения подвижных и самостоятельных игр.

В детском саду имеются  в достаточном количестве пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Традиционными  стали реализация  ежегодных  коллективных проектов по оформлению спортивных площадок - «зимнее царство», «цветочный авангард»

Тематика снежных построек всегда  разнообразна: «Крепость», «Цирк», «Теремок», «Любимые игрушки», «Подводное царство», «Лесные обитатели», «В гостях у сказки». Все конструк­ции, расположенные на спортплощадке,  активно используем: за­сыпаем снегом, закладываем снежными комками - получаются крепости, домики, горки, дуги для подлезания  др. И столики, и  скамейки, и лесенки, становятся основа­нием для  многих поделок. Для лыжных прогулок прокладывается лыжня.

.  .  .